Сопровождение детской одарённости в начальной школе
статья по теме

Индивидуальная траектория развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_o_d.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Свою работу с одарёнными детьми я разделила на несколько этапов: этап предварительного поиска, оценочно-коррекционный этап, этап развития интеллектуального и творческого потенциала, этап реализации технологии индивидуального сопровождения

Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эта информация собирается из пяти основных источников –  психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями, организация занятий «Школы будущего первоклассника».
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начинается с диагностики, которая проводится в начале 1 класса. К концу первой четверти  определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
  Для комплексного развития творческого  мышления с первого класса реализуется  курс «Умники и умницы». Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа. Обучающиеся вовлечены в разнообразные виды деятельности: мозговые атаки, беседы, научные исследования, интеллектуальные игры, рисование, конструирование, фантазирование. В ходе реализация курса проводится мониторинг результатов развития ребенка. Начиная со 2 класса в классе проводятся предметные олимпиады, предметные недели, творческие  конкурсы. Дети принимают активное участие в школьной научно-практической конференции. В данном виде работы заинтересованы и  родители юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференции.

На данном этапе работы я использую метод  наблюдая за детьми в естественных условиях, в которых они могут раскрепоститься, раскрыться и проявить свои склонности и способности. Самая естественная среда для ребёнка – это игра. И не просто дидактическая игра, а игра, в которой ребёнок сам является главным персонажем, познаёт и открывает новое с другими участниками – интерактивная игра.

 Так же необходима учащимся в этот период грамотная педагогическая поддержка. Если говорить кратко, помощь учителя в этом сводится к тому, чтобы относиться к ученику, демонстрируя ему наши принятие, внимание, одобрение, теплые чувства, направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник и приемов.

 Вот несколько таких приёмов.

  1. Запоминайте то, что рассказывают вам ученики и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.
  2. Выражайте искренний интерес к хобби своих учеников.
  3. Становитесь рядом, если ученик шалит.
  4. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
  5. Посылайте открытки ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.
  6. Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.
  7. Отмечайте дни рождения своих учеников.

Вот несколько фраз, которые помогают ученику чувствовать состояние успеха при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения.

  1. Снятие страха — «Ничего страшного…»
  2. Авансирование — «У тебя получится…»
  3. Персональная исключительность — «Только у тебя и может получиться…»
  4. Усиление мотива — «Нам это нужно для…»
  5. Педагогическое внушение — «Приступай же!»
  6. Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя замечательно

Этап развития интеллектуального и творческого потенциала.

На этом этапе создаю на уроках и во внеурочной деятельности условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. В целях развития творчества в интеллектуальной деятельности на уроках использую исследовательские технологии, технологию проектной деятельности. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи.  В системе использую интерактивные игры. Замечаю, общение во время игры на уроках  становится мощным средством обогащения личности, развития ее интеллектуального опыта. 

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет разнообразить работу с одарёнными детьми. На уроках математики  для группы одарённых детей использую интерактивные задания Кирилла и Мефодия, в которых нужно расшифровать числовые выражения в то время, когда с остальными учащимися класса отрабатывается вычислительный навык. На уроках окружающего мира кроме текстов учебника использую Детскую энциклопедию КиМ. Дополнительную информацию одарённый ученик использует по своему усмотрению: может пересказать классу, может оформить в виде рубрики в классной газете «Это интересно», «Оказывается», составить кроссворд или провести  исследовательскую работу по теме, которая его особенно заинтересовала. В качестве домашнего задания одарённому ученику предлагаю использовать информацию из интернета. Для этого готовлю для него адреса сайтов и порталов на которых он может найти интересную для себя информацию. Так, например, на уроке окружающего мира по теме «Планеты солнечной системы» в учебнике дано минимум информации, которую должны знать все учащиеся класса, а одарённые дети, используя сайты zvezdi-oriona и Википедия, создают электронную презентацию к уроку, самостоятельно отбирая информацию. Чтобы научить находить, выбирать и использовать дополнительную информацию для детей с признаками одарённости провожу уроки библиотечно-информационной грамотности.Поиск информации с целью её практического использования формирует умения пользоваться фондами библиотеки и Интернет, развивает навыки просмотрового и детального чтения, критического отбора оптимального количества информации, её дозирования, оформления в виде газеты, мультимедийной презентации.

