Календарно-тематическое планирование 1класс (система "Перспектива") обучение грамоте
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
КТП 1класс, реализуемое в 2014-15 учебном году, соответствует требованиям ФГОС НОО и основано на авторской программе Т.В. Климановой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_ktp_1_klass.docx | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1 класс, 92 часа
Авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
№ | Тема урока | Часы | Страницы учебника | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | Примечание | |
План | Факт | ||||||
Часть I . Добукварный период (20 ч.) | |||||||
Давайте знакомиться. Мир общения. | 1 | c.3-5 | 1.09 | Фронтальная – рассматриваниесодержания иллюстраций, их словесное описание, чтение названия страницы, ответы на вопросы беседы, чтение значков («слушаю», «говорю», «читаю», «пишу»). Индивидуальная – составление устных рассказов на темы «Мои увлечения», «Расскажи, с кем и с чем ты можешь общаться». Работа в парах – составление и разыгрывание сценок общения героев сказок, коллективный обмен мнениями. | |||
Мы теперь ученики. Культура общения. | 1 | с.6-7 | 3.09 | Фронтальная – рассматриваниеиллюстраций, их словесное описание, ответы на вопросы беседы, выполнение логических упражнений (подбор слов – названий грибов, определение «лишнего» предмета, называние группы предметов словом обобщающего характера), определение лексического значения слова (гриб – растет в лесу, грибок – легкая постройка на игровой площадке), подбор слов, обозначающих эмоциональное состояние и действия героев (радуется, пугается, удивляется; бежит, приносит, целует; хнычет, плачет, кричит, зовет, орет); решение проблемных ситуаций (почему девочка сразу не смогла успокоить малыша; что можно посоветовать Кто-то там у для утешения обезьянки). Индивидуальная – составление устных рассказов по серии картинок «Чей гриб?», «Однажды мама ушла…» | |||
Книжки — мои друзья. | 1 | с.8-9 | 4.09 | Индивидуальная – рассказывание о любимых литературных героях, их приключениях; рассматривание иллюстрации с изображением почтальона Печкина и галчонка Хватайки; составление устного рассказа о первом школьном дне. Работа в парах – разыгрывание воображаемых ситуаций (о чем говорят герои произведений К. Чуковского, Н. Носова, А. Линдгрен), составление диалогов. Фронтальная – ответы на вопросы; называние предметов и их классификация (слова-названия, которые отвечают на вопрос кто? – живые существа, на вопрос что? – неживые предметы) | |||
Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать. | 1 | с.10-13 | 5.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; анализ внешних проявлений радости; объяснение значений фразеологических выражений; «чтение» загадок по рисунку; установление многозначности слов пятачок, жест;создание выразительных пластических образов с помощью характерных движений, поз и жестов; исполнение песни «Жили у бабуси два веселых гуся» с изображением поведения гусей (значение движений гуся, отбор слов, обозначающих настроение гуся, его особенности); называние животных (предметов) по их описанию с помощью жестов, движений, пластических образов. Индивидуальная – рассматривание иллюстраций; составление устных рассказов по серии картинок «Страшный зверь». | |||
Помощники слова в общении. Страшный зверь. | 1 | с.14-15 | 8.09 | ||||
Мы пришли в театр. | 1 | с.16-17 | 10.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; лексическая работа со словами-антонимами (без введения термина): грустно – весело; добрый – злой; смеяться – плакать. Индивидуальная/коллективная – рассказывание (обмен мнениями) о театре (что такое театр; кто такие актеры и зрители; что помогает актерам передавать душевное состояние героев; как надо вести себя в театре). Работа в парах – подбор масок к каждой сценке из спектакля «Золушка»; эмоционально-образное иллюстрирование устойчивых выражений: слезы градом; надулся; сияет, как солнышко | |||
Общение без слов. Лесная школа. Как понять животных? Рассказы в картинках. | 1 | с.18-23 | 11.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; анализ внешних проявлений радости; объяснение значений фразеологических выражений; «чтение» загадок по рисунку; установление многозначности слов пятачок, жест;создание выразительных пластических образов с помощью характерных движений, поз и жестов; исполнение песни «Жили у бабуси два веселых гуся» с изображением поведения гусей (значение движений гуся, отбор слов, обозначающих настроение гуся, его особенности); называние животных (предметов) по их описанию с помощью жестов, движений, пластических образов. Индивидуальная – рассматривание иллюстраций; составление устных рассказов по серии картинок | |||
