Развитие одарённости младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья на тему

Русакова Ирина Валентиновна

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.

Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новое качество начального образования.

Целью образования становится воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  одарённости младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО

Русакова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ школы  № 7

 с углубленным изучением

отдельных предметов

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.

Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новое качество начального образования.

Целью образования становится воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функций образования, обосновывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, позволяет выделить особую проблему развития одарённых детей.

     Современные цели образования требуют совершенно иного научно-исследовательского  и практического подхода к данной проблеме.

У понятия "детская одаренность" есть аналог - "потенциал личности", так считают доктор психологических наук, профессор А.М. Матюшкин, американский психолог Дж. Рензулли и др. По мнению профессора А.И. Савенкова "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (6, 5).  Известный специалист в области исследования детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории одаренных детей:

-   дети с высоким IQ;

- дети, достигающие выдающихся успехов в каком либо виде   деятельности;

-   дети с высокой креативностью.

В настоящее время имеется несколько целостных моделей обучения одарённых детей, каждая из которых основана на вполне определённой концепции развития ребёнка и его одарённости. Существующие концепции условно распределяются по трём направлениям: интеллектуальный подход, личностный подход и синтетический подход, при котором одарённость и творческий потенциал включает как интеллектуальные, так и личностные и социальные факторы ( Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков  и др.). Соответственно этим направлениям разрабатываются программы развития творческого потенциала одарённых детей. Наиболее известными из них являются: модель Гилфорда, программа Торренса, программа «Одарённый ребёнок» Центра семьи и детства Л.А. Венгера и др.

Опираясь на наблюдения А.И. Савенкова, можно сказать, что реальная педагогическая практика научилась различать лишь 3 категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями уровня общей одаренности (интеллектуальная одаренность). Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще всего называют талантливыми. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Мы предлагаем рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и напротив, проявляющуюся и в завуалированной, замаскированной форме - скрытой.

Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют "потенциальной".

На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследованию детской одаренности, классифицируя различные педагогические подходы к этой проблеме, мы  выделяем следующие  категории одарённых детей:

- дети с высоким IQ (умственная одарённость);

- дети, достигающие выдающихся успехов в  художественной, музыкальной, спортивной и т.п.  деятельности (творческая одарённость);

- дети, проявляющие отличные успехи в учебной деятельности

( академическая одарённость)

- дети с высокой креативностью (интеллектуальная креативность)- потенциальная одарённость. Это школьники, которые имеют определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не могут реализовать их в данный момент деятельности в силу их функциональной недостаточности.

        Специалисты утверждают, что число явно одарённых, составляет 1-3% от общего числа детей. Предполагается, что общее число явно и неявно одарённых детей примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Таблица   1.    Классификация одарённых детей по виду способностей

Виды способностей

Краткая характеристика

Интеллектуальная

одаренность

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

Одарённость в какой-либо области.

Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и пр.)

Академическая

(или школьная) одарённость

Дети с опережающим умственным развитием, ярко проявляющимися способностями к обучению, легким и прочным усвоением учебного материала, безошибочным выполнением учебных заданий, что обуславливает отличную успеваемость.

Креативная

 одарённость

Дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью,  неожиданными для учителя вопросами и замечаниями, ищущие свой подход к выполнению учебных заданий, применяющие оригинальные способы их решения.

Изучение творческих способностей детей тесно связано с анализом их развития в контексте различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, Ю.А.Полуянов,  К.В.Тарасова, А.А.Мелик-Пашаев, И.В.Дубровина, В.Т.Кудрявцев, В.Б.Синельников, Л.Ф.Обухова, С.М.Чурбанова и др.)

В исследованиях по проблеме одарённости выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одарённого ребёнка. Однако при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребёнка  необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий.

Проведённые исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребёнка, значительная роль среди которых отводится его окружению – семье, сверстникам, школе.

