«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
методическая разработка
Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.
Задачи:
1) Трансляция лучших практик педагогов, обмен знаниями и собственным педагогическим опытом внедрения новых методов, технологий обучения и воспитания в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.
2) Повышение общих и профессиональных компетенций педагогов, в соответствии с реализацией государственной политики и национальных целей в области образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности», Медведева Марина Анатольевна, учитель начальных классов
Развитие функциональной грамотности у обучающихся остаётся ведущим направлением образовательного процесса и обеспечивает повышение качества образования, так как помогает школьникам применять запас имеющейся информации на практике, решать сложные жизненные задачи, креативно и глобально мыслить.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вам предстоит выполнить работу, оценивающую умения внимательно читать разные тексты, использовать математику при решении современных повседневных задач и научных проблем, а также участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям.
Работа состоит из трех частей: 1 часть – читательская грамотность, 2 часть – математическая грамотность, 3 часть – естественно-научная грамотность. На выполнение заданий каждой части отводится 20 минут. В работе вам встретятся разные задания. Выполняя их, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их.
В некоторых заданиях нужно будет выбрать только один верный ответ из нескольких предложенных. В других заданиях вам нужно будет выбрать или записать несколько верных ответов.
Есть задания, где необходимо дать краткий ответ или развёрнутый аргументированный ответ. Одни задания могут показаться легче, другие – труднее. В любом случае не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответов. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание или ответить на вопрос, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания или еще раз проверить свои ответы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
Часть I.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Печь
(Марина Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки», издательский дом «Фома», Москва, 2014г.)
У наших предков было в ходу выражение «плясать от печки». Как ты думаешь, почему так говорили? А потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Всё остальное размещали в зависимости от расположения печки. В твоём воображаемом доме печь стоит слева от входа. И там, где стоит печь, – печной угол. Печь большая и занимает в избе много места, но зато и умеет делать много дел.
Ты думаешь, она только для того, чтобы греть? Нет, печка и греет, и кормит, и светит, и моет, и сушит, и даже лечит. Это сооружение совсем не простое. Посмотрим на устройство русской печи. Печку ставят не прямо на полу, а делают для неё массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставится сама печь, а под настилом оставляют пустое место – подпечье. Там хранят ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты для выпечки хлеба и помело. А в нижнюю часть подпечья зимой пускают кур. Им ведь тоже хочется погреться, да и яйца они несут в тепле лучше.
Дрова горят внутри печи – в топке. И эта топка (или горнило) бывает такая большая, что там может сидеть взрослый человек. Но для чего же ему лезть в печь? А чтобы попариться! Ведь печка – отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней. Помните, что в сказках Баба-яга на лопате засовывала Иванушку в печку? А наши предки тоже так делали, только с самыми лучшими намерениями. Они выгребали из протопленной печки золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих ребятишек, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. Всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Лечит болезни даже печная зола: её добавляют в различные мази и отвары. Намажешься – и будешь чумазый, зато здоровый.
Печь – прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали бельё, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительное дело: зола тёмно-серая, почти чёрная, а бельё от такого кипячения становится белым-белым да ещё и более прочным. Вот такие чудеса химии и физики!
Есть у печки и совсем уж необычное умение. Она знает наперёд, какая будет погода. Знает и по-своему рассказывает: если дрова в печи горят с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану. Определить погоду можно и по тому, как дым из трубы стелется, и по цвету печного пламени. Надо только хорошо знать эти народные приметы. И вы все, конечно, помните, что «приметы» – от слова «приметить».
Печная труба тоже вещь не простая. Вон сколько в ней задвижек и заслонок, и все они для того, чтобы в избе было и тепло, и воздух чистый. Откроешь заслонки – гарь и дым исчезнут, закроешь – тепло дольше сохранится. Всё в русской печке продумано до мелочей, даже особое отверстие для самоварной трубы имеется.
Как ты помнишь, наша печка стоит слева от входной двери, но не прямо у стены, а чуть подальше. В образовавшемся проёме (в запечье) размещается тёплый чулан, куда приносят только что появившихся на свет телят и поросят. Они такие смешные и так забавно чмокают своими розовыми губами!
Отверстие печи – это устье, а перед ним находится площадка, которая называется шесток – туда ставят горячие горшки. Там живёт сверчок и оттуда по вечерам слышно его громкое стрекотание. Шесток и запечье – самые любимые места для всех сверчков, поэтому и говорят в народе: «Всяк сверчок знай свой шесток». И мама тебе так часто повторяет, когда ты суёшь нос не в своё дело.
