"Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе"
материал на тему
Доклад« Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе» был представлен на районном семинаре .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
« Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе»
Учитель начальных классов: Фофанова. Е.Н
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня волновала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из разных семей: благополучных и неблагополучных ,неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.
Во 2 классе -17 учащихся;
Из них- 4 уч – слабоуспевающие .
При работе с такими учащимися
во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,
во-вторых, подобрать материал для занятий, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Трудности и причины их возникновения в обучении школьника: 2 класс
Трудность | Причина |
Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
Трудность написания букв. Замена букв | несформированность пространственных представлений |
Трудности при решении математических задач | низкий уровень развития образного мышления |
Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
Трудность в самостоятельном вы полнении заданий | заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
Плохое знание таблиц сложения и вычитания в пределах 20-ти | низкий уровень развития механической памяти |
Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
Выявив трудности и причины неуспеваемости, для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь)
.(См. приложение №1).
Большую роль в развитии речи играет общение на переменах, во внеурочное время .
Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См. приложение №3).
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными.
В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (См.приложение №4).
Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы (См. приложение №5).
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста
Хороший результат на уроках дает групповая работа.
Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Приложение 1.
Упражнения на развитие психических процессов
1. Упражнения на развитие памяти:
1.1. Развитие слуховой памяти.
Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).
1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ ВОДА – СНЕГ
МАШИНА – ПАССАЖИР ЗЕРНО – КОЛОС
ШОФЕР - АВТОБУС ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ
МОЛОКО - КУВШИН ЯБЛОКО – ГРУША
КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК БУМАГА - ГАЗЕТА
2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ
КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ
ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС
ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ
МАЛИНА-СОК-СИРОП
Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.
Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.
1.2. Развитие зрительной памяти:
Упражнение 1. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.
2. Развитие внимания.
Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения.
11 18 14 17 24
21 20 13 25 22
1 12 8 3 23
16 4 2 19 7
6 10 15 5 9
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:
На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК
Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов:
Со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
3. Развитие мышления.
Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).
На карточке – 4 предмета, один из них - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки .
Найди лишнее слово:
- старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- храбрый, злой, смелый, отважный.
- яблоко, слива, огурец, груша.
- молоко, творог, сметана, хлеб.
- час, минута, лето, секунда.
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.
ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
Приложение 2
Дидактические игры.
Игра №1. «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.
Игра №2. «Назови соседей»
Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.
Игра №4 «Синий, красный»
Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :
- гласных, если мяч красный,
- согласных, если мяч синий.
Слова:
ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.
Приложение 3
Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.
Упражнение №1 «Не пропусти растение».
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.
Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».
Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.
Упражнение №3 «Внимательные руки»
Если в слове и- поднять правую руку;
й- левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:
лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.
Упражнение №4 «Закончи слово»
6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.
РЕБУСЫ
lмер, Борlно, мор+lа,
2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР
ШАРАДЫ
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает.
(о-лень)
Мой первый слог есть на лице
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной,
Получишь зверя
(нос-о-рог)
Мое начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.
(ш-мель)
Приложение 4
Загадки на уроках русского языка.
1. Загадки
Безударные гласные
Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.
Рыжая, с пушистым хвостом, Два братца через дорожку живут
Живет в лесу под кустом. А никогда не видятся.
(лиса) (глаза)
По земле ползёт, На дереве в лукошке
А к себе не подпускает. Подрастают крошки
(змея) (птенцы)
Парные звонкие и глухие согласные
Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.
Белая скатерть все поле покрыла. Два брюшка, четыре ушка
(Снег- снега) (подушка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки Кто со шляпой родился?
(кошка) (гриб)
ЖИ – ШИ
Бегут по дорожке Где упрется хвостом,
Доски да ножки Станет дырка потом.
(лыжи) (шило)
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла- и пропала
(снежинка)
ЧА – ЩА
ЧУ - ЩУ
Из горячего колодца, Хвостом виляет,
Через нос водица льется. Зубаста, а не лает
(чайник) (щука)
Мягкий знак
Мала , а никому не мила В воде купался- сухим остался
(мышь) (гусь)
Летом вырастают, а осенью опадают Сидит девица в темнице,
(листья) А коса на улице. (морковь).
Никого не обижает , В золотой клубочек
А ее все толкают. Спрятался дубочек.
(дверь) (желудь)
Словарные слова
Какой это мастер на стекла нанес Не живая, а идет
И листья , и травы, и заросли роз? Неподвижна , а ведет
(мороз) (дорога)
По полю рыщет Два братца в воду глядятся,
Поет да свищет, Век не сойдутся.
Деревья ломает, (берега)
К земле прислоняет.
(ветер)
Приложение 5
Слоговая таблица
А | Я | О | ё | У | Ю | Э | Е | И | Ы | ||
Б | БА | БЯ | БО | Бё | БУ | БЮ | БЭ | БЕ | БИ | БЫ | Б |
В | ВА | ВЯ | ВО | Вё | ВУ | ВЕ | ВИ | ВЫ | В | ||
Г | ГА | ГО | ГУ | ГЕ | ГИ | Г | |||||
Д | ДА | ДЯ | ДО | Дё | ДУ | ДЮ | ДЕ | ДИ | ДЫ | Д | |
Ж | ЖА | ЖО | Жё | ЖУ | ЖЕ | ЖИ | Ж | ||||
З | ЗА | ЗЯ | ЗО | Зё | ЗУ | ЗЮ | ЗЕ | ЗИ | ЗЫ | З | |
К | КА | КО | КУ | КЮ | КЕ | КИ | К | ||||
Л | ЛА | ЛЯ | ЛО | Лё | ЛУ | ЛЮ | ЛЕ | ЛИ | ЛЫ | Л | |
М | МА | МЯ | МО | Мё | МУ | МЮ | МЭ | МЕ | МИ | МЫ | М |
Н | НА | НЯ | НО | Нё | НУ | НЮ | НЕ | НИ | НЫ | Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Материал содержит план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися...
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Материал содержит план индивидуальной работы с учащимися начальной школы...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....