"Формирование коммуникативных УУД в начальной школе"
статья на тему
В этой статье я кратко изложила применение УУД на своих уроках.Считаю, что мне это во многом удалось
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение коммуникативных УУД на уроках в начальной школе. | 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД в начальной школе Из опыта работы Хропина Н.Д. |
Формирование коммуникативных УУД в начальной школе.
В настоящее время в современном обществе очень быстро происходят перемены. Они требуют ускоренного усовершенствования образовательного процесса. Цели образования должны учитывать государственные и личностные потребности и интересы.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта.
В широком значении УУД означает умение учиться. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных предметов и , в конечном счёте, ведёт к формированию способностей самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию, т.е. умение учиться.
В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:
Личностные - (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).
Регулятивные - (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Познавательные- (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем).
Коммуникативные - (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).
Уверена, что самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения.
В этой статье хочу поделиться мыслями о развитии коммуникативных навыков детей на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира в начальной школе.
Литературное чтение.
Легко направить детей на коллективную деятельность на уроках литературного чтения.
Это сценки, конкурсы, мини концерты, мини конференции.
1.Например, можно провести конкурс после изучения темы «Чудесный мир классики» в 4 классе по правилам телеигры «Что? Где? Когда?». В классе выделяется группа знатоков, назначается ведущий, остальные в классе задают вопросы из произведений данного раздела в виде 1-2 предложений.
В разделе произведения Ершова П.П., Пушкина А.С., Лермонтова И.Ю., Толстого Л.Н., Чехова А.П. Зрители предлагают знатокам цитаты из произведений.
Например
1.)Знать столица та была
Недалече от села.
2.) И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
3.)Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
4.)После молитвы завернёшься, бывало, в одеяло, на душе легко, светло и отрадно.
5.)Бледнолицый, брат мой, я прошу тебя, поедем.
По цитате знатокам нужно угадать автора и название произведения. За каждый правильный или неправильный ответ ведущий присуждает очко знатокам или зрителям. В конце игры выявляется победитель по сумме очков. Такие игры можно проводить на уроке обобщения пройденного раздела. Таких разделов в 1 части учебника четыре. Значит в 1 полугодии можно провести 4 таких урока. А детям очень нравятся такие уроки.
2.Конкурс на лучшее сочинение.
Однажды прошлой зимой выдалась ветреная и снежная погода, настоящий буран. На другой , спокойный день я предложила детям поделиться своими чувствами, мыслями, эмоциями о разыгравшейся непогоде в мини сочинении «Какая она, буря?».
На сочинение дала 15 минут.
И что я получила?
2 из них.
Сочинение 1.
Утром я собирался идти в школу, а мама не пускает. Но я очень хотел пойти. Вышел на улицу , а там ничего не видно. Был сильный ветер , снег падал обильный. Ветер его разносил в разные стороны с огромной силой. Дорогу всю замело. Я подумал, подумал и вернулся домой. Сел у окна и долго наблюдал за бурей. Дома приятней за бурей наблюдать.
Сочинение 2.
Я не могу объяснить почему, но мне нравится буря. Этот сильный снег и сильный ветер. Когда не видно ни дороги, ни домов. Это всё так необычно. Я всегда с большим интересом наблюдаю за этой непогодой.
После проверки сочинений дети обсуждали свои сочинения и присуждали места.
Потом я рассказала детям, что много лет назад наш великий русский поэт А.С. Пушкин тоже написал сочинение на эту тему. Дети читают это стихотворение( оно заранее было написано на откидной доске).
«Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашуршит
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит».
Затем мы провели анализ этого стихотворения, ответив на вопросы.
1.Что делает буря?
2.Какие звуки издаёт?
3.С кем сравнивает А.С. Пушкин бурю?
На эти замечательные стихи была положена музыка.
Мы прослушали романс композитора М.Яковлева, слова А.С.Пушкина.