А ещё говорят: «Красна` изба углами, а печь – пирогами». «Красна» значит «красива», «хороша». В хорошей печи и пироги должны получаться такие, что только пальчики оближешь. Замесит мама с вечера тесто, поставит его на ночь поближе к печке, чтобы оно лучше поднялось, стало пышным, воздушным. А утром встанет пораньше, растопит печь. Затрещат в топке дрова, огонь заиграет весело, загудит в печной трубе дым.
Пока печка топится, мама из поднявшегося теста налепит пирожков с начинкой: с грибами, ягодами, рыбой, рубленым яйцом и зелёным луком, с мятой картошкой и укропом... И когда последние угольки в печи догорят, выгребет из топки золу, положит пироги на большой противень и поставит в раскалённое горнило – прямо туда, где только что пылал огонь.
Посидят пирожки в печи, зарумянятся от накопившегося в топке жара, станут пышные, пухлые. Тут их и вынимать пора. Возьмёт мама гусиное перо, смажет пирожкам коричневые спинки сливочным маслом – и пожалуйте за стол!
На основе текста «Печь» выполните задания 1-5. 1. Вам нужно подготовить сообщение о печи, какую информацию Вы можете получить из текста? В каждой строке данной ниже таблицы поставьте любой знак в соответствующем столбце.
Информация | Есть | Нет |
Устройство русской печи | ||
Материалы необходимые для строительства печи | ||
Функции печи в русской избе | ||
Кухонная утварь для русской печи | ||
О появлении печи в русской избе |
2. Опираясь на текст, укажите, где хранилась кухонная утварь в русской печи.
А. в опечье
Б. в подпечье
В. на настиле
Г. в запечье
3. В тексте представлена информация о народных приметах. Обведите один правильный ответ, который это подтверждает.
А. В народе говорят: «Всяк сверчок знай свой шесток».
Б. Если дрова в печи горят с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.
В. Затрещат в топке дрова, огонь заиграет весело, загудит в печной трубе дым.
Г. У наших предков было в ходу выражение «плясать от печки».
4. Какие из этих утверждений Вы бы поместили в презентацию о печи. Неверные утверждения в презентации использовать нельзя. Укажите, какие утверждения согласно тексту верны или неверны. В каждой строке данной ниже таблицы введите ответ «Верно» или «Неверно».
Утверждения | Верно/Неверно |
Это сооружение совсем не простое. | |
Печь только для того, чтобы греть. | |
Есть у печки и совсем необычное умение. | |
На шесток ставят горячие горшки. | |
В нижнюю часть подпечья весной пускают кур. |
5. Восьмиклассницы Ира и Зина поспорили.
Ира: – Я знаю, что пока печка топится мама кладёт пироги на большой противень и ставит его в горнило.
Зина: – По-моему, это неверно. Мама ставит противень с пирогами в горнило по окончании топки. Кто из девочек прав? Запишите объяснение. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть II. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Строитель
Восьмиклассник Ваня твёрдо решил, что будет строителем, так как он очень любит строительство. Ваня с удовольствием помогает папе строить на даче. И в школе его любимый предмет – математика, по которому у мальчика одни «пятёрки». Сегодня он объявил о своём выборе папе. Папа сказал, что это может быть очень хорошим выбором для Вани, но в любой профессии лучше попробовать себя заранее, ведь на самом деле работа оказывается намного сложнее, чем кажется. В качестве первой пробы себя в этой профессии папа предложил Ване выделить ему место в доме, а мальчик решит какую печь построить на этом месте. Воодушевившись предстоящей пробой себя в качестве настоящего строителя, Ваня пересмотрел в интернете массу идей для русской печи и выбрал самую, на его взгляд, эффектную (рис. 1). Но когда он показала свой выбор папе, тот сказал, что для этого варианта Ваниного знания математики точно не хватит, и предложил для начала вариант попроще (рис. 2). Ваня очень удивился – при чём тут математика, и немного расстроился, что это не будет так эффектно, как он хотел, но с папой спорить не стал.
рис. 1 | рис. 2 |
Вопрос 1/4. Для ответа на вопросы используйте текст задачи. Чтобы попробовать свои силы в строительстве печи, Ваня выбрал кирпич для строительства печи, и стал читать статьи, как подготовить массивный сруб – опечье. Оказалось, что для правильной подготовки места нужно знать площадь, отведенную под печь. Папа подготовил чертёж. Найдите площадь места, отведенного под печь. 1 см на чертеже равен 50 см.
