Рабочая программа по курсу Мир профессий 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу Мир профессий: пояснительная записка, тематическое планирование, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_professiy_3_klass.docx | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мир профессий»
Начальное общее образование – 3-б класс
Направление – социальное
Количество часов – 35
Учитель – Кельник Ольга Михайловна
Программа разработана на основе авторской программы Е.Ю. Сухаревской, Е.В. Прилипской «Мир профессий» Издательство - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2008 год, в соответствии с требованиями ФГОС.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и требованиями к организации внеурочной деятельности, на основе авторской программы Е.Ю. Сухаревской, Е.В. Прилипской «Мир профессий» Издательство - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2008 год.
Программа курса «Мир профессий» на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.06.2015 №1/15).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письма:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
-Методические материалы по планированию и организации урочной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, при введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования Ростовской области по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность программы курса «Мир профессий» определена тем, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемая работа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение. В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Мир профессий» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 138 часов.
1класс –33 часа
2 класс –35 часов
3 класс – 35 часов
4 класс – 35 часов
Часы, отводимые на изучение курса «Мир профессий» в 3 классе выделены из части, формируемой участниками образовательных отношений. На основании учебного плана МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год, в соответствии с календарным учебным планом - графиком на 2015-2016 учебный год, расписанием занятий на 2015 -2016 учебный год, с учетом праздничных дней в 2015 -2016 учебном году - рабочая программа составлена на 35 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:
∙ Расширить представление детей о мире профессий;
∙ Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
∙ Развивать творческие способности детей;
∙ Развивать речевую деятельность;
∙ Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
∙ доступность, познавательность и наглядность
∙ учёт возрастных особенностей
∙ сочетание теоретических и практических форм деятельности
∙ усиление прикладной направленности обучения
∙ психологическая комфортность
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно
Формы и объем занятий:
∙ Игровая к рассматриваемой профессии.
∙ деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
∙ Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
∙ Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
∙ Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
∙ Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы опросные листы, тесты, беседы.
Планируемые результаты освоения курса «Мир профессий»
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса «Мир профессий» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Регулятивные УУД:
∙ Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
∙ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙Слушать и понимать речь других.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Личностные УУД:
∙ овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
∙ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
∙ формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Сроки изучения | Характеристика основных содержательных линий | Темы практических, лабораторных, творческих работ | Вид контроля |
1 | Введение в мир профессий | 5 | 1.09 – 29.09 | Знакомство с миром профес сий. Значение и польза всех без исключения профессий. | Творческая работа по теме: Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Выставка работ |
2 | Профессии в школе | 3 | 6.10 – 20.10 | Знакомство с профессиями: библиотекарь, учитель. | Творческая работа по теме: Создание папки «Загадки о школе» | Проект |
3 | Знакомство с различными профессиями | 19 | 37.10 – 5.04 | Знакомство с профессиями: воспитатель, пекарь, повар, архитектор, врач, следователь, биолог, водитель, бухгалтер, фермер, цветовод, юрист, художник. Очные и заочные экскурсии. | Практическая работа по теме: Про ект «Книга кулинарных рецептов» Практическая работа по теме:Про ект Домик для котёнка или щенка. Практическая работа по теме: Проект по оформлению школьного двора Творческая работа по теме: Конкурс рисунков «Я - художник» | Выставка работ Проект |
4 | Профессия моих родителей | 5 | 12.04 – 10.05 | Профессия моих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | Творческая работа по теме: Создание папки Профессия моих родителей Практическая работа по теме: Проект Мамина одежда для дома | Проект |
5 | Итоговые занятия | 3 | 17.05 – 31.05 | Викторина «Что мы узнали?» Праздник-отчёт «Все профес сии важны, все профессии нужны!» | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
Итого | 35 час. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата | Описание примерного содержания занятий | Характеристика основных видов деятельности | Оборудование | ||
Раздел 1. Введение в мир профессий 5 ч | |||||||
1 | Зачем человек трудится? | 1.09 | Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Выявить знания детей о пользе труда. Игра. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
2 | Какие профессии ты знаешь? | 8.09 | Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Выявить знания детей о профессиях. Игра. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
3 | Мир интересных профессий | 15.09 | Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Беседовать о профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
4 | Чем пахнут ремесла? | 22.09 | Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Обсудить стихотворение и ответить на вопрос: почему бездельник не пахнет никак? Презентация | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