В конце урока я сказала об основном отличии их сочинений от стихов Пушкина. Это очень широкое применение в сочинении сравнений, олицетворений. Пушкин сравнивает бурю то со зверем, то с плачущим ребёнком, то с путником. Учитесь у Пушкина.
Детям было предложено домашнее задание: дополнить дома своё сочинение, если А.С. Пушкин помог, и возникли новые мысли.
Математика.
При изучении темы «Нумерация» во 2 классе дети знакомятся с единицами измерения длины: миллиметром, метром и повторяют величины сантиметр и дециметр. После изучения темы предлагается коллективная работа «Паспорт нашего класса». В паспорт надо внести размеры самого класса и размеры предметов, находящиеся в классе.
Дети разбиваются на группы.
Первая группа измеряет длину ,ширину, высоту класса, вторая- длину, ширину, высоту столов, третья- ширину, высоту окон, четвёртая- длину, высоту доски, длину, толщину мелка на доске.
Предлагаются инструменты измерения: рулетка, школьная линейка. Единица измерения не называется , дети выбирают её сами.
В ходе работы дети советуются друг с другом, каким инструментом воспользоваться, как точнее провести измерения, одним или двумя инструментами проводить измерения, как оформить полученные данные. После измерения обсуждаем , как должен выглядеть паспорт и приходим к одному мнению. Паспорт будет выглядеть так.
Титульный лист с данными нашей школы и фотографией класса.
1 страница паспорта.
Размеры классной комнаты:
длина-
ширина-
высота-
Выполнили ФИО
2 страница паспорта.
Размеры мебели:
…….
Паспорт хранится в классном шкафу, как наглядное пособие.
Окружающий мир.
2 класс.
Тема: «Все профессии важны».
Мы живём в селе. Поэтому естественно было организовать диспут по рассказу писателей А. Дитрих, Г. Юрмина, Р. Кошурникова «Кто сделал хлеб»
Диспут начинает учитель.
Пройдут годы. Вы станете взрослыми людьми. Какую бы профессию вы выбрали для себя из этого рассказа! Какую профессию считаете важнее других? И дополнительный вопрос. Одна профессия в рассказе не упомянута. Догадайтесь, какая. Подготовьтесь, подумайте, а завтра проведём диспут.
На диспуте выяснилось, большинство детей выбрали профессию своего отца, соседа, знакомого, другие- агронома, потому что ему надо много знать, третьи- пекаря, потому что там можно бесплатно кушать булочки. На дополнительный вопрос ответила половина учащихся - продавец.
Что говорили дети?
1) О комбайнёре. Мой папа комбайнёр. Летом я часто езжу с ним на работу. Он иногда давал мне порулить комбайном. А в перерыве к нам приезжали повара и привозили вкусный обед. В поле очень хорошо. Я буду комбайнёром.
2) О трактористе. Мой папа тракторист. Каждую весну он подцепляет сеялку и едет в поле. Сеяльщики помогают ему. А перед севом он пашет поле и культивирует. Во время уборки он отвозит солому от комбайна. Я считаю, что профессия тракториста самая важная.
Учитель.
Так кто же важнее комбайнёр или тракторист? Наверное, права бабушка из рассказа: «Обоим низкий поклон».
В спор вступают защитники пекаря и защитники мукомола. В споре выясняется, что опять права бабушка. И последними вступают в спор шофёр и продавец, которые как бы и не имеют прямого отношения к изготовлению хлеба. А как без них?
Окружающий мир.
2 класс.
Тема.
«Природа. Растения и животные с. Мазурки».
На уроке начинаем заполнять две таблицы:
Деревья | Кустарники | Травы |
Дети поднятием руки выходят к доске и заполняют таблицы.
Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Насекомые | Птицы | Звери |
Домашнее задание: пополнить таблицу, расспросив родителей, соседей, знакомых.
Впоследствии можно составить книгу - справочник «Флора и фауна Мазурки».
