Как выявить детскую одарённость…
статья на тему
Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».
Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gizatulina_nachiya_aminovna.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гизатулина Начия Аминовна,
учитель высшей категории, Почетный работник
общего образования Российской Федерации
учитель начальных классов, методист
МБОУ СОШ № 3 г. Салехард
E-mail:gizatulina62@mail.ru
Как выявить детскую одарённость…
Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».
Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
Основная идея нашей школы - объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Актуальность проблемы–в необходимости поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию их одаренности. Этому способствует отлаженная система выявления одаренных и талантливых детей, диагностика потенциальных возможностей детей, анализ особых успехов и достижений каждого такого ученика, создание банка данных по талантливым и одаренным детям, преемственность в повседневной работе с ними
Мы определили цели работы с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей
Принципами работы педагога с одаренными детьми мы считаем такие:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учителя и учащихся при минимальном участии учителя;
При этом очень важно осознавать условия успешной работы
с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
Необходимо использовать различные формы внеклассной и внешкольной работы для выявление одарённых детей: олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, командные турниры «Знайка», «Мир вокруг нас», квесты, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, спортивные соревнования.
Работа с родителями одаренных детей также повышает эффективность
работы учителя. Нами используются такие её формы:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- оказание помощи в организации совместной проектной деятельности одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение этих родителей на уровне школы.
Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.
Я начинаю проводить эту работу в 1 классе. Разрабатываю план работы с одаренными детьми на учебный год, составляю базу одаренных детей, готовлю диагностические материалы (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.), провожу родительское собрание «Роль семьи в развитии
познавательных стратегий одаренных детей». Провожу комплексный характер оценивания. Веду наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время. Провожу беседу с родителями с целью выявления интересов обучающегося. Подключаю к данной работе психолога школы.
В начальной школе работа с учащимися, обладающими высокими
интеллектуальными способностями, ведется в трёх направлениях:
исследовательская деятельность, проектная и учебная деятельность. Выявляю группы
детей, с которыми, работаю в течение всего учебного года.
Одной из форм организации внеклассной работы являются интенсивные школы. В школе действуют две большие плошадки: «Школа проектной деятельности», «Школа юного исследователя». Целью этих школ является создание условий для зарождения интереса к исследовательской и проектной деятельности и выявление одарённых детей. Такие школы у нас проходят в дни школьных каникул.
Краткая форма Программы Интенсивной школы «Школа юного исследователя»
Тема занятия | Форма проведения |
Эврикум. Обычная стирка. История и химия. Экология. Исторические факты. | групповое исследование, мозговой штурм, исследовательская деятельность, |
Эврикум. Семь чудес звуков. Музыка, краеведение. | |
Интеллектуальная игра «Мир вокруг нас» | Игра командная |
Квест ЭРА (Экология. Активность. Развитие) | Игра командная |
Защита исследовательских работ. | Конференция |
Рефлексия. |
Цели и задачи | Цель: образовательной программы интенсивной школы «Школа юного исследователя» является создание условий для зарождения интереса к исследовательской деятельности. Задачи программы:
|
Актуальность, педагогическая целесообразность | Программа интенсивной школы ориентирована на современное содержание образования, направлена на выявление одаренных детей. Программа:
|
В марте 2016 года начала работать федеральная экспериментальная площадка ОМАН «Интеллект будущего» при участии Российской академией образования «Психолого – педагогические условий для развититя детской одарённости в общеобразовательном учреждении», а уже в апреле открыто местное отделение ДОО МАН «Интеллект будущего».
На данный момент большое место в работе с одаренными детьми
занимает составление портфолио каждого учащегося в отдельности. Это
позволяет наблюдать развитие детей во времени, корректировать
воспитательный и образовательный процесс в соответствии с особенностями развития учащихся. В конце учебного года я оформляю портфолио одаренных детей по итогам обучения.
Организуя эту работу, мы сформулировали предполагаемые ожидаемые результаты:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и
отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической
практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской одарённости в начальной школе
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Сопровождение детской одарённости в начальной школе
Индивидуальная траектория развития...
Развитие детской одарённости в условиях общеобразовательной школы
Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, результативность. Из опыта работы....
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"
В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...
Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.
В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница....