Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (1 класс) на тему

Бабаева Ирина Юрьевна

Для 1 класса. Рабочая программа:  «Я - исследователь» общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я - исследователь» (авт. А.И.Савенков)// Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп.  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012). 

Автор программы:  А.И.Савенков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya-_issledovatel_1_klass_2014_iyu.docx67.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Белгородского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»                                                           «Утверждаю»

заместитель директора  по                                       Директор МОУ

воспитательной работе                                             «Журавлевская сош»                                                                                                                                                __________ Лучникова Д.И                                     ________     Самойлова О.В./

 «_____»_____________ 2014 год                                      «_____»_____________ 2014 год                                                      

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся – 6,5 - 7 лет

            учитель  1 класса

            МОУ «Журавлевская СОШ»

           Бабаева Ирина Юрьевна

с. Журавлевка

2014

Рабочая программа:  «Я - исследователь» общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я - исследователь» (авт. А.И.Савенков)// Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп.  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

Автор программы:  А.И.Савенков.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «__» _____ 2014 г.,  протокол № ___

Председатель ____________          (                        )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я - исследователь» (авт. А.И.Савенков)// Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп.  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения. Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» в 1 классе.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;
  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только «загрузить» уча-- щегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: 

  • тренинг исследовательских способностей; (приобретение учащимися специальных знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска).
  • самостоятельная исследовательская практика; (проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов).
  • мониторинг исследовательской деятельности. (содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в 1 классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторит включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Объем курса и виды учебной работы

        Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа А.И.Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп.  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012) для 1 класса рассчитана на 28 часов и рекомендуется начинать занятия со 2 четверти, полагаясь на адаптацию первоклассников. В соответствии с учебным планом МОУ «Журавлевская СОШ» на 2014-2015 учебный год, ориентированным на 33 учебные недели, в рабочую программу добавлено 5 часов, в содержание которых входят различные упражнения для адаптации школьников развивающего характера и не выходящие за рамки тематики курса. Дополнительные часы включены в подпрограмму «Тренинг исследовательских способностей»..  Таким образом, программа курса «Я - исследователь» рассчитана на  1 ч в неделю, итого 33 часа в год.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Причём исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

 имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

 в большинстве случаев исследование имеет краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

 исследовательская деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

 исследовательская деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

 исследовательская деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

 в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. 

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
  • возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения
  • в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 класс (33 часа).

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе.

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не  предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

        Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Программой предусмотрено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Кол-во

часов

Название темы

1

17

Тренинг развития исследовательских способностей

2

10

Самостоятельная исследовательская  практика

3

6

Мониторинг

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Подпрограмма  «Тренинг развития исследовательских способностей» (17ч.)

 

Тема «Что такое исследование» - 1 час

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность» - 2 часа

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент» - 2 часа

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы» - 1 час

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой» - 1 час

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям» - 1 час

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тема «Учимся делать умозаключения и выводы» - 1 час

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы» - 1 час

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» - 1 час

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы» - 1 час

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой» - 1 час

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы» - 1 час

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» - 1 час

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как планировать исследования и проекты» - 1 час

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» - 1 час

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Самостоятельная исследовательская  практика» (10ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»

С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Экскурсия-исследование»

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

Тема «Мини-конференция по итогам экскурсии»

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Тема «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

Тема  «Сообщения о собранных коллекциях» 

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

 

                                               

Подпрограмма  «Мониторинг исследовательской деятельности» (6ч.)

  • 2 часа - мини-конференции по итогам экспресс - исследований;
  • 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований;  
  • 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.


Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Тип(форма)

Всего часов

Содержание деятельности

Характеристика деятельности учащихся

Воспитатель-ная работа

Пред.

дата

Факт дата

  1. Тренинг развития исследовательских способностей (17ч.)

1

Что такое исследование

Дискуссия

1

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.

Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

01.09

2

Наблюдение и наблюдатель-ность

Практикум

2

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

08.09

3

Наблюдение и наблюдатель-ность

Тренинг

15.09

4

Что такое эксперимент

Эксперимент

2

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

22.09

5

Что такое эксперимент

Мастерская

29.09

6

Учимся вырабатывать гипотезы

Мозговой штурм

1

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

06.10

7

Знакомство с логикой

Практикум

1

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации –поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

13.10

8

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям?

Соревнование

1

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

20.10

9

Учимся делать умозаключения и выводы

Блиц-турнир

1

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Формулировать собственное мнение и позицию.

10.11

10

Как задавать вопросы

Практикум

1

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

17.11

11

Учимся выделять главное и второстепенное

Практикум

1

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Формулировать собственное мнение и позицию.

24.11

12

Как делать схемы

Мастерская

1

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Умение задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

01.12

13

Как работать с книгой

Исследование

1

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

08.12

14

Что такое парадоксы

Эксперимент

1

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

15.12

15

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Мозговой штурм

1

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях
  • задавать вопросы по существу;

22.12

16

Как планировать исследования и проекты

Мастерская

1

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

12.01

17

Как сделать сообщение о результатах исследования

Практикум

1

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

19.01

  1. Самостоятельная исследовательская  практика (10ч.)

18

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Тренинг

Упражнения для тренировки по проведению учащимися самостоятельных исследований и выполнению творческих проектов.

Включаться в  процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

26.01

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Мастерская

Оформление рабочей тетради «Я - исследователь», в которой последовательно изложено, какие задачи ребенок должен решать.

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

02.02

20

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

16.02

21

Экспресс-исследование

Мини-исследование

1

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

23.02

22

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

Семинар

1

С краткими сообщениями выступают только желающие.

02.03

23

Экскурсия-исследование

Экскурсия-исследование

1

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

овладевать основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

09.03

24

Мини-конференция по итогам экскурсии

Конференция

1

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

16.03

25

Коллективная игра-исследование

Игра-исследование

1

Проведение коллективных игр-исследований

30.03

26

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование

Исследование

1

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

27

Сообщения о собранных коллекциях

Семинар

1

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы

06.04

Мониторинг исследовательской деятельности (6ч.)

28

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований

Мини-конференция

2

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности

13.04

29

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований

Мини-конференция

20.04

30

Мини-конференция по итогам собственных исследований

Мини-конференция

2

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

27.04

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

Мини-конференция

Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Формирование выраженной познавательной мотивации;

08.05

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов

2

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

15.05

33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов

22.05

Итого: 33 часа


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Литература

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование

Кол-во обучающихся

Необх.

кол-во

Факт.

кол-во

% оснащенности

Цветные карандаши

11

11

11

100

Альбом

11

11

11

100

Предметы для экспериментов и наблюдений

11

1 набор

1 набор

100

Портреты исследователей

11

Список  ЭОР

Список  ЭОР

100

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

11

1

1

100

Экспозиционный экран (по возможности)

11

1

1

100

Компьютер (по возможности)

11

1

1

100

Сканер (по возможности)

11

1

0

0

Принтер лазерный (по возможности)

11

1

1

100

Фотоаппарат цифровой

11

1

0

0

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

11

1

1

100

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

11

4

4

100

Стол учительский с тумбой.

11

1

1

100

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

11

4

4

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....