Внеурочные занятия (метапредметные)
методическая разработка на тему

Садирова Лариса Александровна

В данном разделе представлены материалы для использования на внеурочных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача для 2 класса «Мир глазами животных»

Учитель: Садирова Лариса Александровна

Замысел задачи: ключевым понятием в курсе литературное чтение 2 класс является «точка зрения», дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а также способствует развитию навыков кооперации.

Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.

Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

        Цель, которую должны достичь дети: создать иллюстрированный «журнал», все тексты и изображения которого представляют мир глазами собак.

Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.

Проектная задача «Мир глазами животных»

В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть посвящен собакам. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот какие материалы поступили в редакционную коллегию для нового журнала:

Редакционная коллегия ознакомилась с материалами, но не пропустила их к печати!

Как вы думаете, почему эти материалы не прошли в номер? Какие ошибки обнаружили в издательстве?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте, какими должны быть статьи для журнала «Мир глазами животных»?                                                            __________________________________________________________________________________________

Комментарий к заданию: данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо внимательно прочитать его название «Мир глазами животных», а также проанализировать тексты, которые не вошли в номер. Дети делают первый вывод: предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только позицию человека.

На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо будет решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединенных общей темой, в которых рассказчик – герой – собака.

Дорогие ребята!

Издательство просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». 

  1. Придумайте название первому выпуску журнала.

  1.  В журналах бывают разные рубрики (разделы). Какие рубрики вы подберете к своему журналу?

                           

 

Названия рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания.                        

  1.  В каждом разделе  журнала должна быть соответствующая информация. Возможно, следующие тексты вам пригодятся. Внимательно прочитайте их.

Приложение 1, 2, 3

Комментарий к заданию: детям необходимо не просто разместить предложенные тексты по выбранным рубрикам (темам), но и осуществить выбор подходящих произведений, т.е. те, которые написаны от лица рассказчика – героя собаки. Материал предлагается только к некоторым рубрикам, все остальные (при желании) дети заполняют собственно составленными текстами. Страницей журнала служит лист ватмана, на который наклеиваются все материалы. Рубрики необходимо подписать. Дальнейшее оформление – по желанию детей.

  1. Ну, вот вы и заполнили рубрики журнала! Пришлось потрудиться, кое-что переделывать, а что-то даже сочинять самим - ведь не все тексты оказались подходящими.

Иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Приступайте к оформлению рубрики «Фотогалерея».  

Не забудьте, что наш журнал необычный!                                                                

Приложение 4.

Комментарий к заданию: выполняя иллюстрации к журналу, дети должны не забыть про общую авторскую задачу: показать мир глазами животного. Изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции. В первом тексте – энциклопедической статье – дается информация о том, как видит собака (у них черно-белое зрение – значит, и картинки в журнале должны быть черно-белыми). Если общую задачу дети удержали и смогли воспользоваться необходимым справочным материалом, предложенным в начале работы, то справятся с заданием верно.

  1. Ну, вот ваш журнал почти закончен! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора.

Комментарий к заданию: данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе, и, дополнив выбор детей наблюдениями экспертов, можно увидеть, чем дети руководствуются при выборе главного редактора (формальными критериями или оценивают вклад в общее дело).

Издательство «Горизонт» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!

Приложение 1.

1 вариант

Даниил Хармс

"Очень страшная история"

Доедая с маслом булку
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: ""Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть
Псу мы бросим булку в пасть".

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... булку.

Щенок
Я собака гpозная!
Пpавда лопоyхая...
Лапой всё потpогаю,
Hосом всё понюхаю.
Лаю я отважно,
Если что слyчается,
А pычy не стpашно.
Hy... Hе полyчается.
Утpом, днём и вечеpом
Во двоpе гyляю,
Всё, что мной помечено,
Снова помечаю.
С маленькой хозяйкой
Я навеки дpyжен.
Завтpак обожаю!
И обед!! И yжин!!!
И клянyсь сосискою
И мясным бyльоном
Hа собачьей выставке
Станy чемпионом!

Трезор                              Сергей Михалков 

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.

Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.

Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота —
Кот остался без хвоста.        

Отыскал на кухне угол —
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный — не узнать.
Влез в кувшин —
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улёгся на кровать —
Спать…

Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!         

Сторож                           Агния Барто

Сидеть надоело мне
Лапы сложа,
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа.

Висит объявленье
У наших ворот:
Собака нужна
Сторожить огород.

Ты меня знаешь -
Я храбрый щенок:
Появится кошка -
Собью её с ног.

Я тявкать умею,
Умею рычать,
Умею своих
От чужих отличать.

Котята боятся меня
Как огня.
Скажи мне по совести:
Примут меня?                

