Сценарий метапредметного внеурочного занятия по развитию способности воображения и творческого мышления «Необычное в обычном. Метод фокальных объектов»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Романова Ольга Альбертовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 4 «Центр образования»

Сценарий

метапредметного внеурочного занятия

по развитию способности воображения и творческого мышления

«Необычное в обычном. Метод фокальных объектов»

Курсы повышения квалификации

«Реализация метапредметного подхода в образовании»

Составитель: Волкова О.А,

учитель начальных классов

г.Тутаев  Ярославской области, 2016

Область знаний –окружающий мир.

Форма проведения занятия - внеурочная деятельность

Продолжительность занятия - 30 минут

Возраст учащихся – 3 класс ОВЗ (8-9 лет)

Тема:  необычное в обычном.

Формирование базовых способностей

- развитие мыслительной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие умения самостоятельно оценивать свою деятельность.

Предметная задача: Погружать детей в ситуацию исследования, побуждать к познавательной активности и интересу к творческой деятельности. Учить придумывать, видеть необычное в обычном .

Метапредметная задача: развитие способности воображения,  придумывая что-то необычное используя  

Исходное состояние: дети придумывают чего-то необычное,  используя  «Метод фокальных объектов».

Конечное состояние: поиск новых точек зрения на решаемую проблему, с использованием  ассоциаций путем нестандартного подхода к проблемной ситуации, творческого подхода к решению задач.

Обучение приемам творческого воображения «придумывания».

Технология обеспечения единицы содержания - формирование базовой способности  воображения  осуществляется через групповую работу, направленную на поиск выхода из  проблемной ситуации.

Сценарий занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Закончите предложения:

Я всегда улыбаюсь, когда …

Когда я прихожу в класс в хорошем настроении…

Больше всего я радуюсь, если …

Больше всего я огорчаюсь, когда…

Друзьям хорошо со мной, потому что …

Я надеюсь, что сегодняшний день мы проведем в хорошем настроении: будем радоваться, улыбаться друг другу, не будем огорчать одноклассников, учителей, наших гостей. Чтобы всем было хорошо с нами. Улыбнитесь!

Начинаем наше занятие.

  1. Постановка задачи в конкретной ситуации

            Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по стране Вообразилии.

Для успешной работы нам нужно подготовиться - проведём разминку. Проверим, насколько вы наблюдательны.

Для разминки нам нужно выбрать 2 человек, что бы ни кому не было обидно,  положимся на волю случая. Под столами для каждой группы я прикрепила жетоны.

-Кто их нашёл, тот будет выполнять задание.

По очереди, глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее цвета, которыми написаны слова  (слайд №2).

- Кто больше получил оваций? Тому придётся быть более внимательным. Сегодня мы будем учиться придумывать, видеть необычное в обычном.

Тема нашего занятия «Метод фокальных объектов»

Класс поделен на 2 группы.

Дети ищут жетон.

Дети определили победителя путем хлопков в ладоши  за правильные ответы

  1. Создание образов использования кисти руки

          Увидеть  необычное в обычном мы попробуем в самом простом – в  нашей руке.

Придумайте и предложите как можно больше вариантов использования кисти руки. Можно придумывать самые нелепые вещи важно,  что бы рука могла заменить какой либо предмет.

 Проверка слайд №3

Вот сколько предметов может заменить наша рука, картинки, то что придумала я, а вы предложили больше вариантов. Одна голова хорошо, а 2 лучше, а у нас их 10. Молодцы.

Возможные варианты: чашка, расчёска, грабли, лопатка, пинцет, отвёртка, держатель, разбрызгиватель

  1. Знакомство с «методом фокального фокусирования»

Что бы решать подобные ситуации нужно иметь творческое воображение.

Сегодня мы научимся новому методу придумывания чего-то необычного. Называется он «Метод фокальных объектов».

 Название его произошло от глагола «фокусироваться». Оно означает, что мы концентрируем своё внимание в одной точке, на каком-то объекте, в фокусе.

На занятии мы говорим о руке.

 Подберем определения  объекта  рука

Условия подбора определений

1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. 

Слова не должны относиться к той же области, что и сам  объект  рука.

2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом  они не дадут интересного сочетания. 

Можно выбирать свойства, признаки,  которые объект проявляет ИНОГДА.

Проверка

Следующий объект каникулы, который мы наделим свойствами  от объекта рука.

Давайте пронаблюдаем, что получится

каникулы чистые,

 каникулы теплые,

 каникулы  дряблые,

 каникулы  влажные,

            каникулы кривая

Дети подбирают определения объекта  рука. Отвечают на вопрос: «Какой он?» и записывают определения.

Чистая

Теплая

Дряблая

Влажная

Кривая и т.д.

  1. Сначала мы отвечаем на вопрос:  «Какой он?».
  2. Записываем все названные признаки и свойства.
  3. Затем мы выбираем другой объект и наделяем его свойствами 1 объекта. Слайд№8

  1. Генерация новых идей на основе полученных словосочетаний

При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно  развивать цепочки ассоциаций.

  Давайте  ответим  на вопросы:

«Что ЭТО может быть?»,

«Где ЭТО можно использовать?».

 

«Кому ЭТО  надо?»

поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.

Самостоятельная  работа детей.

Дети подбирают характерные свойства или признаки случайных объектов

каникулы чистые

…может быть беззаботный отдых

Используем в  жизни, когда реально отдыхаем на каникулах

Это любят все дети.

И т.д.

часть  словосочетаний могут оказаться бессмысленными, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи.

  1. Продуктивная деятельность

Волшебные руки

Рисуем свой необычный вариант руки, представляем его группе.

 Подведение итогов.

Выставка рисунков

Дети рисую воображаемые образы.

  1. Рефлексия

- Что интересного вы сегодня узнали?

-Как вы считаете, вы справились с задачей?

Релаксация

Видеоролик   «Необычное в обычном»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии....

Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.

Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....

Развиваем воображение и творческое мышление

для первоклассников и их родителей...

Развитие у младших школьников творческого мышления и навыков самостоятельной исследовательской работы

Творческое мышление является  условием,  обеспечивающим высокий образовательный уровень учащихся, предпосылкой для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках...

Конспект внеурочного занятия по формированию способности организации деятельности "Синичкин день"

Конспект внеурочного занятия по формированию способности организации деятельности "Синичкин день"...

Конспект внеурочного занятия на развитие познавательных способностей

Технологическая карта внеурочного занятия Направленность внеурочной деятельности: интеллектуальное.Класс / возраст детей: 3 класс, 9 летТема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мысли...

Технологическая карта внеурочного занятия для 4 класса на тему "Знание, мышление и внимание"

Здесь представлена технологическая карта занятия для 4 класса на тему "Знание, мышление и внимание"...