Рабочая программа по Риторике для 2класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_2kl_petrenkol.e.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа № 13.
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании ШМО на заседании методического совета Приказом
учителей начальных классов
протокол от «26»августа 2011г. №1 протокол от «29» августа 2011г.№1 от «01»сентября 2011г. №170
руководитель: председатель: директор МОУ Донской СОШ №13
_______________ Л.А.Левашко _______________ И. А. Тарасенко _____________ С. А. Гордиенко
Программа
внеурочной деятельности
«Риторика»
во 2 классе
Составитель: Петренко Лиана Эстатьевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
х. Донской
2011 год
Пояснительная записка
к рабочей программе «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА в рассказах- и рисунках» 2 класс. Авторы : Т.А.Ладыженская и др.
Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы
на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться.
Цель программы научить детей умелому, успешному, эффективному
общению, умению успешно пользоваться даром слова.
В основе данной рабочей программы лежит программа по риторике для
четырёхлетней начальной школы.
Учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках 2 кл.» (авторский
коллектив Т.А.Ладыженская и др.) выпущен в виде книги-тетради, имеет
гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».
Учебник соответствует Федеральным компонентам образовательного
стандарта. Структура и содержание программы остались без изменений.
Учебник «Детская риторика» содержит в себе 13 разделов, каждый из
которых решает определённую часть общей задачи:
I .Проверь себя.
2.Наука риторика.
З.Как мы говорим.
4.Учусь слушать.
5.Вежливая просьба.
6.Учусь читать и писать.
7.Тема и основная мысль
8.Пересказ.
9.Вежливый отказ.
10.Типы текстов.
11.Рассуждение.
12. Описание.
13.Невыдуманный рассказ.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
а/ умение взаимодействовать с партнёрами общения, готовность понимать
его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое
поведение;
б/ правильность речи; точность речи;
в/ особенности речевых жанров.
- общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
а/ умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
б/ умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, аннотации и т.д.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Примерными программами начального общего образования;
- с компонентом образовательного учреждения;
- с учебным планом МОУ Донская СОШ №13
- с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)
На изучение данного курса во 2 классе отводится:
Всего: 35 часов (1 час в неделю)
Учебно-методический комплект.
- Ладыженская Т.А.
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях. - Ладыженская Т.А.
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.
Нравственно-риторические идеи курса.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)
Будь своему слову господин. (Пословица)
Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)
Основные риторические умения.
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;
• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:
• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;
• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).
3 . СТРУКТУРА КУРСА
№ | МОДУЛЬ (ГЛАВА) | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Повторение | 5 |
2 | Как мы говорим | 3 |
3 | Учусь слушать | 5 |
4 | Вежливая просьба | 2 |
5 | Учусь читать и писать | 2 |
6 | Текст.Тема и основная мысль | 3 |
7 | Пересказы | 2 |
8 | Вежливый отказ | 2 |
9 | Типы текстов | 5 |
10 | Невыдуманный рассказ | 2 |
11 | Подведём итоги | 2 |
12 | Обобщение по теме «Текст» | 1 |
13 | Резервный урок | 1 |
итого | 35ч |
Календарно-тематическое планирование по риторике во 2 классе.
Дата проведения | № п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Требования к ЗУН учащихся | Вид контроля | Страницы учебника | ||
2 «Б» | 2 «А» | ||||||||
6.09 | 7.09 | 1 | Наука риторика. | Знать значение науки риторики. Уметь объяснить значение риторических умений. | |||||
Повторение | |||||||||
13.09 | 14.09 | 2 | Если ты один на свете Будем общаться. Приветствие | 1 | Обобщение. | Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах. Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их. | Тематический (с.5, №1-5). | Часть I. 5 | |
20.09 | 21.09 | 3 | Погуляем по городу: Вывески-предметы,вывески-слова.Рисунки-иллюстрации,схемы, шрифт. | 1 | Объяснение нового материала. | Знать типы вывесок,их назначение Уметь их классифицировать | Т.З. вывеска-рисунок | С.8, №10. | |
27.09 | 28.09 | 4 | Слово веселит,утешает,огорчает.Поиграем вместе | 1 | Понимать значение слова каксредства воздействия на чувства и поведение людей. Уметь анализировать речь, ситуацию. | Творческое задание «Утешь друга» | |||
4.10 | 5.10 | 5 | Согласие или отказ | Знать слова согласия или отказа. Уметь применять их в жизни | Чтени е по ролям | ||||
11.10 | 12.10 | 6 | Кто – что – кому | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит); Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь; | Текущий контроль. | С.11-13 | |
18.10 | 19.10 | 7 | Кому – кто. Адресат – адресант | 1 | Урок-игра. | Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения. | Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу». | С.17 №25 | |
Как мы говорим. | |||||||||
25.10 | 26.10 | 8 | Темп. Громкость | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон. - дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза. Уметь: - различать оттенки тона. соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего; - передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи. | Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок». | С.20-27 | |
8.11 | 9.11 | 9 | Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить | 1 | Объяснение нового материала. | С.29 №39 | |||
Настроение, чувства и тон говорящего (с.35-40). | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Чтение по ролям. | С.39 №49 | ||||||
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд (с.41-44). | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Инсценирование беседы с помощью жестов. | С.45 №57№58 | ||||||
15.11 | 16.11 | 10 | Как мы говорим (с.45-50). | 1 | Обобщение. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 минут). | С.49 №64 | ||
Учусь слушать. | |||||||||