Разговаривают ли предметы? Мойдодыр. | 1 | с.24-25 | 12.09 | Фронтальная – рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Мойдодыр», к известным сказкам, их словесное описание (определение выражения лиц героев, интонационных особенностей речи, их значения), обращается внимание на изменение голоса героев как на средство достижения какой-либо цели; ответы на вопросы по содержанию; участие в игре «Отгадай, чей голос». | |||
Слова и предметы. Кошкин дом. Рисунки и предметы в общении. | 1 | с. 26-29 | 15.09 | Фронтальная – рассматриваниесодержания иллюстраций к произведению Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», их словесное описание (мудрецы с мешками за спиной, полными вещей для общения); участие в играх «Слово и предмет», «Мы узнаем мир по именам»; решение игровых ситуаций (различение предметов и слов, признаков и слов, действий и слов). Работа в парах – чтение отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом»; ответы на вопросы. Коллективная – формулирование выводов: легче назвать предметы, чем носить; не все мысли можно выразить с помощью предметов; для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет.Индивидуальная – выполнение логических упражнений: соединить рисунки, обозначающие конкретные наименования, со словами обобщающего характера, данными в наглядно-образной форме. | |||
В цветочном городе. Знаки охраны природы. | 1 | с.30-33 | 17.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; участие в играх на замещение предметов (сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница»), в игре «Собери матрешку из слов» (составить ряд слов по линии последовательного увеличения объема понятия: дом, улица, …, Земля, Вселенная); рассматривание содержания иллюстраций, их описание; решение ситуаций – в каких ситуациях портфель используется в качестве. | |||
Как найти дорогу? Дорожные знаки. | 1 | с.34-37 | 18.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; рассматривание дорожных знаков и раскрытие их значения, обращая внимание на то, чтобы дети читали знак как сообщение, передаваемое грамотному пешеходу или водителю (например: «Здесь переходят дорогу дети! Путь закрыт!»). Индивидуальная – рисование Робика-путешественника, выполнение творческого задания (составление рассказа на тему «Сельский житель в городе»). Коллективная – формулирование выводов: дорожные знаки являются изображением ситуации: «Дорожные работы», «Бегущие дети»; знаки – не сами предметы, а их заместители, знаки придумали люди, знаки надо уметь читать, поскольку изображение знака прямо указывает на его значение. | |||
Удивительная встреча. Звездное небо. | 1 | С.38-39 | 19.09 | Работа в парах – составление и построение диалогового общения учащихся между собой в коммуникативно-речевой ситуации «Охотник и лесник» (вы стали очевидцем встречи охотника и лесника. Какой разговор мог состояться между ними?) (2–3 пары); составление и озвучивание диафильма «Зеленый патруль» по коммуникативно-речевой ситуации – встреча «зеленого патруля» с дачником. | |||
Рассказ в картинках. Загадочное письмо. | 1 | с.40-41 | 22.09 | Работа в парах – составление рассказа о Буратино и запись его названия рисунками и условными значками; решение проблемной ситуации: конверт с написанным адресом (город (село), школа) и письмом коротышек, в котором изображены при помощи рисунков и условных знаков занятия коротышек; «чтение» письма, обращая внимание на знаки: стрелку со значением направления движения вправо | |||
Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова. Звуковой анализ слов. | 1 | с.42-45 | 24.09 | Фронтальная – ответы на вопросы; анализ значения звукоподражательных слов (щебечет, кукует, каркает, стрекочет); называние признаков приближающейся грозы, определение возможного цвета неба; чтение загадки о зубах и языке. Работа в парах – озвучивание картинки; передача звуков грозы (изображение ветра, качания деревьев, шелеста листьев); изображение звучащего мира вещей; придумывание сюжета на темы: «Путешествие на неведомую планету», «Звуки родной Земли». Индивидуальная – выполнение звукового анализа слов жук, лист (в качестве материализованной опоры предлагаются «бусинки» – звуки слова собираются в «бусы для сороки»); | |||
