Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
рабочая программа на тему

Бочкарёва Ирина Фёдоровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Пояснительная записка

      Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с содержанием образовательных программ на основе методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

      Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

     Задачи программы:

     Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;

    Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

    Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

    Развивать у детей умение работать с различными источниками информации.

    Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.

    Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение.      Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

   Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена — дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Рабочая программа для 3 класса «Учимся решать проектные задачи» реализована в рамках ФГОС в соответствии с базисным образовательным планом 2014-2015 уч. года, расчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

    Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.

   Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

   Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

   Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

   Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

   Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

  Общая характеристика содержания подпрограмм

    Подпрограмма «Тренинг».

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

    Подпрограмма «Исследовательская практика».

Основное содержание работы — проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг».

Основное содержание работы — презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Учебно — тематический план (34 часа)

Тема

Количество часов

 

Тренинг.

11

1

Что такое исследование. Какие бывают проекты.

1

2

Наблюдение и наблюдательность.

1

3

Что такое эксперимент.

1

4

Учимся задавать вопросы.

1

5

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

6

Как правильно выбрать тему проекта.

1

7

Как работать с энциклопециями, интернет-источниками.

1

8

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

9

Что такое парадоксы.

1

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

11

Мини-конференция «Как работать над проектом».

1

 

Исследовательская практика.

14

12

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

13

Как возникают сказки и рассказы.

1

14

Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки.

1

15

Профессии людей, связанные с созданием книги.

1

16

Экскурсия в библиотеку.

1

17-18

Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений.

2

19

Коллективное исследование «История возникновения игрушек».

1

20

Исследование на тему «Игрушки в разных странах мира».

1

21

Экспресс — исследование «Игрушки ХХ_ века».

1

22

Игрушки — герои мультфильмов.

1

23-24

Индивидуальные проекты «Моя любимая игрушка».

2

25

Игрушки будущего.

1

 

Мониторинг.

9

26-28

Коллективный творческий проект «Сборник детей для детей».

3

29-30

Мини — конференция «Мир игрушек».

2

31-32

Мини — конференция по итогам собственных исследований.

2

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов.

2

ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

34 часа.

Основные особенности программы.

Самостоятельная исследовательская практика во втором классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс — исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия учеников в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся третьих-четвертых классов.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Подпрограмма «Тренинг» (12ч.)

Тема «Что такое исследование».

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность».

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент».

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы».

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой».

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения — практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации — поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения — практические задания.

Тема «Как задавать вопросы».

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное».

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа — выявление логической структуры текста. Практические задания типа — «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы».

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой».

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы».

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа — эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях».

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования».

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (15ч.).

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований».

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование».

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии».

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование».

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование».

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс — исследование «Какие коллекции собирают люди».

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях».

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг» (7ч.)

2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс — исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся 3-4 классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс — исследований».

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс — исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований».

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов».

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Новизна данной рабочей программы заключается в распределении количества часов на изучение каждой темы урока, введены проверочные работы, которые направлены на контроль учебных достижений учащихся исследовательского поиска.

Межпредметные связи курса «Проектная деятельность». Задача современного образования — это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе».

Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, «подключающие» материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки «ветвления», в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.

Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.

Описание материально-технического обеспечения.

Компьютерная техника.

Аудиотехника.

Мультимедийная система.

Интернет-ресурсы.

Энциклопедии.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.

Контроль и оценка учебных достижений.

Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Примерные параметры оценки:

умение выделить проблему;

умение поставить цель исследования;

умение сформулировать гипотезу;

умение выделить объект исследования;

умение определить предмет исследования;

умение описать параметры и критерии предмета исследования.

Примерные критерии исследования:

умение подобрать соответствующие методы исследований;

умение подобрать инструментарий;

умение запустить исследование;

умение осуществить анализ результатов;

умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;

Примерные критерии написания исследовательской работы;

умение интерпретировать полученную статистику;

умение свернуть и развернуть информацию;

умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой

Примерные критерии публичного выступления;

познавательная ценность темы;

оригинальность и ценность собранного материала;

исследовательское мастерство;

структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 3 КЛАССА по курсу «Проектная деятельность».

После изучения курса ученик научится:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

готовить тексты собственных докладов;

составлять план действий по своей работе;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

презентовать свою работу.

получит возможность научиться:

структурировать материал;

под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;

проводить самоконтроль;

делать умозаключения и выводы.

Предполагаемые результаты развития УУД

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

КОМПЛЕКСНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебно — методические материалы

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 192с.

Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 32с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 124с.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.

Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.

Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.

Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.

Для обучающихся:

Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. — Росмэн-Пресс, М., — 2006г. — 144с.

Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, — Астрель. М., 2009. — 688с.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. — Астрель. — М., 2007. — 672с.

Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. — АСТ. — М., 2005. — 800с.

Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2010. — 256с.

Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2007. — 256с.

Что, зачем и почему? — Махаон, — М., 2008. — 256с.

Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. — АСТ. — М., 2008. — 272с.

Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. — Махаон, — М., 2010. — 256с.

Изобретения. — Росмэн-Пресс, М., — 2010г. — 64с.

Интернет-ресурсы:

Сайт «Детские электронные презентации и клипы» — Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

Сайт «Детский мир» — Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

Сайт «Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество — Режим доступа: http://www.happy-kids.ru

Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия» — Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

Сайт «ПроШколу.ру — все школы России» — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации — Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Сайт «Все для учителей начальной школы» — Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm

Издательский дом «Первое сентября» — Режим доступа: http://1september.ru/

Сайт «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты» — Режим доступа: http://standart.edu.ru/

Сайт журнала «Вестник образования» — Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

Сайт журнала «Начальная школа» — Режим доступа: http://n-shkola.ru/

Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 131с.http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Учимся решать комбинаторные задачи» 2 класс.

В начальной школе решение комбинаторных задач способствует формированию у учащихся приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), развивает такие качества мышления, как гибкость и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...

Программа по внеурочной деятельности РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Решение проектных задач» в 4 А классе.Направление: научно- познавательное Разработчик: Остолош Ольга Николаевнаучитель начальных клас...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...