22.11 | 23.11 | 11 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (с.53-57) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - слушание как вид речевой деятельности; - участников слушания: адресат и адресант; - значение слов, называющих разные виды слушания; - цели слушания; -роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания; Уметь: - быть внимательными слушателями; - понимать текст, воспринимаемый на слух:
- слушать, обращая внимание:
| Текущий контроль. Фронтальный опрос. | С.56 №67 №68 | |
29.11 | 30.11 | 12 | Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. (с.58-63) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.63 №78 | ||
6.12 | 7.12 | 13 | Слушаем и выделяем непонятное. (с.64-66) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. | С.65 №82 №83 | ||
13.12 | 14.12 | 14 | Слушаем, как говорят. (с.67-69) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. | С.68 №86 | ||
20.12 | 21.12 | 15 | Слушаем на уроке. Слушаем целый день! (с.70-73) | 1 | Обобщение. | Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь. | Текущий контроль. Письменный опрос. | С.72 №96 №97. | |
Вежливая просьба. | |||||||||
27.12 | 28.12 | 16-17 | Вежливая просьба. (с.74-83) | 2 | Объяснение нового материала. | Знать: - просьба как этикетный речевой жанр; - отличие просьбы от требования, мольбы; - средства вежливого выражения просьбы; - прямая и скрытая просьба; - слова согласия и отказа. Уметь: - просить вежливо и убедительно; - выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации; - правильно реагировать на отказ и просьбу. | Текущий контроль. Устный опрос. Игра-инсценировка. | С.83 №116 | |
17.01 | 11.01 | Скрытая просьба. (с.83-85) | Обобщение и систематизация знаний. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос. | С.85 №119 | ||||
Учусь читать и писать. | |||||||||
24.01 | 18.01 | 18 | О чем нам говорит шрифт? (с.88-90) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - как оформление текста на письме помогает понять его смысл; | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | С.90 №124 №125 | |
Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы. (с.91-94) | Комбинированный урок. | Уметь: - читать схемы, таблицы; - понимать значение рисунков в учебных книгах; | Текущий контроль. Индивидуальный опрос. | С.93 №134 | |||||
Текст. Тема и основная мысль. | |||||||||
31.01 | 25.01 | 19 | Тема и основная мысль текста. (с.5-10) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать определения понятий: - текст; - тема текста; - основная мысль текста; - заголовок текста; - ключевые (опорные) слова. Уметь: - отличать текст от набора предложений; - определять тему текста; - подбирать заголовок, отражающий тему текста; - определять основную мысль текста; - подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста; - выделять ключевые (опорные) слова в тексте; - определять тему текста по опорным словам; - создавать текст на основе опорных слов; | Текущий контроль. Устный опрос. | Часть 2. с.10, №10 | |
7.02 | 1.02 | 20 | Опорные слова. (с.12-14) | 1 | Объяснение нового материала. | Текущий контроль. Тест. | С.14 | ||
Пересказы. | |||||||||
14.02 | 8.02 | 21 | Подробный пересказ. (с.15-18) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать определения понятий: - пересказ текста; - подробный пересказ; - краткий пересказ; - план-оглавление. Уметь: - в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; - в пересказе передавать основное содержание текста; - соотносить текст и план; | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.18 №23 | |
21.02 | 15.02 | 22 | Краткий пересказ. (с.18-23) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.23 №32 | ||
28.02 | 22.02 | 23 | План. Текст и план. (с.24-31) | 1 | Объяснение нового материала | Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану. | Текущий контроль. Игра «Репортер». | С.31 №39 | |
Вежливый отказ. | |||||||||
6.03 | 29.02 | 24 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. (с. 32-43) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ. | Текущий контроль. | С.43 №54 №55 | |
13.03 | 7.03 | 25 | Ответы на отказ. (с.44-49) | 1 | Объяснение нового материала. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.49 №64 | ||
Типы текстов. | |||||||||
20.04 | 14.03 | 26 | Типы текстов. (с.50-54) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу; подбирать заголовок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.53 №72 | |
3.04 | 21.03 | 27 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. (с.55-62) | 1 | Комбинированный урок. | Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме. | Текущий контроль. Фронтальный опрос, игра. | С.62 №86 | |
10.04 | 4.04 | 28 | Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Подведем итоги. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.64 №90 | ||
17.04 | 11.04 | 29 | Описание. Признаки предмета. (с.70-76) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов. | Текущий контроль. Игра «Узнай сказку». | С.71 №98 С.76 №105 | |
24.04 | 18.04 | 30 | Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку. (77-83) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.81 №111 | ||
Невыдуманный рассказ. | |||||||||
1.05 8.05 | 25.04 2.05 | 31-32 | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? (87-89) | 2 | Объяснение нового материала. | Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре; | Текущий контроль. Фронтальный опрос. Тест. | С.88 №116 | |
15.05 22.05 | 9.05 16.05 | 33 34 | Части рассказа. (с.90-92) | 2 | Комбинированный урок. | Уметь выделять части рассказа, строить его по частям; | Текущий контроль. Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.92 №121 | |
Хочу вам рассказать. (93-94) Подведем итоги | Обобщение. | Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания. | Тематический смотр знаний. Рассказ на тему «Случай из жизни». | ||||||
29.05 | 23.05 | 35 | Обобщение и систематизация зна- ний по теме «Текст» | 1 | Обобщение. | Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания. | Игра | ||
30.05 | 36 | Резервный урок | 1 |
Праздничные дни-1мая 9 мая
Учебная литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник для 2 класса |
2 | Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г | “Уроки риторики в школе» | Книга для учителя |
3. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
4. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник для класса |
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Рабочая тетрадь в 2-х частях для 2 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по риторике
Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...