5 | Кем я хочу стать? | 29.09 | Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Участвовать в диалоге: кем я хочу стать, рисование. | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | ||
Профессии в школе 3 ч | |||||||
6 | Профессия – учитель | 6.10 | Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Инсценировать стихотворение «На уроке» Отгадывать загадки на тему «Школа» | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
7 | «Каких профессий не хватает в школе?» | 13.10 | Конкурс загадок на тему «Школа» | Участвовать в диалоге: с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии врача, дворника, цветовода | |||
8 | Профессия – библиотекарь | 20.10 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Экскурсия в школьную библиотеку | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
Знакомство с различными профессиями 19 ч | |||||||
9 | Профессия – воспитатель детского сада. | 27.10 | Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки» | Участвовать в диалоге о любимых воспитателях, выявление главных их качеств, за что можно не любить воспитателя, учителя, человека. | Компьютер, интерактивная доска, проектор, мяч, загадки об игрушках | ||
10 | Профессия – воспитатель детского сада. | 10.11 | Экскурсия в детский сад. | Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии Разучить с малышами подвижные игры. | |||
11 | Профессия – пекарь | 17.11 | Знакомство с профессией пекаря. | Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии. Рисование рисунков. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
12 | Профессия – пекарь | 24.11 | Экскурсия на пекарню | Экскурсия | |||
13 | Профессия – повар | 1.12 | Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. | Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
14 | Профессия – повар | 8.12 | Пробуем себя в роли кулинаров. | Подготовить и презентовать информационный проект «Книга кулинарных рецептов» | |||
15 | «Профессия – архитектор. | 15.12 | Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. | Проектировать домик для котёнка или щенка. Работа в тетрадях. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
16 | «Профессия – архитектор. | 22.12 | Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. | Проектировать домик для котёнка или щенка. Работа в тетрадях. | |||
17 | Профессия – врач | 29.12 | Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Участвовать в викторине «Каких специалистов врачей вы знаете?» Сюжетно-ролевая игра | Компьютер, интерактивная доска, проектор, халат врача, аптечка. | ||
18 | Профессия – следователь. | 12.01 | Игра «Зрительная память». | Участвовать в диалоге о должностных обязанностях следователя. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
19 | «Следствие ведут третьеклассники!». | 19.01 | Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. | Участвовать в диалоге о должностных обязанностях следователя. | |||
20 | Профессия – биолог. | 26.01 | Комнатными растениями. | Ухаживать за цветами | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
21 | Профессия – водитель автомобиля. | 2.02 | Машины современные и старинные. Маршрутная карта водителя. | Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
22 | «Ты – водитель, я – пешеход». | 9.02 | Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). | Обсуждать и анализировать ситуации. | |||
23 | Профессия – бухгалтер | 16.02 | Знакомство с профессией бухгалтер | Обсудить. Что важно знать третьекласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым? | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
24 | Профессия Мастер сельско хозяйственного производства Фермер. | 1.03 | Знакомство с профессией фермер | Участвовать в диалоге. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?». | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
25 | Профессия «Мастер – цветовод». | 15.03 | Знакомство с профессией цветовод | Практическая работа по составлению букетов. Создать проект « Пришкольный участок». Защита проектов. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
26 | Профессия – юрист. | 29.03 | Знакомство с профессией юрист Ответственность человека перед законом | Решение практических задач и ситуаций. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
27 | Профессия – художник | 5.04 | Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я – художник» | Участвовать в диалоге , викторине, конкурсе рисунков | Компьютер, интерактивная доска, проектор, альбомы, карандаши, краски | ||
Профессия моих родителей 5 ч | |||||||
28 | Кем работают мои родители? | 12.04 | Мини-проект «Профессия моих родителей» | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | Альбомы, карандаши, краски | ||
29 | Кем работают мои родители? | 19.04 | Мини-проект «Профессия моих родителей» | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | Альбомы, карандаши, краски | ||
30 | «Мама – домохозяйка». | 26.04 | Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. | Участвовать в диалоге. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома. | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
31 | Встреча с родителями | 3.05 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | Участвовать в диалоге. Рисование. | |||
32 | Встреча с родителями | 10.05 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото. | |||
Итоговые занятия 3 ч | |||||||
33 | Викторина «Что мы узнали?» | 17.05 | Викторина «Что мы узнали?» | Групповая работа. Презентация | Компьютер, интерактивная доска, проектор Презентация | ||
34 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 24.05 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | Групповая работа. Презентация | Компьютер, интерактивная доска, проектор | ||
35 | Итоговое занятие | 31.05 |
Литература, используемая в учебном процессе:
Основная литература:
Литература для учителя:
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г
- Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Журнал «Досуг в школе» №11, 2006г.
- Журнал «Начальная школа» №7, 2007 г.
- Сборник загадок о профессиях.
- Журнал «Начальная школа» №12, 2006 г.
- Журнал «Начальная школа» №2, 2008 г.
Литература для учащихся:
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...
Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...