Программа кружка "Школа знатоков" 2-4 классы
занимательные факты (2, 3, 4 класс) на тему

Радюшина Лариса Алексеевна

Программа кружка "Школа знатоков" 2-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа38.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников, решая ряд важнейших социально-психологических задач:

  • Не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • Создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • Формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми:

  • Выявление одаренных детей (наблюдение во время урочной и внеурочной деятельности на первом году обучения и далее, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, общение с родителями, олимпиады, конкурсы, соревнования);
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • Выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • Развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • Развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- Организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

                         Результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • Создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • Совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • Сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников:

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • Педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • Отслеживание уровня умственного развития учащихся;
  • Отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.

Прогнозируемые результаты:

- Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- Призовые места или дипломы в олимпиадах.

- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- Развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • Определять учебную задачу;
  • Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Владеть своим вниманием;
  • Сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • Использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • Самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Карта одаренного ребенка

  • 1. ФИО ребенка.
  • 2. Возраст ребенка (год, месяц).
  • 3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  • 4. Сведения о родителях.
  • 5. Состав семьи.
  • 6. Статус семьи.
  • 7. Результаты психологической диагностики
  • 8. Результаты педагогической диагностики
  • 9. Результаты социометрического исследования
  • 10. Область одаренности
  • 11. Признаки одаренности
  • 12. Диагностика одаренности
  • 13. Выводы и рекомендации

Карта интересов для младших школьников

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей: в правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей: для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Методика «Интеллектуальный портрет»

Общая характеристика:

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик

Дата _____________________________

Класс ____________________________

Учитель __________________________

Школа ___________________________

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.

6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

7. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

Методики для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду.

Да____ нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да______ нет ______. Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

Имя ребенка

Содержание программы для второго года обучения.

Программа разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей и рассчитана на 34 часа.

1 раздел: Занимательная математика – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 6 часов

3 раздел: Литературная гостиная – 6 часов

4 раздел: Немного об искусстве – 6 часов

5 раздел: Юные исследователи – 6 часов

6 раздел: Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

  1. четверть – 9 часов

1. Занимательная математика. Вглубь веков, или как считали древние. История возникновения науки. Известные ученые-математики.

2. «Велик и могуч русский язык». Эволюция русского языка. Богатство русского языка.

3. Литературная гостиная. Появление книгопечатания на Руси.

4. Немного об искусстве. Мир искусства, творчества и красоты.

5. Юные исследователи. Что такое исследование? Создание проектов. Выбор темы своего исследования.

6. Занимательная математика. Бесконечный мир чисел. Римские и арабские цифры. В царстве чисел-великанов.

7. «Велик и могуч русский язык». «Хитрый звук»

8. Литературная гостиная. История возникновения разных литературных жанров.

9.  Конкурс знатоков. Итоги первой четверти.

2 четверть – 7 часов

1.Немного об искусстве. История возникновения разных видов искусств.

2. Юные исследователи. Польза бумаги (групповое исследование)

3. Занимательная математика. В мире времени.

4. «Великий и могучий русский язык». Самые длинные и короткие слова.

5. Литературная гостиная. Развитие и специфика стихосложения в русской поэзии.

6. Немного об искусстве. Магия цвета. Передача чувств с помощью цвета.

7. Конкурс знатоков. Итоги второй четверти.

  1. четверть – 10 часов

1.Юные исследователи. Искусство создания книги (парная работа)

2. Занимательная математика. «Без мерной линейки, или измерение голыми руками».

3. «Велик и могуч русский язык». Тайны почерка.

4. Литературная гостиная. Легенды русского фольклора.

5. Немного об искусстве. Музей (экскурсия)

6. Юные исследователи. «А прочно ли куриное яйцо?» (парная работа)

7. Занимательная математика. Быстрый счет легко и просто. Великие задачи. В поисках оптимального решения.

8. «Велик и могуч русский язык». О пользе знаков препинания.

9. Литературная гостиная. «Говорящие» имена и фамилии литературных героев.

10. Конкурс знатоков. Итоги третьей четверти.

                        4 четверть – 8 часов

1.Немного об искусстве. Театр (экскурсия)

2. Юные исследователи. Почему мы плачем? Откуда берутся слезы? (парная работа)

3. Занимательная математика. В мире ребусов и лабиринтов.

4. «Велик и могуч русский язык». О русских именах и фамилиях.

5. Литературная гостиная. Автобиография.

6. Немного об искусстве. Автопортрет.

7. Юные исследователи. Презентация самостоятельных исследований.

8. Конкурс знатоков. Итоги года.

Содержание программы для второго года обучения.

Программа разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей и рассчитана на 34 часа.

1 раздел: Занимательная математика – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 6 часов

3 раздел: Литературная гостиная – 6 часов

4 раздел: Немного об искусстве – 6 часов

5 раздел: Юные исследователи – 6 часов

6 раздел: Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

  1. четверть – 9 часов

1. Занимательная математика. Логические задачи. Решение готовых задач и составление своих.

2. «Велик и могуч русский язык». Путешествие в страну «Части речи». Актуализация знаний о частях речи. Их значение в речи.

