ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Хочу всё знать!»
рабочая программа (3 класс) на тему
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.docx | 80.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хочу всё знать!»
Направление: общеинтеллектуальное
Пояснительная записка
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Рабочая программа к курсу «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), Основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ с. Красноармейское.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавательных интересов. Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате занятий ребёнок достигает значительных успехов в своём развитии, и эти умения применяет в жизни, что приводит к успехам. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции, необходимые для организации проектной деятельности не только в обучении, но и в будущем для организации научно-исследовательской деятельности. Программа курса «Хочу всё знать!» направлена на решение этой проблемы. Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающего обучения, нуждается в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку, помочь познать им тайны русской речи, практически овладеть ею, развить математическую логику, научить детей работать над проектом.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей и формирование информационной грамотности учащихся на основе системы развивающих занятий, самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Основные задачи курса:
Образовательная:
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предложенной ситуации.
Развивающая:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности.
Воспитывающая:
- воспитание интереса и любви к математике и русскому языку;
- содействие развитию любознательности, стремлению самостоятельно познавать новое, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление данного курса связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Содержание данной программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам Основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ с. Красноармейское, реализуемой в данном образовательном учреждении.
Межпредметные связи на занятиях:
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык, изобразительного искусства (оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов), технологией (изготовление различных элементов по темам проектов).
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Отличительными особенностями программы являются:
1. определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
2. в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
3. достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Особенности реализации программы
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: продолжительность занятий – 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет
Виды деятельности: игровая, познавательная, поисковая.
Количество часов и их место в учебном плане: 1 год (3, 4 классы). Программа «Хочу всё знать?» рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.
Характеристика условий ОУ при реализации программы
Программа по общеинтеллектуальному направлению «Хочу всё знать!» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- самостоятельно искать, систематизировать и оформлять интересующую информацию;
- активно использовать метод проектов;
- поэтапно решать проектные задачи.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- учиться овладевать всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Контроль и оценка планируемых результатов
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; участие в научно-практической конференции; самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Теоретико-методологическое обоснование программы
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Реализация программы предусматривает применение современных образовательных технологий:
- Системно - деятельностного обучения;
- проектной;
- игровой.
Формы и методы работы с детьми
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Возраст детей и их психологические особенности
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно- деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания.
Особенности набора детей
Набор детей в группу осуществляется по желанию ребенка и родителей. Количество детей в группе составляет 15 человек. Такое количество детей наиболее удачно для организации деятельности в групповой форме, при создании творческих и интеллектуальных продуктов.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
Секреты орфографии | 28 ч | 9ч | 19ч | |
В мире математики | 40ч | 13ч | 27ч | |
Мир исследований | 34 ч | 14ч | 20ч | |
Всего за год: | 102 часа | 36 часов | 66 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема
| Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | Зрительный диктант (вводный урок) | 1ч | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Ориентироваться в пространстве листа. |
2. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 1ч | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. |
3. | Что такое исследование? | 1ч | Объяснять понятие слова исследование. Как и где человек проводит исследования в быту. |
4. | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1ч | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Ориентироваться в пространстве листа. |
5. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 1ч | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. |
6. | Что такое эксперимент? | 1ч | Объяснять понятие слова эксперимент. Как узнать новое с помощью эксперимента. |
7. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 1ч | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. |
8 – 9. | Логически-поисковые задания. Антонимы. | 2ч | Составлять загадки, ребусы. Объяснять значение слов и выражений. |
10 | Эксперимент с реальными объектами. | 1ч | Провести эксперимент с несколькими объектами, наблюдая за полученным результатом. |
11 -12. | Комбинаторные задачи. | 2ч | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. |
13. | Тема, цель исследования. | 1ч | Объяснять понятия тема и цель исследования. Учиться подбирать тему исследования , а к ней ставить цель. |
14 – 15. | Логически-поисковые задания. Антонимы. | 2ч | Составлять загадки, ребусы. Объяснять значение слов и выражений. |
16. | Определение темы исследования. Анкета «Что мне интересно?» | 1ч | Отвечать на вопросы анкеты. Анализировать и делать вывод. |
