Доклад на МО начальных классов "Основы проектной деятельности в начальной школе"
опыты и эксперименты

Мордвинова Снежана Николаевна

МО нач.кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_v_shkole.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в школе

"Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова"

Н.Г.Чернышевский

Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразной, противоречивой информации. В исторической литературе присутствуют различные подходы к освещению тех или иных событий отечественной и всемирной истории. В школе учителя используют преимущественно информационное изложение материала, организуют репродуктивную деятельность учащихся.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:

  • расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;
  • работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;
  • сформировать научно-исследовательские навыки;
  • реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;
  • воспитать не знатока-исполнителя, а Творца.

В формировании навыков исследовательской деятельности используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования- объект текущего познавательного интереса школьника ,который и становится темой его исследования.

Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме.

Последовательность этапов исследования:

  1. Выбор темы исследования.

Ученик, в соответствии со своими познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой. Примеры названий исследовательских тем , которые выбрали учащиеся в 2006-2007 учебном году: "Песни военных лет", "Флора, фауна и экология реки Банька", "Мечты и реальность в судьбе императора Александра I" и другие.

  1. Процесс исследования. 

Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:

  • найти и записать известные ему сведения об объекте исследования,
  • найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования. Работа с любым источником информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет консультации с учеными.
  • найти и записать новые знания.
  1. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала .Технические решения подаются в виде схем ,моделей, макетов, компьютерных презентаций.
  2. Предварительная защита проектов. 
  3. Защита результатов исследования. К концу учебного года ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной научно-практической конференции учащихся.

Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное-нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад был прочтен на ШМО учителей начальных классов....

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад на тему: "Проектная деятельность в начальной школе"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...