Основы поектной деятельности в начальной школе
рабочая программа на тему
Данная программа составлена для реализации технологии проектоного обучения в рамках внеурочной деятельности по образовательной системе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
«Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе»
Составитель учитель начальных классов Цылюрик Наталья Анатольевна, высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Вот почему и появилась данная программа, актуальность которой очевидна:
- ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
- Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в начальной школе, являются необходимыми для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия исследовательских проектов и помогут учащимся быть успешными в обучении.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов в рамках как урочной, так и во внеурочной деятельности учителей начальной школы по направлению « Проектная деятельность».
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
Именно начальная школа - важнейший и наиболее удачный период для формирования этих УУД. По данным психологов, названные УДД начинают хорошо и на осознанном уровне усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития самых младших школьников. Возможность внедрения программы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» в практику обучения в начальной школе определяется ещё и тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер, и при достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе учитель может активно внедрять в практику своей деятельности новые информационные технологии
Цель программы: создание условий для развития познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование универсальных учебных действий посредством исследований и проектов;
- формирование положительной мотивации к проектно- исследовательской деятельности;
- обучение основам проектно-исследовательской деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительный оценки первичной информации – форматирование информационной компетентности);
- развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ;
- обучение учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы:
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
- сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью;
- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе над темой.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Учащийся должен сначала с учителем или родителями, а затем самостоятельно выбирать проект или объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию, представлять результат своей работы.
Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» имеет отличительные особенности:
- программа рассчитана на 4года, но не имеет конкретного распределения часов так, как это зависит от уровня подготовленности и способностей детей, их интересов, а также от свободного времени учителя.
- имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
- осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
Формой реализации программы являются мини-проекты, краткосрочные проекты. Краткосрочный характер проектов обусловлен психологическими и возрастными особенностями младших школьников, т.к. обычно дети этого возраста утрачивают интерес к длительным исследованиям. Необходимость введения данной формы была обусловлена, прежде всего, изменившейся социальной ситуацией развития детей 21 века. При возросшей информированности детей, современные учащиеся мало читают. Также наши дети ограничены в общении со сверстниками, они ещё не умеют организовать общение в группе.
Структура программы предусматривает занятия с использованием деятельностного подхода (теоретические и практические, мультимедийную поддержку).
Режим занятий.
Продолжительность занятий: 1-й класс – 30 минут; 2-4-е классы – 40 минут. Занятие можно проводить один раз в месяц, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.
1 класс (II полугодие)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что такое проект? | 2 | 2 | |
2 | Основные методы исследования. Как задать вопросы? Знакомство с темой | 1 | 1 | |
3 | Коллективная игра – исследование «Моё имя» | 1 | 1 | |
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 | 2 | |
5 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | 1 | 1 |
2 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Исследования в нашей жизни. Учимся видеть проблемы Знакомство с темой | 2 | 2 | |
2 | Методы исследования. Выбор тем. | 1 | 1 | |
3 | Выполняем логические операции. Творческое воображение. Работа над проектами. Учимся делать выводы и умозаключения. | 4 | 4 | |
4 | Презентация исследовательской работы | 1 |
| 1 |
3 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами | 2 | 2 | |
2 | Установление закономерностей | 1 | 1 | |
3 | Проведение исследований, изготовление продукта исследования | 4 | 4 | |
4 | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | 1 | |
5 | Презентация исследовательских работ | 1 | 1 |
4 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске… | 2 | 1 | 1 |
2 | Как оценить идеи? Классификация тем исследований | 2 | 2 | |
3 | Особенности проведения теоретических исследований | 2 | 2 | |
4 | Особенности проведения эмпирических исследований | 2 | 2 | |
5 | Презентация исследовательских Работ. | 1 | 1 |
Работа над каждым проектом включает в себя следующие этапы:
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.
- Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
- Сбор информации.
- Обработка собранного материала.
- Презентация проекта.
- Подведение итогов работы. Рефлексия.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающиеся будут знать: | Обучающиеся будут уметь: |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....
Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.
Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка.Данная работа будет интересна учителям начальных классов и учителям русского языка....
«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...
Статья «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ погружение во внеурочную деятельность в начальной школе»
В статье описаны общие принципы организации, основные этапы проведения, устройство и содержание программ мастерских, технологии взаимодействия педагогов и учеников. Отдельно уделено внимание формам ин...