Внеурочная деятельность в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
В статье рассматриваются формы и приемы работы по проектной деятельности во внеурочной занятости в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Морозова Галина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Пролетарская СОШ»
Серпуховского муниципального района
Эл.адрес: GM65689396@yandex.ru
№ телефона: 8 916-425-07-09
Аннотация
В статье рассматриваются формы и приемы работы по проектной деятельности во внеурочной занятости в начальных классах.
Ключевые слова
Интеллектуальные, общеучебные и специальные знания, умения и навыки учащихся, метод проектов.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.
Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.
Внеурочная деятельность – важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Внеурочная деятельность школьников деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.
Одним из направлений внеурочной деятельности является проектно – исследовательская деятельность. Данное направление является очень важным, так как в настоящее время стремительно растет поток информации, получаемый нами из различных источников. Это книги, СМИ, телевидение, Интернет. Очень может случиться, что информация, которую мы даем детям сейчас, устареет буквально через два года. Поэтому и назревает потребность сейчас не давать детям знания как таковые, в готовом виде, а учить их добывать и обрабатывать знания из различных источников, учить видеть метапредметные и межпредметные связи, учить всевозможным способам постановки целей разбивки их на задачи и нахождение путей решение поставленной проблемы, применять имеющиеся знания на практике. Подобные задачи призван решать курс проектно – исследовательской деятельности «Маленький гений».
Цель курса – формирование информационной культуры учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи курса
∙ формировать систему интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
∙ развивать психические процессы;
∙ развивать личность младшего школьника;
∙ воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Надо сказать, что в данном случае мы разрабатываем не исследовательские проекты как таковые, а учимся поисковым и исследовательским методам. Моя главная задача не сделать какое-нибудь открытие, неизвестное до нас, а научить детей мыслить по - новому.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, развивать умение добывать информацию из разных источников.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.
Форма организации проектной внеурочной деятельности – это Клубные занятия. Они проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Перспективная начальная школа» интерактивные клубы «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Наиболее интересными являются следующие проекты:
∙ Игрушки и школьные принадлежности.
∙ Числа в пословицах и поговорках.
∙ Моя азбука
∙ Моя семья
∙ Живая азбука
∙ В чем польза и вред шоколада
Естественно выполнив тот или иной проект, учащимся хочется поделиться им, для этого мы устраиваем на уроках защиту проектов, а лучшие проекты будут представлены на ежегодной школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее» (такая конференция проходит в нашей школе раз в год)
Предлагаю в качестве примера проект «Зачем нужны машины?»
После прохождения темы «Как хлеб на стол пришел», мы решили провести исследование: «Зачем людям нужны машины?»
Ребята должны были дома совместно с родителями испечь хлеб, булочки. Они должны были прописать ингредиенты, которые вошли в состав муки. Все это они должны были записывать: время, которое они потратили на замешивание и приготовление теста. Как оно подходит, выпекается, взять интервью у мамы, трудно или легко было работать, что самое трудное было в приготовлении. А затем мы отправились в школьную столовую, где процесс замешивания теста происходит автоматически. В результате проведенного исследования, детьми были сделаны выводы, что, несмотря на гораздо больший объем работы, в школьной столовой времени на приготовление булочек ушло меньше. Работники столовой приложили меньше усилий для замешивания теста, потому что тесто замешивала машина.
Одна девочка рассказала, как они с мамой испекли хлеб в хлебопечке, мы не поверили, что такое возможно. А вот когда попробовали, то нашим восхищениям не было предела. Значит, машины нужны нам для того, чтобы облегчить нам труд, сократить временные затраты.
Пока, конечно, инициатива по тематике проектов лежит на мне, но я надеюсь, что придет время, и мои ученики сами будут предлагать свои проекты.
Литература:
Писаревская Г. П. «Инновационный подход в обучении».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....
Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...
Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"
Данная статья адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий....
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...