Гласные и согласные звуки. Моя семья. В гостях у дедушки. Звуковой анализ слов. | 1 | с.46-49 | 25.09 | Работа в парах – артикулирование звуков в слове мама; составление рассказа «В гостях у дедушки».Коллективная – решение коммуникативно-речевой ситуации:, составление рассказа, звуковой анализслова мама (определение количества звуков в слове на основе протяжного произнесения слова, запись слова с помощью условных знаков-бусинок, чтение слова по схеме); выводы: 1) Звуки делятся на две группы. Одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот и называются гласными, обозначаются . Пустая «бусинка» говорит о том, что при произнесении звука воздух свободно проходит через открытый рот. При произнесении других выходящему воздуху мешает какая-то преграда со стороны органов речи. Такие звуки называются согласными и обозначаются . Поперечная черта в «бусинке» говорит о том, что при произнесении звука воздух встречает преграду; 2) Каждое слово что-то обозначает, у слова, как и у жеста, есть значение. | |||
Твердые и мягкие согласные. Модели слов. | 1 | с.50-51 | 26.09 | Фронтальная – чтение сказки Б. Заходера «Кит и Кот» (учителем, хорошо читающими учащимися); подбор близких и противоположных по значению слов (огромный – маленький; большущий, крупный, гигантский; крохотный, малюсенький); анализ слов с мягким согласным.Работа в парах – звуковой анализ слов кот и кит (выделение и артикуляция первых звуков в словах кит, кот (звуки к’, к похожи, но есть различия: к – твердый к’ – мягкий (язык при произнесении немного приподнимается), обозначается ); выполнение упражнения в подборе слов к схемам: , . Индивидуальная – составление устных рассказов по иллюстрации к произведению Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост» (обратить внимание на звучание слова зудит: з-з-з; соотнесение твердого звука з с большим комаром, а мягкого з’ – с маленьким). | |||
Звучание и значение слова. | 1 | с.52-53 | 29.09 | Коллективная – выводы: звучание мелодии передается нотными значками, а звучание слов – условными значками в схемах; изменение одного звука меняет смысл слова; анализ слов: арбузы, дыни, тыквы, запись звуков в схемы, их характеристика; заполнение звуковой схемы слова малина; сравнение звучания и значения слов м алина и калина; отгадывание загадок по серии рисунков с изображением животных, заполнение схемы слова с характеристикой каждого звука.Индивидуальная – выполнение логических упражнений на классификацию слов и заполнение звуковых схем; рассматривание рисунков. Работа в парах – определить, кто из зверей образовал пары: тигр – рысь, волк – кот и т. д.; кто из зверей не на месте (стрекоза) | |||
Слова и слоги. Ударение в слове. | 1 | с.54-57 | 1.10 | Индивидуальная – рассматривание иллюстраций; выполнение упражнения в определении места ударения в слове (туфля – туфли, туфелька); игры: «Подбери обувь героям сказок» (соотнести обувь и сказочного героя, который носит данную обувь: лапти – Емеля, башмаки – Буратино; уточнить значение слов – названий обуви), «За праздничным столом» (рассказать об угощениях, которые были на столе; составить схемы слов, разделить слова на слоги, поставить знаки ударения; разгадывание акрофонической схемы слова торт). Фронтальная – ответы на вопросы; объяснение значений слов. | |||
Слово и предложение. | 1 | с.58-61 | 2.10 | Фронтальная – участие в игре «Похож – не похож» (указать, не называя предметов, их сходство и различие); сравнить слова репа и репка; Коллективная – выводы: предложение – связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль; речь напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи; размышление о ценности слова, его звучании Групповая работа – рассказывание сказки «Репка» с элементами драматизации. Индивидуальная – рассматривание иллюстраций к сказке А. С. Пушкина; изображение модели слова орех; дорисовывание изображения мышки, заполнение схемы слова мышка. Работа в парах – составление предложения из отдельных слов, связывая их по смыслу и ставя в определенном порядке, обозначение начала и конца предложения. | |||
Повторение – мать учения. | 1 | с.62-64 | 3.10 | ||||
Букварный период «Страна АБВГДейка» (64 часа) | |||||||