Этап реализации технологии индивидуального сопровождения

На этом этапе для каждого ребёнка с признаками одарённости составляется индивидуальная траектория развития. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, я заметила, как помогает она в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добились более значительных результатов в учебе, стали организованнее, любознательнее, они с удовольствием участвовали в олимпиадах и добились успехов в них. Работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения.

Траектория «Ступеньки роста» может быть оформлена в тетради, альбоме, на отдельных листах. Её может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька  – «Кто я» - представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой  их  можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты, которые даны в разделе « Как выявить детей с признаками одарённости на начальном этапе обучения».

2 ступенька - « Проба сил» - отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую  все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» - фиксирует цели деятельности  ребенка, его  выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька - «Мой путь» - отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается  совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание  проекта.

5 ступенька  - « Мой проект» - отражает  план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька - «Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька  - «Как я изменился» - осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…)  результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Этап преемственности

Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, чтобы всю информацию об одарённых детях, учащихся с признаками одарённости передать учителям средней школы. Источниками такой информации являются портфолио учащихся, траектория индивидуального развития, итоговая творческая или исследовательская работа, характеристика, результаты психологических исследований за период обучения в начальной школе. О каждом одарённом ребёнке собирается много информации, но практика показывает, что она в основном остаётся «мёртвой». Для того чтобы учителя средней школы имели представление о потенциале класса  я решила  включать их в совместную практическую деятельность. В конце  четвёртого класса приглашаю учителей предметников на уроки, но не в качестве наблюдателя, а в качестве ученика. Учителю математики предлагаю весте с группой одарённых детей во время интерактивной игры «Разбегалочки» решить нестандартные задачи или решить задачи с помощью уравнения. Во время такой работы учитель видит уровень математической подготовки,  как учащиеся научились рассуждать, искать различные пути решения задачи, может показать какой то новый способ решения.  Учителя русского языка и литературы становятся участниками игры «Эстафета-расказ». В этой игре проходит соревнование нескольких команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ или сказку. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту. Тема рассказа определяется учителем или учащимися. Цель игры: активизировать спонтанную речь детей.  Перед учащимися ставится иная цель: добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами. Такая совместная деятельность позволяет учителю наблюдать за уровнем развития как устной, так и письменной речи, оценить уровень коммуникативных умений. Учителя биологии пригласили учащихся 4 класса на занятия биологического кружка. Вместе с ребятами старших классов они готовились к школьной научно-практической конференции, рассказывали о своих исследовательских проектах, показывали подготовленные презентации. Старшеклассники внимательно слушали, давали практические советы, делились известной им информацией по теме, помогали в создании презентаций, демонстрировали свои работы.

 Результатом такой совместной деятельности стала успешная адаптация учащихся в среднем звене. В обычных условиях школьного обучения учитель может создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. А для творческого развития крайне необходима атмосфера добра, любви и уважения. Одарённый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это, прежде всего, ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка. А это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, но и создание условий для творчества. Так же необходимо создать условия для раскрытия новых возможностей, для творческого поиска и самовыражения. В этом учителю и ребёнку поможет совместная работа по индивидуальному образовательному маршруту.  Учителю, стремящемуся к развитию творчества у учащихся, открывается  возможность для собственного творчества и самореализации, даётся стимул для постоянного самосовершенствования. Важно только, чтобы это была личность, способная использовать эту возможность. И, наверное, по отношению к обучению и развитию одарённых детей, особенно важно помнить истину о том, что творение может быть создано лишь творцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

статья "Развитие одарённости в начальной школе"

В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Выявление и сопровождение одарённых обучающихся начальной школы

Содержание статьи раскрывают слова Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них рад...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС

Обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности....