«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
методическая разработка

Медведева Марина Анатольевна

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.

Задачи:

1) Трансляция лучших практик педагогов, обмен знаниями и собственным педагогическим опытом внедрения новых методов, технологий обучения и воспитания в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.

2) Повышение общих и профессиональных компетенций педагогов, в соответствии с реализацией государственной политики и национальных целей в области образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности», Медведева Марина Анатольевна, учитель начальных классов

Развитие функциональной грамотности у обучающихся остаётся ведущим направлением образовательного процесса и обеспечивает повышение качества образования, так как помогает школьникам применять запас имеющейся информации на практике, решать сложные жизненные задачи, креативно и глобально мыслить.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую умения внимательно читать разные тексты, использовать математику при решении современных повседневных задач и научных проблем, а также участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям.

Работа состоит из трех частей: 1 часть – читательская грамотность, 2 часть – математическая грамотность, 3 часть – естественно-научная грамотность. На выполнение заданий каждой части отводится 20 минут. В работе вам встретятся разные задания. Выполняя их, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их.

В некоторых заданиях нужно будет выбрать только один верный ответ из нескольких предложенных. В других заданиях вам нужно будет выбрать или записать несколько верных ответов.

Есть задания, где необходимо дать краткий ответ или развёрнутый аргументированный ответ. Одни задания могут показаться легче, другие – труднее. В любом случае не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответов. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание или ответить на вопрос, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания или еще раз проверить свои ответы.

 Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!

Часть I.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Печь

(Марина Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки», издательский дом «Фома», Москва, 2014г.)

У наших предков было в ходу выражение «плясать от печки». Как ты думаешь, почему так говорили? А потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Всё остальное размещали в зависимости от расположения  печки.  В  твоём  воображаемом  доме  печь  стоит  слева от входа. И там, где стоит печь, – печной угол. Печь большая и занимает в избе много места, но зато и умеет делать много дел.

Ты думаешь, она только для того, чтобы греть? Нет, печка и греет, и кормит, и светит, и моет, и сушит, и даже лечит. Это сооружение совсем не простое. Посмотрим на устройство русской печи. Печку ставят не прямо на полу, а делают для неё массивный  сруб  –  опечье.  На  настиле  опечья  ставится  сама печь, а под настилом оставляют пустое место – подпечье. Там хранят ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты для выпечки хлеба и помело. А в нижнюю часть подпечья зимой пускают кур. Им ведь тоже хочется погреться, да и яйца они несут в тепле лучше.

Дрова горят внутри печи – в топке. И эта топка (или горнило) бывает такая большая, что там может сидеть взрослый человек. Но для чего же ему лезть в печь? А чтобы попариться! Ведь печка – отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней. Помните, что в сказках Баба-яга на лопате засовывала Иванушку в печку? А наши предки тоже так делали, только с самыми лучшими намерениями. Они выгребали из протопленной печки золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих ребятишек, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. Всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Лечит болезни даже печная зола: её добавляют в различные мази и отвары. Намажешься – и будешь чумазый, зато здоровый.

Печь – прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали бельё, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительное дело: зола тёмно-серая, почти чёрная, а бельё от такого кипячения становится белым-белым да ещё и более прочным. Вот такие чудеса химии и физики!

Есть у печки и совсем уж необычное умение. Она знает наперёд, какая будет погода. Знает и по-своему рассказывает: если дрова в печи горят с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану. Определить погоду можно и по тому, как дым из трубы стелется, и по цвету печного пламени. Надо только хорошо знать эти народные приметы. И вы все, конечно, помните, что «приметы» – от слова «приметить».

Печная труба тоже вещь не простая. Вон сколько в ней задвижек и заслонок, и все они для того, чтобы в избе было и тепло, и воздух чистый. Откроешь заслонки – гарь и дым исчезнут, закроешь – тепло дольше сохранится. Всё в русской печке продумано до мелочей, даже особое отверстие для самоварной трубы имеется.

Как ты помнишь, наша печка стоит слева от входной двери, но не прямо у стены, а чуть подальше. В образовавшемся проёме (в запечье) размещается тёплый чулан, куда приносят только что появившихся на свет телят и поросят. Они такие смешные и так забавно чмокают своими розовыми губами!