17 – 18. | Магические квадраты. | 2ч | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
19. | Что такое гипотеза? | 1ч | Объяснять понятия слова гипотеза. |
20 – 21. | Ребусы с ключевыми словами. | 2ч | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задачи при решении математического ребуса. Прогнозировать результат решения ребуса Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий. |
22. | Как строить гипотезы. | 1ч | Выдвигать гипотезы и проверять их. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). |
23 – 24. | Головоломки на разрезание. | 2ч | Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине, размеру. |
25. | Игра – задание «Давайте вместе подумаем». | ч | Выполнять задания игры размышляя и думая. |
26 – 27. | Работа над фразеологизмами. | 2ч | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Ориентироваться в пространстве листа. |
28. | Игра «Найди причину события с помощью вопросов». | 1ч | Задавая вопросы искать причину того или иного события. |
29 – 30. | Квадраты с «чёрными дырами». | 2ч | Составлять алгоритм. Действовать в соответствии с алгоритмом. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
31. | Нужен ли исследователю план работы? | 1ч | Учиться составлять план собственного исследования. |
32. | Найди отличия. | 1ч | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. |
33. | Числовые ребусы, содержащие все арифметические действия. | 1ч | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задачи при решении математического ребуса. Прогнозировать результат решения ребуса. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий. |
34. | Планируем собственное наблюдение. | 1ч | Планировать собственное наблюдение за определённым объектом или явлением. |
35 – 36. | Числовые ребусы, содержащие все арифметические действия. | 2ч | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задачи при решении математического ребуса. Прогнозировать результат решения ребуса. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий. |
37. | Что такое исследовательский поиск? | 1ч | Объяснять значение слов и выражений исследовательский поиск. |
38 – 39. | Буквенное лото. | 2ч | Понимать учебную задачу Анализировать информацию, представленную сжато в буквенном лото. Осуществлять контроль. |
40. | Где найти материал для исследования? | 1ч | Знать где искать материал для исследования. Уметь работать с литературными изданиями и интернетом. |
41 – 42. | Решение нестандартных задач с помощью «таблицы с шапочкой». | 2ч | Уметь ориентироваться в тексте математической задачи. Выполнять краткую запись разными способами. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Работать с моделью задачи Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации. Выдвигать гипотезы и проверять их. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса). Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера. |
43. | Сбор материала для исследования. | 1ч | Находить нужную информацию в различных источниках. Фиксировать полученную информацию. |
44 – 45. | Решение нестандартных задач с помощью «таблицы с шапочкой». | 2ч | Уметь ориентироваться в тексте математической задачи. Выполнять краткую запись разными способами. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Работать с моделью задачи. Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации. Выдвигать гипотезы и проверять их. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса). Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера. |
46. | Способы фиксации получаемых сведений. | 1ч | Учиться фиксировать полученную информацию. |
47 - 48. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 2ч | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Объяснять значение слов и выражений. |
49. | Упражнение «Учимся анализировать». | 1ч | Анализировать полученную информацию. |
50 – 51. | Логически-поисковые задания. | 2ч | Демонстрировать чувство времени, расположенности в пространстве. |
52. | Что такое обобщение? Приёмы обобщения. Выбор главного. | 1ч | Объяснять определение понятия обобщение. Знать приёмы обобщения материала. Находить и выделять главное. |
53. | Задания со спичками. | 1ч | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в пространстве листа. Выделять закономерности, завершать схемы. |
54. | Мозговая гимнастика. Поиск закономерностей. | 1ч | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять и преобразовывать фигуры. |
55. | Упражнение «Учимся выделять главное». | 1ч | Находить и выделять главное в тексте. |
56. | Лабиринт – алфавит. | 1ч | Составлять алгоритм. Действовать в соответствии с алгоритмом. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
57. | Мозговая гимнастика. Поиск закономерностей. | 1ч | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять и преобразовывать фигуры. |
58. | Упражнение «Расположи материал в определённой последовательности». | 1ч | Располагать материал в определённой последовательности. |
59 – 60. | Составление ребусов. | 2ч | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
61. | Упражнение «Расположи материал в определённой последовательности». | 1ч | Располагать материал в определённой последовательности. |
62 – 63. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 2ч | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Объяснять значение слов и выражений. |
64. | Что такое понятие. Выделение главных признаков предмета. | 1ч | Объяснять определения понятия. Находить и выделять главные признаки предметов. |
65 – 66. | Подготовка к предметной недели по русскому языку. | 2ч | Выполнять задания повышенной трудности. Учиться рассуждать выполняя данные задания. |
67. | Приёмы определения понятий. | 1ч | Находить и выделять главные признаки предметов. Знать приёмы определения понятий. |
68 – 69. | Занимательная геометрия. | 2ч | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Описывать признаки геометрических фигур. Объяснять закономерности. |
70. | Примеры описания понятий в литературе: Е. Чарушин «Про Томку». | 1ч | Находить и выделять описание понятий в литературных произведениях.. |
71 – 72. | Поиск закономерностей. Анаграммы. | 2ч | Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. |
73. | Работа с подобранным материалом. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
74. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 1ч | Объяснять значение слов и выражений. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. |