Звук [а], буква Аа. Звук [о], буква Оо. Модели слов. | 1 | c.68 | 6.10 | Фронтальная – рассматривание книги К. Чуковского; определение автора, героя (называние имени по слогам, выяснение значения имени); чтение отрывков произведения учителем (читающими учащимися) с договариванием строк нечитающими учащимися; ответы на вопросы. Групповая работа – разыгрывание сценки «На приеме у Айболита». Индивидуальная – выполнение звукового анализа слова акула; подчеркивание буквы а в отдельных словах и в тексте учебника; чтение возгласа акулы, предположение о содержании «речи» акулы, передача ее с помощью соответствующей интонации; нахождение звука [а] в названиях зверей в сказке (выделение звука сопровождается его обозначением в схемах слов как гласного). звуковой анализ слова нос с выделением звука [о] и характеристикой каждого звука в слове. Коллективная – вывод: звук а – гласный, буква Аа, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной | |||
Звуковой анализ. Звук [а], буква Аа. Звук [о], буква Оо | 1 | с.69 | 8.10 | ||||
Звук [у], буква Уу. | 1 | с. 70 | 9.10 | Фронтальная – ответы на вопросы; участие в играх: «Эхо» (учитель называет слова – игра, кольцо, пальто, стена, дыра, колесо, учащиеся повторяют последний звук и показывают соответствующую букву), «Третий лишний»; выделение звука [у] (чтение текста читающими учащимися, изображение воя волка: «У-у-у»), характеристика звука [у]. Работа в парах – подчеркивание в тексте букв а, о, у, заполнение схем звукоподражательных слов. Индивидуальная – звуковой анализ слов с полной характеристикой звуков, подпись букв под схемами. Коллективная – вывод: звук у – гласный, буква Уу, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной. | |||
Закрепление изученного о гласных звуках. | 1 | с.71 | 10.10 | ||||
Звук [и], буква Ии. | 1 | с.72 | 13.10 | Фронтальная – ответы на вопросы; звуковой анализ слов (учитель называет слова – дом, утка, рак, круг, волк, мак, кукла, кот, учащиеся при помощи демонстрационных карточек с буквами о, а, у обозначают ударный гласный звук); рассматривание иллюстраций; рассматривание моделей слов, объяснение значений слова лук; звуковой анализ слова игла, выделение звука [и], характеристика звука; выполнение упражнения в правильном проговаривании звука [и] в словах. Индивидуальная – обведение буквы и; чтение по акрофонической схеме слова Иван. Коллективная – вывод: звук и – гласный, буква Ии, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной.Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам. | |||
Буква ы, звук [ы]. | 1 | с.73 | 15.10 | ||||
Звук [э], буква Ээ. | 1 | с.74-75 | 16.10 | Индивидуальная – звуковой анализ слова эхо; чтение слов мышка, мишка, мушка по схеме; запись названий сказок с помощью изученных букв. Фронтальная – участие в игре «Поиграем в эхо» (какой гласный звук подхватит эхо в слове лук, мак); обозначение звука буквой; ответы на вопросы; выполнение упражнений в различении звуков; выполнение слого-звукового анализа слов: мишка – мышка (вопросы: как звучит первый согласный звук? Какой звук следует за ним? Измените слово мишка так, чтобы первый звук был твердым); изменение и произнесение слова мышка так, чтобы в нем появился звук [и], слова мыла так, чтобы в нем появился звук [и]; изображение схемы слов, подписывание под ними изученных букв, чтение слов; выполнение звукового анализа (учащиеся поднимают демонстрационную карточку с соответствующей буквой). | |||
Закрепление изученного о гласных звуках. | 1 | с.76-77 | 17.10 | Фронтальная – вывод: в русском языке 6 гласных звуков; объяснение значения выражения «узелки на память»; чтение изученных букв, нахождение их в текстах повышенной сложности; отгадывание ребусов; составление устного рассказа по картинкам, предложения о любимом герое, запись его имени с помощью схемы; чтение имен героев, записанных акрофоническим способом. Индивидуальная – выделение и обозначение гласных звуков красным цветом.Коллективная – выведение правила правописания заглавной буквы в именах собственных. | |||