Отверстие печи – это устье, а перед ним находится площадка, которая называется шесток – туда ставят горячие горшки. Там живёт сверчок и оттуда по вечерам слышно его громкое стрекотание. Шесток и запечье – самые любимые места для всех сверчков, поэтому и говорят в народе: «Всяк сверчок знай свой шесток». И мама тебе так часто повторяет, когда ты суёшь нос не в своё дело.

А  ещё  говорят:  «Красна`  изба  углами,  а  печь  –  пирогами». «Красна» значит «красива», «хороша». В хорошей печи и пироги должны получаться такие, что только пальчики оближешь. Замесит мама с вечера тесто, поставит его на ночь поближе к печке, чтобы оно лучше поднялось, стало пышным, воздушным. А утром встанет пораньше, растопит печь. Затрещат в топке дрова, огонь заиграет весело, загудит в печной трубе дым.

Пока печка топится, мама из поднявшегося теста налепит пирожков с начинкой: с грибами, ягодами, рыбой, рубленым яйцом и зелёным луком, с мятой картошкой и укропом... И когда последние угольки в печи догорят, выгребет из топки золу, положит пироги на большой противень и поставит в раскалённое горнило – прямо туда, где только что пылал огонь.

Посидят пирожки в печи, зарумянятся от накопившегося в топке жара, станут пышные, пухлые. Тут их и вынимать пора. Возьмёт мама гусиное перо, смажет пирожкам коричневые спинки сливочным маслом – и пожалуйте за стол!

На основе текста «Печь» выполните задания 1-5. 1. Вам нужно подготовить сообщение о печи, какую информацию Вы можете получить из текста? В каждой строке данной ниже таблицы поставьте любой знак в соответствующем столбце.

Информация

Есть

Нет

Устройство русской печи

Материалы необходимые для строительства печи

Функции печи в русской избе

Кухонная утварь для русской печи

О появлении печи в русской избе

2. Опираясь на текст, укажите, где хранилась кухонная утварь в русской печи.

А. в опечье

Б. в подпечье

В. на настиле

Г. в запечье

3. В тексте представлена информация о народных приметах. Обведите один правильный ответ, который это подтверждает.

А. В народе говорят: «Всяк сверчок знай свой шесток».

Б. Если дрова в печи горят с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.

В. Затрещат в топке дрова, огонь заиграет весело, загудит в печной трубе дым.

Г. У наших предков было в ходу выражение «плясать от печки».

4. Какие из этих утверждений Вы бы поместили в презентацию о печи. Неверные утверждения в презентации использовать нельзя. Укажите, какие утверждения согласно тексту верны или неверны. В каждой строке данной ниже таблицы введите ответ «Верно» или «Неверно».

Утверждения

Верно/Неверно

Это сооружение совсем не простое.

Печь только для того, чтобы греть.

Есть у печки и совсем необычное умение.

На шесток ставят горячие горшки.

В нижнюю часть подпечья весной пускают кур.

5. Восьмиклассницы Ира и Зина поспорили.

Ира: – Я знаю, что пока печка топится мама кладёт пироги на большой противень и ставит его в горнило.

Зина: – По-моему, это неверно. Мама ставит противень с пирогами в горнило по окончании топки. Кто из девочек прав? Запишите объяснение. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Строитель

        

Восьмиклассник Ваня твёрдо решил, что будет строителем, так как он очень любит строительство. Ваня с удовольствием помогает папе строить на даче. И в школе его любимый предмет – математика, по которому у мальчика одни «пятёрки». Сегодня он объявил о своём выборе папе. Папа сказал, что это может быть очень хорошим выбором для Вани, но в любой профессии лучше попробовать себя заранее, ведь на самом деле работа оказывается намного сложнее, чем кажется. В качестве первой пробы себя в этой профессии папа предложил Ване выделить ему место в доме, а мальчик решит какую печь построить на этом месте. Воодушевившись предстоящей пробой себя в качестве настоящего строителя, Ваня пересмотрел в интернете массу идей для русской печи и выбрал самую, на его взгляд, эффектную (рис. 1). Но когда он показала свой выбор папе, тот сказал, что для этого варианта Ваниного знания математики точно не хватит, и предложил для начала вариант попроще (рис. 2). Ваня очень удивился – при чём тут математика, и немного расстроился, что это не будет так эффектно, как он хотел, но с папой спорить не стал.