3. Литературная гостиная. «От глиняной таблички до сетевой странички». Экскурс в историю книги.

4. Немного об искусстве. Искусство. Виды искусства. Место компьютерных игр в искусстве.

5. Юные исследователи. Я – исследователь! Актуализация знаний о создании проекта и о проведении исследования.

6. Занимательная математика. Математические ребусы. Разгадывание готовых и создание своих ребусов.

7. «Велик и могуч русский язык». В стране «Ударение». О значении правильно поставленного ударения. Поиск ударных слогов. Игра «Француз». 

8. Литературная гостиная. Дневник читателя. Значение и необходимость. Личный дневник.

9.  Конкурс знатоков. Итоги первой четверти.

2 четверть – 7 часов

1.Немного об искусстве. Богатство природного материала. Разнообразие материала, который дает нам природа. Его значение и применение. Поделка из природного материала.

2. Юные исследователи. Хочу все знать! Урок, мотивирующий на проведение исследований. Поиск информации.

3. Занимательная математика. Математические лабиринты. Решение готовых и составление своих лабиринтов.

4. «Великий и могучий русский язык». Тайны происхождения слов. Интересные, но незнакомые слова. Лексическое значение слова. Словари.

5. Литературная гостиная. Литературная викторина «По дорогам сказок»

6. Немного об искусстве. Искусство природы. Экскурсия в природу. Красота природы.

7. Конкурс знатоков. Итоги второй четверти.

  1. четверть – 9 часов

1.Юные исследователи. Блиц-турнир «Назад в прошлое». Значение исследований в эволюции человека.

2. Занимательная математика. Задачи-шутки. Решение готовых и создание своих задач.

3. «Велик и могуч русский язык». Сложносокращенные слова. Значение. Абривиатура.

4. Литературная гостиная. По следам Каштанки. Игра-расследование.

5. Немного об искусстве. Я –художник. Значение слова художник. Выполнение работ по собственному замыслу.

6. Юные исследователи. Ее величество Гипотеза! Понятие, значение.

7. Занимательная математика. Математический турнир.

8. «Велик и могуч русский язык». Иностранные слова в русском языке. Заимствование, значение.

9.Конкурс знатоков. Итоги третьей четверти.

                        4 четверть – 9 часов

1. Литературная гостиная. «Земляк, прославивший Россию.» Литературный час о творчестве Ф.Абрамова

2. Немного об искусстве. Его величество Пластилин. Значение. Создание композиции из пластилина.

3. Юные исследователи. Учусь быть интересным! Презентация своего исследования.

4. Занимательная математика. Математическая олимпиада.

5. «Велик и могуч русский язык». Тайны почерка.

6. Литературная гостиная. «Героями не рождаются…» Литературный час накануне Дня Победы.

7. Немного об искусстве. Искусство танца.

8. Юные исследователи. Мои проекты. Анализ.

9. Конкурс знатоков. Итоги года.

 

    Содержание программы для третьего года обучения.

Программа разделена на 3 раздела: математика, русский язык, окружающий мир и рассчитана на 34 часа.

1 разел: «Занимательная математика» – 10 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 10 часов

3 раздел: «Мир вокруг нас» - 10 часов

        Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

  1. четверть – 9 часов
  1. «Занимательная математика». Числа и величины.
  2. «Велик и могуч русский язык». Звуки и буквы. Произношение слов
  3. «Мир вокруг нас». Человек и природа
  4. «Занимательная математика». Числа и величины.
  5. «Велик и могуч русский язык». Звуки и буквы. Произношение слов
  6. «Мир вокруг нас». Живая и неживая природа.
  7. «Занимательная математика». Арифметические действия.
  8. «Велик и могуч русский язык». Состав слова.
  9. Конкурс знатоков

  1. четверть – 7 часов
  1.  «Мир вокруг нас». Растения и животные.
  2. «Занимательная математика». Арифметические действия.
  3. «Велик и могуч русский язык». Состав слова.
  4. «Мир вокруг нас». Наблюдения и опыты.
  5. «Занимательная математика». Текстовые задачи.
  6. «Велик и могуч русский язык». Части речи.
  7. Конкурс знатоков.

  1. четверть – 10 часов
  1. «Мир вокруг нас». Работа с картой.
  2. «Занимательная математика». Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
  3. «Велик и могуч русский язык». Текст. Лексическое значение слова.
  4. «Мир вокруг нас». Человек и общество.
  5. «Занимательная математика». Геометрические величины.
  6. «Велик и могуч русский язык». Текст. Лексическое значение слова.
  7. «Мир вокруг нас». Исторические факты.
  8. «Занимательная математика». Работа с информацией.
  9. «Велик и могуч русский язык». Предложение. Пунктуация.
  10.  Конкурс знатоков

  1. четверть – 8 часов
  1. «Мир вокруг нас». Исторические факты.
  2. «Занимательная математика». Работа с информацией.
  3. «Велик и могуч русский язык». Предложение. Пунктуация.
  4. «Мир вокруг нас». Правила безопасной жизни.
  5. «Занимательная математика». Текстовые задачи.
  6. «Велик и могуч русский язык». Орфография.
  7. «Мир вокруг нас». Правила безопасной жизни.
  8. Конкурс знатоков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...