Звуки [м – м’], буква Мм. | 1 | с. 78 | 20.10 | Фронтальная – ответы на вопросы; чтение учителем стихотворения А. Барто «Игра в слова», выделение звуков, которые «играют»; освоение позиционного принципа чтения (называние звуков в слогах, протяжное произнесение слогов: ма, мо, му, мы, ми); объяснение значений слова молния; выполнение упражнения в договаривании слога до целого слова; анализ звуков [мм’ звуковой анализ слова маска, обозначение звукового состава в схеме, изменение и произнесение слова маска так, чтобы в нем появился звук [и]; чтение слов по схеме, сравнение звуков м м’.Работа в парах – участие в коммуникативно-речевой ситуации по сюжетной иллюстрации «Мама накрывает на стол» (речевая задача для мамы: убедить детей не опаздывать к завтраку; речевая задача для сына Мити: объяснить причину невозможности завтракать со всеми). Коллективная – выводы: звуки [м м’ – согласные, буква Мм, обозначающая согласные звуки, тоже называется согласной; согласный перед буквами а, о, у, ы, э читается твердо, а перед и – мягко. Индивидуальная – чтение слогов с буквой м, составление слова мама, чтение предложения; чтение акрофонической схемы, озаглавливание рассказа. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам: | |||
Звуки [с – с’], буква Сс. | 1 | с. 79 | 22.10 | Индивидуальная – составление устного рассказа о семье; чтение заголовка «Школа», записанного акрофонически. Коллективная – вывод: звуки [с с’ – согласные, буква Сс, обозначающая согласные звуки, тоже называется согласной. Фронтальная – ответы на вопросы; опробование приемов чтения слога: чтение по следам анализа, чтение с опорой на артикуляцию звуков (чтение с ориентировкой на гласный (смотри на гласную, следующую за согласной, помни, что согласные перед и произносятся мягко); чтение и разбор предложения:). | |||
Звуки [н – н’], буква Нн. Чтение слов и предложений. | 1 | с.80 | 23.10 | Фронтальная – ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций; составление звуковых схем слов ноты, нитки (выделение звуков [н], [н’], их сравнение и характеристика); выполнение упражнений в распознавании звуков (имена каких коротышек начинаются со звуков [н], [н’]? Названия каких предметов содержат звуки [н], [н’]?), в чтении слогов: на, ни, ны; выразительное чтение предложений под рисунком; составление слов из рассыпанных букв: Н-н-И-а; чтение слов Нина, Инна. Коллективная – вывод: звуки [н], [н’] похожи по звучанию – оба согласные;; но [н] – твердый звук, а [н’] – мягкий; н в сочетании с буквой и читается мягко, а с буквами а, о, у, ы – твердо; затем посмотреть на гласную и согласную. | |||
Звуки [л – л’], буква Лл. | 1 | с.81 | 24.10 | Фронтальная – рассматривание иллюстраций к книге Н. Носова «Незнайка на Луне»; решение речевой задачи для Знайки: расскажи | |||
Закрепление изученных букв М, С, Н, Л. | 1 | с.82-83 | 5.11 | Фронтальная – рассматривание иллюстраций; выполнение упражнений в чтении слов и слогов, в договаривании слога до целого слова (Ма… ,сан … , мис …); чтение скороговорок. Индивидуальная – подчеркивание изученных букв в текстах повышенной сложности и их характеристика. | |||
Звуки [т – т’], буква Тт. | 1 | с.84-85 | 6.11 | Фронтальная – выделение звуков т, т’ в словах Тюбик, Торопыжка, сравнение звуков, выполнение упражнений в слышании звуков и обозначение их буквой Тт; объяснение значения слов Тюбик (малыш-коротыш) и тюбик (тюбик краски), труба (труба, через которую идет дым; музыкальный инструмент; подзорная труба); выполнение упражнений в чтении слогов и слов с буквой Тт; сравнение слов сон – нос Работа в паре – составление и чтение слов. Индивидуальная – чтение текста «Сон аиста», придумывание вариантов окончания сказки. | |||
Звуки [к – к’], буква Кк. | 1 | с.86 | 7.11 | Фронтальная – рассматривание иллюстраций; работа с моделью слова, выполнение звукового анализа слова кепка; участие в игре «Живые слоги» (изображение букв движениями, составление слогов, чтение); чтение текста по слогам и целыми словами; озвучивание акрофонической схемы слова играл. Индивидуальная – изображение буквы Кк; рисование клоуна, выбор масок. Работа в парах – составление слов из разрезной азбуки. | |||
Буква Кк. Закрепление. | 1 | с.87 | 10.11 | ||||
Чтение слов и текстов с изученными буквами. | 1 | с.88-89 | 12.11 | Фронтальная – рассматривание иллюстраций; ответы на вопросы; выполнение упражнений по тематической классификации слов (птицы, рыбы, млекопитающие), упражнений на соотнесение звуков и букв (выбрать литературного героя и от его имени рассказать веселую историю об изученных звуках и буквах), заданий по классификации изученных букв. Индивидуальная – составление слов из данных букв и слогов (по выбору); чтение текстов повышенной сложности. Работа в парах – чтение диалогов, используя, при выборе приема чтения, пометы (знак ударения, дуга, «крышечка»); участие в игре «Лото». Групповая – рассказывание сказок с элементами драматизации, выбор ролей, проигрывание диалогов. | |||
«Узелки на память». Закрепление изученного . | 1 | с.90-91 | 13.11 | ||||