рис. 1

рис. 2

https://otoplenie-gid.ru/wp-content/uploads/russkie-pechi-otdelannye-izraztsami-eto-nastoyaschie-proizvedeniya-iskusstva.jpg

Вопрос 1/4. Для ответа на вопросы используйте текст задачи. Чтобы попробовать свои силы в строительстве печи, Ваня выбрал кирпич для строительства печи, и стал читать статьи, как подготовить массивный сруб – опечье. Оказалось, что для правильной подготовки места нужно знать площадь, отведенную под печь. Папа подготовил чертёж. Найдите площадь места, отведенного под печь. 1 см на чертеже равен 50 см.

Вопрос 2/4. Для ответа на вопросы используйте текст задачи. Зная площадь одного кирпича (230 см2) и площадь места, отведенного под печь, Ване необходимо рассчитать количество кирпича для строительства основания печи. Используя результаты расчетов, отметьте, какие утверждения являются верными, а какие нет. Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Утверждение

Верно/Неверно

Кирпича понадобится меньше 25 штук

Кирпича понадобится больше 25 штук

Вопрос 3/4. Для ответа на вопрос используйте текст задачи. Определившись с площадью печи, Ваня задумался о красивом дизайне для своего будущего творения. В интернете он нашёл интересную идею – сделать декоративное оформление из изразцов в один ряд по периметру, которые будут очень красиво смотреться на печи. Какого наименьшего из предложенных в таблице количества изразцов точно хватит для создания такого дизайна, если длина изразца – 250 мм. Отметьте один верный, по Вашему мнению, ответ:

Количество изразцов (шт.)

20

30

40

50

Выбор ответа

Вопрос 4/4. Для ответа на вопрос используйте текст, расположенный в таблице. Ища информацию в интернете, Ваня увидел интересную статью о выборе профессии современными школьниками. В статье были представлены результаты опроса 1000 учеников 7-11 классов 56 школ из восьми регионов России (с сайта https://ug.ru/uchenye-rao-vyyasnyali-chto-vliyaet-na-vyborshkolnikami-budushhej-professii/?ysclid=ld94pnhk5q948759591).

Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек из опрошенных выбрало профессию строителя по данным этого исследования? Напишите свой ответ:

Статистика предпочтений профессий у мальчиков (количество человек)

Статистика предпочтений профессий у девочек (количество человек)

Актёр – 60        

Пожарный – 30

Актёр – 170

Пожарный – 0

Банкир – 30

Полицейский – 80

Банкир – 20

Полицейский – 10

Бухгалтер – 20

Программист – 100

Бухгалтер – 30

Программист – 40

Военный – 80

Психолог – 20

Военный – 10

Психолог – 80

Врач – 70

Строитель – 80

Врач – 140

Строитель – 20

Госслужащий – 50

Ученый – 60

Госслужащий – 30

Ученый – 60

Дизайнер – 30

Учитель – 10

Дизайнер – 120

Учитель – 80

Журналист – 20

Экономист – 50

Журналист – 30

Экономист – 20

Инженер – 100

Юрист – 50

Инженер – 30

Юрист – 40

Менеджер – 60

Менеджер – 70

Поясните свой ответ __________________________________________________________________

Часть III. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 1/5. Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. С какими намерениями наши предки делали в печи большую топку (или горнило)?

Отметьте один верный вариант ответа.

1. Там хранили ухваты, кочерги, печные лопаты для выпечки хлеба и помело.

2. Выгребали из протопленной печки золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих ребятишек, чтобы они в такой банке прогрелись и вылечились.

3. Зимой пускали кур. Им ведь тоже хочется погреться, да и яйца они несут в тепле лучше.

4. Чтобы уместить самовар.

Задание 2/5. Прочитайте текст. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Верно ли с научной точки зрения утверждение, что печь – «стиральная машинка»?  – Да, – Нет. Объясните свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Задание 3/5. Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. С какой целью наши предки зимой пускали кур в нижнюю часть подпечья? Объясните свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4/5. Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. В чём состоит преимущество русской печи перед современной плитой? Отметьте все верные варианты ответа.

1. В процессе работы русской печи не выделяется углекислый газ в атмосферу.

2. Стабильно производит тепло независимо от топлива.

3. Печь знает наперёд, какая будет погода.

4. Производство тепла в печи не приводит к истощению ископаемых видов топлива.

5. Печная зола добавляется в различные мази и отвары.

Задание 5/5. Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Каким образом запечье являлось причиной выращивания молодняка домашнего скота? Запишите свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету " Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"

Данна презентация может быть использована на педагогическом совете или в работе методического объединения учителей начальных классов. Тема " Интеграционные связи урочной и внеурочной деятельности...

" Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС"

Педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...