75. | Конкурс эрудитов. | 1ч | Выделять закономерности, завершать схемы. Давать несложные определения понятиям. |
76. | Работа с подобранным материалом. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
77. | Учимся решать, стараясь рассуждать. | 1ч | Объяснять значение слов и выражений. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. |
78. | Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. | 1ч | Составлять загадки, ребусы, кроссворды. Составлять анаграммы. Объяснять значение слов и выражений. Объяснять смысл фразеологизмов. Называть предметы по описанию. |
79. | Работа с подобранным материалом. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
80 – 81. | Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. | 2ч | Составлять загадки, ребусы, кроссворды. Составлять анаграммы. Объяснять значение слов и выражений. Объяснять смысл фразеологизмов. Называть предметы по описанию. |
82. | Тренировочное упражнение «Расскажи понятнее и короче». | 1ч | Выделять главное и существенное. Уметь рассказывать коротко и точно. |
83 - 84 | Подготовка к районной олимпиаде. | 2ч | Работать самостоятельно. Оценивать результативность своей работы. Планировать свою деятельность. |
85. | Подготовка тезисов к презентации. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
86 – 87. | Подготовка к районной олимпиаде. | 2ч | Работать самостоятельно. Оценивать результативность своей работы. Планировать свою деятельность. |
88. | Подготовка к презентации мини – проекта. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
89 – 90. | Подготовка к предметной недели по математике. | 2ч | Решать задания повышенной трудности. Учиться рассуждать решая задания логической направленности. |
91. | Презентация математических газет. | 1ч | Представлять результаты поиска в виде математических заданий на ватмане. |
92 - 93. | Порядок действий, последовательность событий. | 2ч | Объяснять последовательность событий. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Демонстрировать чувство расположенности в пространстве. |
94. | Подготовка к презентации мини – проекта. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
95 – 96. | Сочинение и обсуждение нестандартных задач изученных видов . | 2ч | Выполнять задания творческого характера. Оценивать результативность своей работы и работы товарищей на основе предложенных критериев. |
97. | Подготовка к презентации мини – проекта. | 1ч | Различать главное и существенное, сравнивать и делать выводы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
98. | Экспресс – лабиринт. | 1ч | На основе данных положений составлять алгоритм определения маршрута движения. Осуществлять пошаговый контроль. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Работать в группе, паре. |
99. | Презентация мини - проекта. | 1ч | Представлять результаты проделанной работы. |
100. | Конкурс «Следствие ведут знатоки» | 1ч | Работать в группе. Применять полученные знания и умения в новой ситуации. |
101. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и умницы». | 1ч | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
102. | Анализ работы над проектом. | 1ч | Делать выводы о проделанной работе. Оценить и проанализировать выполненный мини – проект. |
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Разгадывание и составление ребусов. Работа над фразеологизмами: закончить фразу, заменить фразеологизмом.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Конкурс эрудитов. Конкурсная программа между группами обучающихся.
Развитие умения работать над исследованием. Постановка целей, определение гипотез и задач, организация исследований, защита. Участие в научно-практической конференции.
В процессе выполнения каждого практического задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Ресурсы:
На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски, электронных учебных пособий «Учимся мыслить логически», «Графические диктанты», персональные учебные нетбуки.
Прогнозируемый результат
В результате работы по программе предполагается развитие у ребенка позитивной Я - концепции, а также планируется формирование следующих способностей:
• умение делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно-этический норм;
• стремление к самопознанию;
• умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других;
• навык самостоятельного принятия решений, осуществления выбора в сложных жизненных ситуациях с учетом интересов других людей, ответственности за свои поступки;
• коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству;
• стремление посвящать свои способности и время нуждающимся в этом людям;
• умение выражать свои мысли в виде устных, письменных творческих работ, развитие воображения.
Список литературных источников
Список литературы для учителя
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство «Первое сентября» - 2004 г.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2010. - № 18. – С. 68-74.
- Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы». М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
- Голубь В. Т. «Графические диктанты» М.: «ВАКО» -2008 г.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.: Издательство «Фёдоров»-2010 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары, 1997.
Интернет-ресурсы для учителя
- Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru
- Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - www.issl.dnttm.ru
- Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
Список литературы для обучающихся
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой: игры, ребусы, кроссворды для младших школьников.- Ярославль ,1998.
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные задания по математике. – М.: ООО «ИСТРЕЛЬ» 2000
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: «Деникс», 2003.
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 3 класс» М.: Издательство «Экзамен» - 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся "хочу все знать " для 2 класса...
Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Программа по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., содержит пояснительную записку; цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать" для 1-3 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" 3 часа в неделю, 102 часа за год...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (программа работы с высокомотивированными детьми)
Программа внеурочного занятия «Хочу всё знать» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию в пр...