Звуки [р – р’], буква Рр. | 1 | с. 92 | 14.11 | Фронтальная – рассматривание рисунка; объяснение значений слов туризм, туристы; звуковой анализ слов рубашка, брюки (выделение звуков р, р’, сравнение, характеристика); выполнение звуковых упражнений (перечислить пред меты содержимого рюкзака, в названиях которых есть звуки р, р’); чтение слов рот, крот, нора, текста «Туристы» с творческим заданием (предложение «Там …» закончить с помощью заданного рисунка). | |||
Звуки [в – в’], буква Вв. | 1 | с.93 | 17.11 | Фронтальная – рассматривание рисунков, буквы Вв; слого-звуковой анализ слов ворона, вилка (анализ, сравнение, характеристика звуков); объяснение значения слова вилка;чтение слов вон, вот, вор, ворота, ворона (обратить внимание на орфоэпическое произнесение слова: пишется «ворона», читается варона). | |||
Звуки [п – п’], буква Пп. | 1 | с.94-95 | 19.11 | Фронтальная – звуковой анализ слов со звуками п, п’, обозначение звуков буквой Пп; ответы на вопросы; рассматривание содержания картинки, составление устного рассказа по ней; выделение слов со звуками п, п’;; чтение текста, слогов и слов с буквой Пп; изображение наглядного образа буквы Пп | |||
Звуки [г – г’], буква Гг. | 1 | с.96-97 | 20.11 | Индивидуальная – выполнение звуковой схемы слов грибы, гири,. Фронтальная – ответы на вопросы; ознакомление с буквой Гг; чтение слогов в буквенных карточках, текста «Гигант!» с озвучиванием акрофонической схемы слова домик; объяснение значений слов гигант, гигантский; участие в игре «Я начну, а ты продолжишь» подбор слов, противоположных по смыслу). Коллективная – выводы: звуки г, г’ похожи. Они согласные, так как при произнесении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но г – твердый звук, а г’ – мягкий. | |||
Сравнение звуков [г] и [к]. | 1 | с.98-99 | 21.11 | Фронтальная – чтение рассказа «Артисты», текста «На лугу», записанного с помощью букв и пиктограмм, текста повышенной сложности «Незваная гостья», слов в столбиках; произнесение звуков г, к; выполнение логических упражнений на обобщение; отгадывание шарады; объяснение значения выражения «роса умыла траву», значений омонимичных форм мыли ли, мылили; хоровое чтение распевок с установкой: тихо, медленно, громко, быстро; отгадывание загадки. Коллективная – выводы: органы речи работают одинаково: язык образует преграду выдыхаемому воздуху, но звук г произносится громко, с голосом, а к – тихо, без голоса; звуки г, г’, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки к, к’, которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими. Индивидуальная – выполнение звукового анализа с выделением звуков г, к; запись слов на доске с помощью учителя: цветы, трава, солнце, пела; придумывание рифмовок; изображение модели слова лист. | |||
Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К). Упражнение в чтении слов с буквой Гг в составе предложений, текстов. | 1 | с. 100-101 | 24.11 | Фронтальная – объяснение значений слов универсам, зоомагазин; чтение слов, текстов «Покупки», «Аквариум», материала повышенной сложности; выполнение логических упражнений на обобщение, классификацию; разучивание скороговорки. Индивидуальная – рисование витрины магазина с помощью символических изображений. Фронтальная – слушание, рассматривание рассказов о природе. | |||
Буквы Ее, Ёё в начале слова и после гласных. | 1 | с. 102-103 | 26.11 | Фронтальная – выполнение речевой гимнастики на материале чистоговорок, считалок, скороговорок; отгадывание загадки; чтение слов с буквой е, текстов «Ели», «Кто Егор?»; участие в игре «Доскажи словечко» разгадывание ребуса; составление рассказа; объяснение омонимичных форм, значений слов лапы, лапки; выполнение упражнения в правильном использовании слов. Индивидуальная – «печатание» и чтение слова ель (обратить внимание на слитное прочтение звуков й’э). Коллективная – вывод: буква Ее в начале слова и после гласных обозначает двойной звук й’э. Звук й’ – согласный, звонкий, а звук э – гласный. | |||
Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | С.104-105 | 27.11 | Фронтальная – отгадывание загадки; чтение слогов и слов с буквой епосле согласной: ме, пе, се, бе, де; мел, пел, сел, белка, надел. Индивидуальная – выполнение звукового анализа слов мел, мёл. Коллективная – вывод: буква епосле согласной в слове обозначает звук э, а пишется е; согласная перед буквой ечитается мягко. | |||
