"Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе"
материал на тему

Фофанова Елена Николаевна

 

Доклад« Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе» был представлен на районном семинаре .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

« Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе»

Учитель начальных классов: Фофанова. Е.Н

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня волновала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из разных семей: благополучных  и неблагополучных ,неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.

Во 2 классе   -17 учащихся;

Из них- 4 уч – слабоуспевающие .

При работе с такими учащимися

во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,

во-вторых, подобрать материал для занятий, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

Трудности и причины их возникновения в обучении школьника: 2 класс

Трудность

Причина

Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии микромоторики  руки;

Пропуск букв и слогов. 

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

Трудность написания букв. Замена букв  

несформированность пространственных представлений

Трудности при  решении математических                задач      

низкий уровень развития образного мышления

Затруднения при пересказывании  текста, неумение выделить  главную мысль текста.  

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

Трудности в усвоении новых знаний

низкая степень восприятия и произвольности

Трудность в самостоятельном вы полнении заданий

заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

Плохое знание таблиц сложения и вычитания в пределах 20-ти  

низкий уровень развития механической памяти

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

Выявив трудности и причины неуспеваемости, для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь)

.(См. приложение №1).

Большую роль в развитии речи играет общение на переменах, во внеурочное время .

 Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См. приложение №3).

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (См.приложение №4).

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы (См. приложение №5).

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста

Хороший результат на уроках дает групповая работа.

Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.

Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Приложение 1.

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

 1.1. Развитие слуховой памяти.

      Упражнение1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР              ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР - АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО - КУВШИН                     ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК             БУМАГА - ГАЗЕТА

2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС

    ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ

    МАЛИНА-СОК-СИРОП

           Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

           Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.

 

 2. Развитие внимания.      

           Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения.  

             11    18    14    17    24

            21    20    13    25    22

              1    12      8      3    23

            16      4      2    19      7

              6    10    15     5       9

        Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

           Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

        На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

         Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

Со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

3. Развитие мышления.

      Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций      анализа и обобщения).

        На карточке – 4 предмета, один из них  - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

       Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя    существенные признаки .

         Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. яблоко, слива, огурец, груша.
  4. молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. час, минута, лето, секунда.
  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.

СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.

Приложение 2

Дидактические игры.

 Игра №1. «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

Игра №2. «Назови соседей»

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.

Игра №4 «Синий, красный»

Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит  слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :

   - гласных, если мяч красный,

   -  согласных, если мяч синий.

Слова:

ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

Приложение 3

Игры и упражнения направленные на развитие  интеллекта.

Упражнение №1 «Не пропусти растение».

      Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если       встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».

      Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы,  в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.

Упражнение №3 «Внимательные руки»

      Если в слове и- поднять правую руку;

                            й-  левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:

     лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон,      златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

Упражнение №4 «Закончи слово»

      6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.

  РЕБУСЫ

lмер,   Борlно, мор+lа,

2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР

ШАРАДЫ

Слог первый - восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает.

                                      (о-лень)

Мой первый слог есть на лице

Второй есть у оленя,

     Соедини их гласной,

     Получишь зверя

                                      (нос-о-рог)

Мое начало - буква алфавита,

 Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

                                        (ш-мель)

Приложение 4

Загадки на уроках  русского языка.

          1. Загадки

Безударные гласные

Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,                                  Два братца через дорожку живут

Живет в лесу под кустом.                                          А никогда не видятся.

(лиса)                                                                            (глаза)

По земле ползёт,                                                         На дереве в лукошке

А к себе не подпускает.                                             Подрастают крошки

(змея)                                                                           (птенцы)

                                             

Парные  звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.

Белая скатерть все поле покрыла.                             Два брюшка, четыре ушка

(Снег- снега)                                                                (подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки                             Кто со шляпой родился?

(кошка)                                                                          (гриб)

ЖИ – ШИ

Бегут по дорожке                                                        Где упрется хвостом,

Доски да ножки                                                           Станет дырка потом.  

(лыжи)                                                                           (шило)

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла- и пропала

(снежинка)

ЧА – ЩА

ЧУ - ЩУ

Из горячего  колодца,                                                 Хвостом виляет,

Через нос водица льется.                                            Зубаста, а не лает

(чайник)                                                                         (щука)

Мягкий  знак

Мала , а никому не мила                                             В воде купался- сухим остался

(мышь)                                                                           (гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают                        Сидит девица в темнице,

(листья)                                                                         А коса на улице. (морковь).

Никого не обижает ,                                                     В золотой клубочек    

А ее все толкают.                                                          Спрятался дубочек.

(дверь)                                                                            (желудь)

Словарные слова

Какой это мастер на  стекла нанес                         Не живая, а идет

И листья , и травы, и заросли роз?                         Неподвижна , а ведет

(мороз)                                                                       (дорога)

По полю рыщет                                                       Два братца в воду глядятся,

Поет да свищет,                                                       Век не сойдутся.

Деревья ломает,                                                        (берега)

К земле прислоняет.

(ветер)

Приложение 5

Слоговая таблица

А

Я

О

ё

У

Ю

Э

Е

И

Ы

Б

БА

БЯ

БО

Бё

БУ

БЮ

БЭ

БЕ

БИ

БЫ

Б

В

ВА

ВЯ

ВО

Вё

ВУ

ВЕ

ВИ

ВЫ

В

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЕ

ГИ

Г

Д

ДА

ДЯ

ДО

Дё

ДУ

ДЮ

ДЕ

ДИ

ДЫ

Д

Ж

ЖА

ЖО

Жё

ЖУ

ЖЕ

ЖИ

Ж

З

ЗА

ЗЯ

ЗО

Зё

ЗУ

ЗЮ

ЗЕ

ЗИ

ЗЫ

З

К

КА

КО

КУ

КЮ

КЕ

КИ

К

Л

ЛА

ЛЯ

ЛО

Лё

ЛУ

ЛЮ

ЛЕ

ЛИ

ЛЫ

Л

М

МА

МЯ

МО

Мё

МУ

МЮ

МЭ

МЕ

МИ

МЫ

М

Н

НА

НЯ

НО

Нё

НУ

НЮ

НЕ

НИ

НЫ

Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Материал  содержит  план  индивидуальной  работы  со  слабоуспевающими  учащимися...

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Материал  содержит  план индивидуальной  работы  с  учащимися  начальной  школы...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....