Мир деятельности
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Грибанова Оксана Павловна

Рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti_programma.docx110.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

C:\Users\HOME\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img157.jpg

ПРОГРАММА

надпредметного курса по формированию

универсальных учебных действий у учащихся 1класса

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир деятельности»» разработана  в соответствии с ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и авторской программы Л.Г Петерсон  с использованием рабочей тетради Петерсон, Кубышева, Мазурина: Мир деятельности. 1 класс. Комплект малый. Учебное пособие + разрезной материал к пособию

Курс «Мир деятельности» для 1 класса направлен на формирование у первоклассников УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.         Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. Для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.

Таким образом, способ формирования УУД можно представить в виде следующей схемы:

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержа

тельно-методических линий.

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, и т.д.

III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю по 45 минут во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, всего 32 ч.

Цели и задачи реализации программы

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Курс "Мир деятельности" решает следующие задачи:

  • способствует формированию у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают ему успешно справляться с затруднениями,  
  • создаёт условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению,  
  • позволяет придать процессу формирования универсальных учебных действий и умению учиться целостность и системность,
  • повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Организация образовательного процесса

        В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Занятия выделяются четырех типов уроков в зависимости от их целей:

  1. «открытия» нового знания;
  2. рефлексии;
  3. построения системы знаний;
  4. развивающего контроля.                                                                                                                  

На занятиях-«открытиях» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия).

На занятиях рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Занятия 3 вида  посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью занятий развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

        Технология проведения занятия  каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.  

        Формы проведения занятий могут быть разнообразными:

1.  В форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

3. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема, цель

I четверть (8 часов)

1

Тема: «Учиться… А что это значит»

2

Тема: «Учитель и ученик»

3

Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»

4

Тема: «Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности»        

5

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»

6

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

7–8

Резерв (2 урока)

II четверть (7 часов)

9

Тема: «Как научиться быть внимательным»

10

Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»

11

Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»

12

Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»

13

Тема: «Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности»

14

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

15

Резерв (1 урок)

III четверть (10 часов)

16

Урок диагностики № 1 (входное тестирование)

17

Тема: «Как выяснить, что я не знаю»

18

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

19

Тема: «Семья – мой помощник в учении»

20

Тема: «Пробное учебное действие»

21

Тема: «Не могу? − Остановлюсь, чтобы подумать»

22

Тема: «Причина затруднения»

23

Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

24

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

25

Резерв (1 урок)

IV четверть (7 часов)

26

Тема: «Как проверить свою работу»

27

Тема: «Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности»

28

Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование)

29

Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности»

30

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детей и родителей)

31–32

Резерв (2 урока)

Организационно-рефлексивная линия (9 часов).

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Темы:

Что значит учиться. (Два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Как затруднение может помочь в учении?

Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Темы:

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.

Способ действий «затруднение − думаю».

Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия (3 часа). 

Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Темы:

Правила поведения на уроке.

Правила работы в паре.

Правила работы в паре в группе.

Познавательная линия (1 час). 

У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Темы:

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия (6 часов).

У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Темы:

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность,

терпение, доброжелательность.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа). 

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).

Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов).

Результаты освоения курса

Основные требования к предметным результатам 

  • Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
  • Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
  • Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
  • Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
  • Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
  • Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
  • Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
  • Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
  • Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
  • Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
  • Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
  • Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
  • Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный  опыт их проявления в учебной деятельности.

Личностные результаты

  • освоение основных правил общения и формирование умения их применять;
  • освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;
  • освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;
  • освоение правил культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретение опыта их применения;
  • освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;
  • освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;
  • формирование представлений о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

  • освоение основных функций ученика и учителя на занятии;
  • освоение последовательности из 10 шагов учебной деятельности;
  • формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;
  • формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;
  • формирование умения грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;
  • формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;
  • формирование умения формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;
  • формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;
  • формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;
  • формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного задания;
  • формирование умения работать в парах.

Оценивание работы учащихся

        Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся.

        Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

2) Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.

3) Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.

4) Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Национальная  образовательная  инициатива «Наша новая школа» /Вестник образования 2010,№4.
  3. Надпредметный курс «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1класс под ред. Л.Г. Петерсон  - М: Национальное образование,2011
  4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010
  6. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова
    // Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
  7. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон
    // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...