В нашем исследовании учтены следующие социальные особенности учащихся ЭК и КК: уровень образования родителей, реализация в профессиональной деятельности, возможность посещения кружков и секций во внеурочное время.

В исследовании принимало участие 52 родителя ЭК и 38 родителей КК. Испытуемые обозначали место работы, занимаемую должность и уровень образования на данный момент.

Мы можем отметить, что большая половина родителей ЭК имеет высшее образование (50,4%), т.е. по среднестатистическим показателям в каждой семье есть родитель с высшим образованием. Однако отметим, что в нескольких семьях оба родители имеют высшее образование, и есть семьи, в которых оба родителя (или один) имеют средне специальное образование.

По профессиональной принадлежности в ЭК 68,7% являются служащими (в КК 34,2%), соответственно рабочие 11,5% в ЭК и 55,2% в КК.

Следовательно, социальные и психологические условия учащихся ЭК более благоприятны для реализации творческого потенциала ребёнка.

Таким образом, социальное окружение – семья, уровень образования родителей способствуют развитию у детей одарённости. Однако, вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребёнка должен рассматриваться отдельно.

Литература.

        1. Дж.Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996.-480с.

        2. Доровский А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся.-М.:РПА, 1998.-209с.

        3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей-СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.: Серия «Мастера психологии».

        4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971., с.11-45.

        5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённой// Вопросы психологии. 1989.-№6.-с.29-33.

        6. Савенков А.И. Одаренный ребёнок дома и в школе.- Екатеринбург:У-фактория, 2004.-273с.

        7. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-с.9-38.

        8. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость»// Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№5.-с3-10.

        9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.-М.,2004.-336с.

        10. Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста.-Спб.: Союз, 1997.-128с.



Предварительный просмотр:

Диагностическая методика под условным названием «Дерево».

Цель: определение уровня развития креативности учащихся через создание различных образов деревьев.

Учащимся предлагается следующее задание: на сложенном вчетверо листе бумаги нарисовать 4 дерева с помощью цветных карандашей.

Распределение образов деревьев выглядит так:

-на первой части листа изобразить любимое дерево,

-на второй части - дерево, в которое хотел бы превратиться конкретный ребёнок,

-на третьей части – весёлое дерево.

- на четвёртой части листа - грустное дерево.

Критерии оценки выполненных работ:

  • Гибкость- способность использовать разнообразные ассоциативные связи при решении проблем, умение переключаться с одной идеи на другую (от 0-3 баллов).
  • Оригинальность – нестандартное изображение деревьев, неразрушающее целостный образ дерева, на каждой части листа  не повторяющиеся породы деревьев (от 0 до 3 баллов).
  • Самостоятельность – выбор породы дерева осуществляется индивидуально, без подсказки взрослого и опоры на наглядный образец (от 0 до 3баллов)
  • Образность – создание фона, наличие животных, птиц, изображение грусти или радости, использование различных цветовых оттенков, выражающих настроение деревьев (от0 до 3)
  • Точность (детальность)- наличие корней, плодов, прорисованность листьев (от 0 до 3 баллов).

Тест Торранса «Повторяющиеся фигуры».

Цель: определение уровня креативности у учащихся.

Исходным материалом являлось 12 кругов. Ребёнок должен продуцировать как можно больше идей, оцениваемых с точки зрения оригинальности, образности, детальности и гибкости. По каждому критерию школьникам присваивалось от 0 до 3 баллов.

  • Оригинальность – возможность производить редкие  идеи, отличающиеся от общепринятых стандартов.
  • Образность – возможность создавать фантастические идеи при сохранении определенной объективной связи с исходной проблемной ситуацией.
  • Детальность – чувствительность к деталям, их проработанность.
  • Гибкость – умение переключаться с одной идеи  на другую, неповторяемость ассоциаций.

