Основы поектной деятельности в начальной школе
рабочая программа на тему

Данная программа составлена для реализации технологии проектоного обучения в рамках внеурочной деятельности по образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

 «Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе»

Составитель учитель начальных классов Цылюрик Наталья Анатольевна, высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа  внеурочной  деятельности  учащихся  начальной  школы «Введение  в  проектно-  исследовательскую    деятельность в  начальной  школе» разработана  на  основе Федеральных   государственных  образовательных   стандартов   второго поколения.

  Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

  Одним  из  главных  направлений  является проектная деятельность учащихся,  которая   способствует  обеспечению  таких  условий  в  образовательном  процессе,  когда  полученные  знания   становятся   инструментом  решения     творческих  теоретических  и  практических  задач   и  инструментом   формирования  у  ребенка  потребности  и  способности к  саморазвитию.
Вот  почему   и  появилась   данная  программа, 
актуальность  которой  очевидна:

  •  ФГОС  нового  поколения требует  использования   в  образовательном    процессе технологий  деятельностного   типа , а  методы  и  приемы  проектно-исследовательской деятельности  определены  как одно  из  условий реализации  основной  образовательной  программы начального  общего  образования.    Современные   развивающие  программы  начального  образования  включают    проектную  деятельность    в  содержание различных  курсов и  внеурочной  деятельности.
  •  Знания,  умения  и  универсальные  учебные  действия, необходимые  для организации  проектно- исследовательской  деятельности в начальной школе, являются необходимыми для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия исследовательских проектов и помогут учащимся быть успешными в обучении.

Программа   предназначена  для  работы  с  детьми  1-4  классов  в рамках как урочной, так и во  внеурочной    деятельности  учителей начальной  школы по  направлению « Проектная  деятельность».
Проектная  деятельность  является обязательной   и  предусматривает  участие  в  ней    всех  учащихся  класса,  потому  что  именно  она    способствует  развитию  универсальных  учебных  действий, что  является весьма  актуальным  в  наше  время.
Именно  начальная  школа -   важнейший  и  наиболее   удачный   период  для  формирования этих  УУД. По  данным  психологов,  названные  УДД   начинают  хорошо  и  на  осознанном  уровне    усваиваться   детьми  к  концу  3  класса,  если  усвоение  знаний   организуется  учителем   как  их  постоянный  поиск с группой сверстников. Саму  же  проектную деятельность  психологи  рассматривают  как зону ближайшего  развития  самых  младших  школьников. Возможность  внедрения  программы «Введение  в  проектно-  исследовательскую    деятельность в  начальной  школе»  в  практику  обучения  в  начальной  школе   определяется  ещё  и  тем,  что  современный младший  школьник   легко  осваивает  компьютер,  и  при   достаточной  обеспеченности  компьютерами  учебного  процесса  в  начальной  школе  учитель  может  активно  внедрять  в    практику  своей  деятельности  новые  информационные  технологии

Цель  программы:  создание условий для развития  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности.
Задачи программы:

  • формирование универсальных учебных действий посредством исследований и проектов;
  • формирование    положительной  мотивации  к    проектно-  исследовательской  деятельности;
  • обучение основам проектно-исследовательской деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительный оценки первичной информации – форматирование информационной компетентности);
  • развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ;
  • обучение   учащихся  сначала  совместно  с  учителем  ,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно-  исследовательские  работы:
  •  формирование  коммуникативной  компетентности  в  сотрудничестве( умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении);
  • сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью;
  • развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе над темой.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Учащийся должен сначала с учителем или родителями, а затем самостоятельно выбирать проект или объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию, представлять результат своей работы.

Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» имеет отличительные особенности:

  • программа рассчитана на 4года, но не имеет конкретного распределения часов так, как это зависит от уровня подготовленности и способностей детей, их интересов, а также от свободного времени учителя.
  • имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

Формой реализации программы являются мини-проекты, краткосрочные проекты. Краткосрочный характер проектов обусловлен психологическими и возрастными особенностями младших школьников, т.к. обычно дети этого возраста утрачивают интерес к длительным исследованиям. Необходимость введения данной формы была обусловлена, прежде всего, изменившейся социальной ситуацией развития детей 21 века. При возросшей информированности детей, современные учащиеся мало читают. Также наши дети ограничены в общении со сверстниками, они ещё не умеют организовать общение в группе.

Структура программы предусматривает занятия с использованием деятельностного  подхода (теоретические и практические, мультимедийную поддержку).

Режим занятий.

Продолжительность занятий: 1-й класс – 30 минут; 2-4-е классы – 40 минут. Занятие можно проводить один раз в месяц, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.

                                              1 класс (II полугодие)

п/п

Наименование тем

Количество

    часов

   Теория

Практика

1

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Что такое проект?

        2

      2

2

Основные методы исследования.

Как задать вопросы?

Знакомство с темой

        1

       1

3

Коллективная игра – исследование

«Моё имя»

        1

       1

4

Учимся выделять главное и второстепенное.

        2

       2

5

Защита исследовательской работы.

Секреты успешного выступления

        1

       1

                                                         

                                                               2 класс

п/п

Наименование тем

Количество

    часов

   Теория

Практика

1

 Исследования в нашей жизни.

Учимся видеть проблемы

Знакомство с темой

        2

      2

2

Методы исследования.

Выбор тем.

        1

       1

3

Выполняем логические операции.

Творческое воображение. Работа над проектами.

Учимся делать выводы и умозаключения.

        4

       4

4

Презентация исследовательской

работы

        1

     

        1

                                                              3 класс        

п/п

Наименование тем

Количество

    часов

   Теория

Практика

1

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

        2

      2

2

Установление закономерностей

        1

       1

3

Проведение исследований, изготовление продукта исследования

        4

       4

4

Работа с текстом.

Как подготовиться к защите исследовательской работы?

        1

       1

5

Презентация исследовательских

работ

        1

       1

                     

                                                      4 класс

п/п

Наименование тем

Количество

    часов

   Теория

Практика

1

Как научиться приобретать

знания?

Всю жизнь в поиске…

        2

      1

       1    

2

Как оценить идеи?

Классификация тем исследований

        2

       2

3

Особенности проведения теоретических исследований

        2

       2

4

Особенности проведения эмпирических исследований

        2

       2

5

Презентация исследовательских

Работ.

        1

       1

Работа над каждым  проектом включает в себя  следующие этапы:

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.
  2. Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
  3. Сбор информации.
  4. Обработка собранного материала.
  5. Презентация проекта.
  6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающиеся будут

 знать:

Обучающиеся будут

 уметь:

  • Основные особенности проведения исследований разных видов;
  • Методы исследования;
  • Правила выбора темы и объекта исследования;
  • Основные логические операции, их отличительные особенности;
  • Правила успешной презентации работы.

  • Самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • Выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • Выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • Классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • Предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Презентовать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.

Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка.Данная работа будет интересна учителям начальных классов и учителям русского языка....

«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...

Статья «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ погружение во внеурочную деятельность в начальной школе»

В статье описаны общие принципы организации, основные этапы проведения, устройство и содержание программ мастерских, технологии взаимодействия педагогов и учеников. Отдельно уделено внимание формам ин...