Вопрос 2/4. Для ответа на вопросы используйте текст задачи. Зная площадь одного кирпича (230 см2) и площадь места, отведенного под печь, Ване необходимо рассчитать количество кирпича для строительства основания печи. Используя результаты расчетов, отметьте, какие утверждения являются верными, а какие нет. Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Утверждение | Верно/Неверно |
Кирпича понадобится меньше 25 штук | |
Кирпича понадобится больше 25 штук |
Вопрос 3/4. Для ответа на вопрос используйте текст задачи. Определившись с площадью печи, Ваня задумался о красивом дизайне для своего будущего творения. В интернете он нашёл интересную идею – сделать декоративное оформление из изразцов в один ряд по периметру, которые будут очень красиво смотреться на печи. Какого наименьшего из предложенных в таблице количества изразцов точно хватит для создания такого дизайна, если длина изразца – 250 мм. Отметьте один верный, по Вашему мнению, ответ:
Количество изразцов (шт.) | 20 | 30 | 40 | 50 |
Выбор ответа |
Вопрос 4/4. Для ответа на вопрос используйте текст, расположенный в таблице. Ища информацию в интернете, Ваня увидел интересную статью о выборе профессии современными школьниками. В статье были представлены результаты опроса 1000 учеников 7-11 классов 56 школ из восьми регионов России (с сайта https://ug.ru/uchenye-rao-vyyasnyali-chto-vliyaet-na-vyborshkolnikami-budushhej-professii/?ysclid=ld94pnhk5q948759591).
Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек из опрошенных выбрало профессию строителя по данным этого исследования? Напишите свой ответ:
Статистика предпочтений профессий у мальчиков (количество человек) | Статистика предпочтений профессий у девочек (количество человек) | ||
Актёр – 60 | Пожарный – 30 | Актёр – 170 | Пожарный – 0 |
Банкир – 30 | Полицейский – 80 | Банкир – 20 | Полицейский – 10 |
Бухгалтер – 20 | Программист – 100 | Бухгалтер – 30 | Программист – 40 |
Военный – 80 | Психолог – 20 | Военный – 10 | Психолог – 80 |
Врач – 70 | Строитель – 80 | Врач – 140 | Строитель – 20 |
Госслужащий – 50 | Ученый – 60 | Госслужащий – 30 | Ученый – 60 |
Дизайнер – 30 | Учитель – 10 | Дизайнер – 120 | Учитель – 80 |
Журналист – 20 | Экономист – 50 | Журналист – 30 | Экономист – 20 |
Инженер – 100 | Юрист – 50 | Инженер – 30 | Юрист – 40 |
Менеджер – 60 | Менеджер – 70 |
Поясните свой ответ __________________________________________________________________
Часть III. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 1/5. Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. С какими намерениями наши предки делали в печи большую топку (или горнило)?
Отметьте один верный вариант ответа.
1. Там хранили ухваты, кочерги, печные лопаты для выпечки хлеба и помело.
2. Выгребали из протопленной печки золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих ребятишек, чтобы они в такой банке прогрелись и вылечились.
3. Зимой пускали кур. Им ведь тоже хочется погреться, да и яйца они несут в тепле лучше.
4. Чтобы уместить самовар.
Задание 2/5. Прочитайте текст. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Верно ли с научной точки зрения утверждение, что печь – «стиральная машинка»? – Да, – Нет. Объясните свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Задание 3/5. Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. С какой целью наши предки зимой пускали кур в нижнюю часть подпечья? Объясните свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4/5. Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. В чём состоит преимущество русской печи перед современной плитой? Отметьте все верные варианты ответа.
1. В процессе работы русской печи не выделяется углекислый газ в атмосферу.
2. Стабильно производит тепло независимо от топлива.
3. Печь знает наперёд, какая будет погода.
4. Производство тепла в печи не приводит к истощению ископаемых видов топлива.
5. Печная зола добавляется в различные мази и отвары.
Задание 5/5. Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Каким образом запечье являлось причиной выращивания молодняка домашнего скота? Запишите свой ответ, выписав предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету " Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"
Данна презентация может быть использована на педагогическом совете или в работе методического объединения учителей начальных классов. Тема " Интеграционные связи урочной и внеурочной деятельности...
" Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС"
Педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Выступление на педагогическом совете....
мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....
Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...