Упражнение в чтении букв Ее, Ёё. | 1 | с.106-107 | 28.11 | Фронтальная – чтение текста «Село», материала повышенной сложности; объяснение значения омонимичных форм: сел, сло, устойчивых выражений молоть языком, жить в согласии с природой, будет сыну рубашка и кашка, слов плёс, сел; рассматривание иллюстраций; подбор слов, близких по значению к слову сел. Индивидуальная – запись слова мел из букв разрезной азбуки. Коллективная – выводы: буква ёпосле согласной в слове обозначает звук о, а пишется ё; согласная перед буквой ёчитается мягко. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к рассказам. | |||
«Узелки на память». | 1 | с.108-110 | 1.12 | Фронтальная – ответы на вопросы; составление устных рассказов о летнем отдыхе и любимых занятиях детей летом; чтение текста «На реке Волге», текстов повышенной сложности; выполнение упражнений в позиционном чтении слогов и слов; участие в игре «Рифмовки»; объяснение значения выражения рыба клевала, слов плот, плотва, плотник. Работа в парах – отгадывание и загадывание загадок. | |||
Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка | |||||||
Звуки [б – б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]. | 1 | с.4-5 | 3.12 | Фронтальная – чтение слогов с буквой б: бо – бу – бе, бе – бё – би …; текста (с. 4) с элементами драматизации; участие в игре «Собери слово»; выполнение упражнений в звуковом анализе слов.Индивидуальная – работа с моделью слова билет (анализ звукового состава слова, его запись буквами). Работа в парах – разыгрывание диалога. Коллективная – выводы: звуки б, б’ – согласные, так как при их произнесении губы образуют преграду выходящему воздуху; они звонкие, так как в их произнесении участвует голос; звуки б, б’ обозначаются буквой Бб – согласной; имена сказочных героев пишутся с большой буквы. | |||
Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с]. | 1 | с.6-7 | 4.12 | Индивидуальная – выполнение упражнений в выделении звуков з, з’ из слова зайчик, зима, их анализ; составление и «печатание» слов из разрезной азбуки: зима, Зина, зубы, зубры, роза, заноза, Роза; выполнение заданий: разделить слова на слоги, прочитать по следам слогового анализа с последующим перечитыванием целыми словами; нахождение буквы Зз на буквенной карточке. Коллективная – выводы: звук з – согласный, так как зубы почти сжимаются, кончик языка сближается с зубами и воздух с трудом проходит сквозь узкую щель; звук з – твердый, звук з’ – мягкий; для обозначения звуков з, з’ используется буква Зз. Фронтальная – подбор слов со звуками з, з’, их характеристика; чтение слогов с буквой з: зу – за – зо; зы – зи; зэ – зе; зо – зё;ответы на вопросы. Работа в паре – чтение и отгадывание загадок; чтение текста | |||
Закрепление изученного о пройденных буквах | 1 | с.8-9 | 5.12 | Фронтальная – участие в играх «Осторожно! Не ошибись!», «Доскажи словечко»; ответы на вопросы; наблюдения над правописанием согласной на конце слов: глаз – глаза – глазок (обратить внимание, что во всех словах значение слова глаз сохраняется). Индивидуальная – чтение слов в столбцах различным тембром (громко, тихо): зуб – суп, коза – коса. | |||
«Повторение – мать учения». | 1 | с.10-11 | 8.12 | Коллективная – выводы: буквы з и с обозначают парные звуки по звонкости – глухости; звонкие произносятся с голосом, громко, а глухие – без голоса, тихо. Фронтальная – ответы на вопросы; объяснение значения слов ребус, загадка, скороговорка. Работа в паре – чтение слогов, слов, текстов с изученными буквами З, Б. | |||
Звуки [д – д’], буква Дд. | 1 | с.12 | 10.12 | Работа в паре – чтение и отгадывание загадок; участие в игре со скороговорками. Фронтальная – чтение слогов по слоговой таблице: да – ду – ды, ди – де – дё; слов с буквой Дд, текста «Дубок». Индивидуальная – запись заголовка текста; заполнение звуковой схемы слова дупло. Коллективная –выводы: звуки д, д’ – согласные; язык как бы стучит, «долбит» о верхние зубы – д, ударяет помягче – д’; звуки д, д’ обозначаются согласной буквой Дд. | |||
Сравнение звуков [д] – [т], [д’] – [т’]. | 1 | с.13 | 11.12 | Индивидуальная – составление слов, их запись; составление предложений по рисунку.Фронтальная – наблюдение за буквой дна конце слова: сад – сады. Коллективная – выводы:в конце слова сад слышим т, а пишем д,потому что в слове сады четко слышится д; чтобы правильно написать согласную на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам «Морозко», «Снегурочка» (по выбору учителя); ответы на вопросы. | |||