Работы учащихся могут быть распределены по следующим уровням:

- высокий 18-24 балла,

- выше среднего 13-17 б.,

- средний 12-9 б.,

- ниже среднего 8-5б.,

- низкий менее 4 баллов.

Диагностическая методика «Геометрические фигуры».

Цель: определение уровня креативности при создании модели из геометрических фигур одинаковой формы.

Учащимся предлагалось из 8 одинаковых прямоугольников составить какие – либо фигуры (фигуру).

Школьникам не предъявляется образец, не указываются возможности расположения фигур на листе бумаги. На задание отводится 15 минут. Получившемуся образцу нужно придумать название.

Критерии:

  • Гибкость – неоднородность образов. Создание ранее известного предмета при помощи новой технологии,
  • Оригинальность – отсутствие повторяемости выборов, создание оригинального образа (композиции), выбор соответствия между названием и образом.
  • Образность – завершенность созданной модели, включение модели в композицию, отражение настроения образа, конфигурация элементов отличается от общепринятой.
  • Точность – соответствие фигуры воображаемой модели.

Работа оценивается  по вышеизложенным критериям и в соответствии с предложенными критериями ей присваивалось от 0 до 3 баллов.

 - высокий 10-12 баллов,

- выше среднего 8-10 б.,

- средний 6-8 б.,

- ниже среднего 4-5б.,

- низкий менее 4 баллов.

К высокому уровню относятся работы, представляющие собой композиции или изображения сложной конструкции, которые отличаются от других работ оригинальным названием, нестандартностью образа.

К уровню выше среднего относятся образы, отличающиеся особым построением, не имеющие повторов (бусы, робот, открытка, птенец с открытым клювом, ракета, лебедь).

На среднем уровне работы менее сложной конструкции, имеющие больше повторов среди выборов учащихся.

Геометрические фигуры, ёлки, бант составили уровень ниже среднего, поскольку предложенные работы не отличает оригинальность, сложность конструкций, такие модели соответствуют уже виденным или использованным ранее фигурам.

На низком уровне (0баллов) ученики, не справившиеся с заданием.

Определение  уровеня развития интеллектуальной креативности, под которой понимается способность находить различные нестандартные решения и ответы к задачам не имеющим единственно верного решения

( такие задачи могут не иметь и реалистического решения).

Диагностическая методика состоит из трёх вопросов:

  1. Как можно превратить щенка в котёнка?
  2. У Бабы Яги выросла внучка и собралась замуж, а избушка одна. Где могут жить внучка с мужем?
  3. У Бабы Яги сломалась ступа и метла. Чем их можно заменить?

Критерии оценки уровня интеллектуальной креативности:

  • Богатство и разнообразие ассоциаций (использование ассоциативных связей по сходству, различию, смежности и т.д.);
  • Нестандартность (оригинальность) в решении предлагаемых заданий;
  • Самостоятельность (независимость суждений от предполагаемо сказочных)
  • Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям (принятие задачи, как имеющую неоднозначное решение). 

Каждый критерий оценивался от 0 до 2 баллов.

В 2 балла оценивается ответ, имеющий различные ассоциативные связи, неповторяющиеся в других работах, выбор решения не опирался ни на какие источники, ученик принимал задачу, самостоятельно предлагал одно или несколько решений.

         1 балл ставился за ответ, содержащий только один вариант решения предполагаемой ситуации.

0 баллов ставился за такое решение задачи, которым мог бы воспользоваться реальный человек в зависимости от предложенной ситуации. Ответы поверхностны, стандартны, неинтересны.

Как передвигается Баба Яга? Ногами.

Как превратить щенка в котёнка? Надо продать котёнка и купить щенка.

- высокий 18-24 балла,

- выше среднего 13-17 б.,

- средний 12-10 б.,

- ниже среднего 9-5б.,

- низкий менее 4 баллов.

Полученные результаты свидетельствуют об  уровне развития интеллектуальной креативности и помогут нам создать соответствующую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.

В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые  спос...

Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...