Русский язык.
4 класс.
В доброй половине уроков мы имеем дело с предложениями. Где это возможно, дети коллективно составляют предложение. Происходит это так. В начале года я говорю детям, что мы часто будем брать предложения не из книг, а составлять сами. Поэтому мы поделимся на группы.
1 группа из 2 человек при составлении предложения будет называть подлежащее и сказуемое.
2 группа будет придумывать дополнения к главным членам.
3 группа украсит предложение определениями.
4 группа будет называть обстоятельства, при которых совершаются действия.
Процесс создания и написания конкретного предложения происходит следующим образом.
Начинает учитель.
Первая группа, о ком или о чём сегодня будет разговор?
Ученик:
Разговор пойдет о мальчике.
Учитель:
А что скажет твой помощник? Какое сказуемое?
Ученик:
Мальчик пишет.
Учитель:
А теперь это маленькое предложение «Мальчик пишет» состоящее всего из двух слов, расширим до двенадцати. Расширим его дополнениями, определениями, обстоятельствами.
Сначала дополнениями. Для этого нужно задать вопрос подлежащему или сказуемому. Это вопросы родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей.
Говорит 2 группа.
Мальчик пишет ручкой письма другу о школе.
Учитель:
Украсим предложение определениями. Они отвечают на вопросы: какой? чей? Слово 3 группе.
Маленький мальчик пишет красивой ручкой большие письма близкому другу о своей школе.
Учитель:
И, наконец, обстоятельства. Они отвечают на вопросы как? куда? зачем? и т.д. Слово четвёртой группе.
Маленький мальчик с удовольствием пишет вечерами красивой ручкой большие письма близкому другу в город о своей школе.
Таким образом, из сухого предложения, из двух слов «Мальчик пишет» мы получили предложение из двенадцати слов, в котором много узнали о мальчике.
Учитель:
Попробуем ещё один вариант. Молча и быстро. Только писать на доске. Через 2 минуты в полной тишине появляется коллективная запись.
Собака бежит.
Собака бежит по дороге.
Злая собака бежит по соседней дороге.
Злая собака быстро бежит по соседней дороге.
Ребята живо и ярко, все без исключения, участвовали в составлении и усложнении предложений. Были задействованы все, а это значит, материал всем понятен.
Русский язык.
2 класс
Тема:
Синонимы и антонимы.
Класс делится на две группы. Даётся один день на подготовку к словесному поединку между группами. За это время дети подготовят слова - задания. Три слова и их синонимы, три слова и их антонимы.
Поединок проводит учитель. Время на обдумывание ответа даётся одна минута.
Пример.
1 часть поединка «Синонимы».
Слово 1 группе.
Подберите синонимы слову – храбрый.
Учитель:
Слово названо. 2 группа, время пошло!
Проходит минута. Если есть ответ, очко 2 группе и т. д.
2 часть «Антонимы».
Проводится точно так же .
В третьей части учитель даёт от себя слова = задания обеим группам. Очко присуждается той группе, которая первая даст ответ.
В конце игры выявляется победитель.
При использовании коммуникативных действий у детей широко задействованы чувствительные восприятия учебного материала. Урок становится ярким, эмоциональным, впечатляющим, что способствует крепкому усвоению знаний, умений, навыков.
Используемая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011.
3. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: “Сентябрь”, 2008. – с. 204.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе
Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.
Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....
Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе
Из практики работы по формированию коммуникативных компетенции учащихся...
Статья "Формирование коммуникативных УУД в начальной школе"
В этой статье я кратко изложила применение УУД на своих уроках. Считаю, что мне это во многом удалось....
Формирование Коммуникативных УУД в начальной школе
Формирование Коммуникативных УУД в начальной школе....
Презентация "Формирование коммуникативных УУД в начальной школе"
Данная презентация содержит материал, расккрывающий понятия коммуникативные УУД, условия их формирования, и другие понятия по теме....