       

               2 вариант

                   

               Один… 

Не могу допрыгнуть до кнопки звонка,
Ключ под ковриком, но - не достать.
Ты меня прогоняла сегодня... слегка...
Чтобы я не мешал тебе спать...

Ты меня завела, чтобы весело жить.
Ты не думала, что я расту.
Оказалось, что надо гулять и кормить...
Отдала предпочтение коту.

Но куда я пойду? Я не знаю, как жить...
Я пришел... А тебя дома нет.
неужели так просто меня разлюбить?
Словно выключить лампочкин свет...
 

ЩЕНУЛЬКА И ГРОЗА
Сижу... боюсь дождя и грома.
От страха прямо вся трясусь...
Как хорошо, что мама дома...
Но все равно боюсь... боюсь!

Там, за окном, огни сверкают
и по стеклу вода бежит...
Вот мама не переживает,
грызет сухарик, не дрожит...

Она уже большая соба...
и умная... и знает двор...
Она - "эффектная особа"...
(подслушала я разговор)

А я всего лишь "дочка Глаши"...
Меня и видно не всегда...
Ой, ветками деревья машут!
Как крыльями! Вот это да!

           Вакса – клякса            С Маршак

Это - Коля с братом Васей.
Коля - в школе, в пятом классе.
Вася - в третьем. Через год
Он в четвёртый перейдёт.

Есть у них сoбака такса,
По прозванью Вакса-Клякса.
Вакса-Клякса носит кладь
И умеет в мяч играть.

Бросишь мяч куда попало,-
Глядь, она его поймала!


Каждый день уходят братья
Рано утром на занятья.
А собака у ворот
Пять часов сидит и ждёт.
И бросается, залаяв,
Целовать своих хозяев…


Много раз ребята в школе

Говорили Васе с Колей

- Больно пес у вас хорош!

 На скамейку он похож

 И на утку, и на галку.

 Ковыляет вперевалку

Криволап он и носат.

Уши до полу висят!

 Отвечают Вася с Колей

 Всем товарищам по школе:

 - Ничего, что этот пес

Кривоног и длиннонос.

 У него кривые ноги,

Чтоб раскапывать берлоги

Длинный нос его остер,

 Чтобы крыс таскать из нор.

 Говорят собаководы,

 Что чистейшей он породы!

Роман СЕФ 

СОБАКА


Бежит по улице собака,
Такая чёрная собака,
Такая рыжая собака,
Она бежит без поводка.
Ей хорошо — она гуляка,
Такая белая собака,
Ей не нужны ни кость,
Ни драка.
Такая умная собака,
Такая добрая собака.
....................................
А над собакой облака.

            Приложение 2

Если вы разбили вазу,
Не отчаивайтесь сразу -
Можете теперь до кучи
Уронить ещё одну.

             

 К псу ты привязался всей душой,
Ведь о нем сказали: «Брат меньшой».
Но ведь так же верно говорят:
«За меньших в ответе старший брат!»

Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня...
За всё я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!

             Заодно порвите тапки,
             Что давно уж присмотрели,
             Осмотрите шкаф и полки,
             И попробуйте на зуб,
             Всё, что раньше не успели,
             Упустили, проглядели,
             И конечно объявите
             Холодильнику войну!

«Собака считает хозяина слишком высокой и ненормально сообразительно собакой».

«Лучшее, что есть у человека – это собака».

                     

Приложение 3

                                                         

 

Анекдоты про собак

- А меня вчера собака покусала!
- Бешеная, наверное?
- Нет, нормальная. Стал бы я бешеную за хвост дергать!

Подходит мужик к воротам своего соседа и стучится. Стучит, стучит, но никто не отвечает.
К воротам тихо подходит собака и говорит:
- Мужик, не стучи, никого дома нет.
Тут мужик падает сразу в обморок. После пришел в себя, смотрит на собаку и говорит:
- Ты чего, собака, лаять не умеешь?
А собака отвечает:
- Умею, но не хотела тебя пугать.

Одна блоха, посмотрев на небо, говорит другой:
- Интересно, а есть ли жизнь на другой собаке?

Меня укусила ваша собака! Я требую компенсации!
- Ради Бога! Я ее сейчас подержу, а вы - кусайте!

Приложение 4.(заготовка  для рисунков)

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Программа. Внеурочная деятельность. "Метапредметный проект".

Программа. Внеурочная деятельность. "Метапредметный проект"....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...

План- конспект внеурочного занятия по метапредметному курсу "Знак. Схема" 1 класс

План- конспект внеурочного занятия по метапредметному курсу «Знак. Схема» в 1 классе...

План- конспект внеурочного занятия по метапредметному курсу "Проблема" 2 класс

План- конспект внеурочного занятия по метапредметному курсу "Проблема" 2 класс...