"Мой проект" рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Учусь создавать проект» авторов Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г. Москва)
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_4_klass.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №9
г. Химки Московской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мой проект»
4 «А» «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель начальных классов высшей категории
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Учусь создавать проект» авторов Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г. Москва)
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности.
Курс 34 занятия и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина» (36 занятий).
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
- умение подобрать соответствующие методы исследования;
- умение подобрать инструментарий;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения;
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мой проект» 4 класс
№ п/п | Дата | Содержание (разделы, темы) | Оборудование | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | 02.09 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом Выбор темы твоего проекта. | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 1 | ||
2 | 09.09 | Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 2 | ||
3 | 16.09 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 3 | ||
4 | 23.09 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 4 | ||
5 | 30.09 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 5 | ||
6 | 07.10 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 6 | ||
7 | 14.10 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 7 | ||
8 | 21.10 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 8 | ||
9 | 28.10 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 9 | ||
10 | 11.11 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Р. Т ЗАНЯТИЕ №10 | ||
11 | 18.11 | Практическая работа. Создание мини-постера | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 11 | ||
12 | 25.11 | Практическая работа. Создание мини-постера | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 12 | ||
13 | 02.12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 13 | ||
14 | 09.12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 14 | ||
15 | 16.12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 15 | ||
16 | 23.12 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 16 | ||
17 | 13.01 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 17 | ||
18 | 20.01 | Программа МРР. Дизайн | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 18 | ||
19 | 27.01 | Программа МРР. Дизайн | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 19 | ||
20 | 03.02 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 20 | ||
21 | 10.02 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 21 | ||
22 | 17.02 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 22 | ||
23 | 24.02 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 23 | ||
24 | 02.03 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 24 | ||
25 | 09.03 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 25 | ||
26 | 16.03 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 26 | ||
27 | 30.03 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 27 | ||
28 | 06.04 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 28 | ||
29 | 13.04 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 29 | ||
30 | 20.04 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 30 | ||
31 | 27.04 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 31 | ||
32 | 04.05 | Твои впечатления от работы над проектом | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 32 | ||
33 | 11.05 | Пожеланиям будущим проектантам | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 33 | ||
34 | 18.05 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 34 | ||
35 | 25.05 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 35 | ||
36 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Р. Т ЗАНЯТИЕ № 36 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
- 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 4 класс.
Рекомендуемая литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса "Алые паруса"
Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....
Воспитательная программа класса Жемчужина.
Данный материал содержит воспитательную программу класса на 4 года. Она рассчитан на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс.Цель этой воспитательной программы: развитие социально – активной и творчес...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса, с которой учавствовала в конкурсе "Самый класный классный"...
Воспитательная программа класса "Семь Я"
Создание воспитательной среды для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающи...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Презентация "Воспитательная программа класса "Ступеньки"
Воспитательная программа класса "Ступеньки" расчитана на 4 года обучения.Основывается на коллективно-творческой деятельности по методике И.П. Иванова....
Воспитательная программа класса
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года....