Звук и буква Жж. | 1 | с.14-15 | 12.12 | Групповая работа – заполнение моделей слов, чтение слогов, слов, текста; сочинение рассказа по картинке. Фронтальная – выделение звука ж из слова жук; выполнение упражнений в правильном произнесении звука ж; чтение текстов «Кто где живет?»; « Жук и жаба» (обратить внимание на то, что слово может являться названием предмета, действия, признака); рассматривание содержания иллюстраций; ответы на вопросы; определение жанрового своеобразия текста; определение значений слов сережки, золотой. Коллективная – выводы: звук ж – звонкий твердый согласный; слово может являться названием предмета, действия, признака; слог жи пишется с буквой и. Работа в парах – составление продолжения истории, как помирились жук и жаба; чтение материала из раздела «Мои первые книжки» | |||
Мои первые книжки. Закрепление изученного. | 1 | с.16-17 | 15.12 | Работа в паре – решение коммуникативно-речевой ситуации «Приглашение в гости» (рассказать, как приглашать друзей на именины). Индивидуальная – составление устного рассказа о любимых играх. Коллективная – составление рассказа по серии картинок «Кролик и жираф», озаглавливание рассказа. Фронтальная – чтение текстов «Спортсмены», «Именины Кролика» (обратить внимание на чтение целыми словами, плавное слоговое чтение с ориентировкой на знак ударения); ответы на вопросы; выяснение значения выражений детские игры, спортивные игры, слова шашки. | |||
Упражнения в чтении и рассказывании. | 1 | с.20-21 | 17.12 | Фронтальная – выполнение упражнений на классификацию изученных букв, на скорочтение (Д – два, двор, дрова, дверка, дровосек; З – за, зуб, зонт; С – сон, снег, снега, сугроб, сугробы; З – зал, звал, звали, узнали); чтение сказки «Снегурочка» («по цепочке»); раскрытие мотивированности имен сказочных героинь (Снегурочка, Золушка, Дюймовочка), их значения. Индивидуальная – чтение сказки «Снегурочка» (разметка трудных слов). | |||
«Узелки на память». | 1 | с.22-23 | 18.12 | ||||
Буква Яя в начале слова и после гласных. | 1 | с.24-25 | 19.12 | Фронтальная – рассматривание содержания иллюстраций к произведению В. Сутеева «Яблоко»; чтение текста по произведению В. Сутеева «Яблоко» с творческим рассказыванием по содержанию иллюстраций; ответы на вопросы; ознакомление с буквой Яя; разгадывание кроссвордов; чтение слов, слогов: на – ня, са – ся, ра – ря. Индивидуальная – составление слов яблоко, яблоки, яблоня из разрезной азбуки. Коллективная – выводы: буква я – показатель мягкости предшествующего согласного, в слогах она обозначает гласный звука; после мягкого согласного в слогах н’а, л’а пишется буква я. | |||
Буква Я после согласных как указатель их мягкости. | 1 | с.26-27 | 22.12 | Фронтальная – выполнение упражнений в чтении слогов: са – ся, да – дя, слов: мал – мял, вал – вял; ответы на вопросы; выполнение логических упражнений «Узнай имена девочек» (по облику девочек и по ситуации определить их имена); чтение и объяснение значения пословиц: Ссора до добра не доводит. Красив тот, кто красиво поступает; чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища». Работа в паре – составление рассказа про двух сестер. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к рассказам о дружбе (по выбору учителя) | |||
Игра в слова. Повторение. | 1 | с.28-29 | 24.12 | Фронтальная – чтение текстов «Игра в слова», «Звезды на земле и на небе»; объяснение значений слов язык, звезда, земля, фразеологизмов: язык до Киева доведет, он язык проглотил; рассматривание иллюстраций, демонстрирующих многозначность слова язык; ответы на вопросы. | |||
Звуки [х – х’], буква Хх. | 1 | с.30 | 25.12 | Фронтальная – выделение звуков х, х’ в словах: хохочут, хихикают; ознакомление с буквой Хх; чтение слогов: хи – ха – хо, текста «На острове Хохотании»; ответы на вопросы; участие в игре «Поставь буквы правильно» (поставить буквы правильно); чтение пар слов: уха – муха, ухо – сухо, мех – смех. Работа в паре – чтение слов: горох, ворох | |||
Закрепление изученных букв. | 1 | с.31 | 26.12 | ||||
Знакомство с буквой «ь». | 1 | с.32-33, 36-37 | 12.01 | Фронтальная – ознакомление с буквой ь; отгадывание загадки: как превратить слово, называющее группу певцов, поющих вместе, в слово – название зверька с ценным мехом; сравнение звучания слов хор – хорь; выполнение звукового анализа слов хор, хорь, сравнение их моделей; участие в играх «Кто быстрее придумает слово?» (подобрать слова с ь, обратить внимание на значение слов букварь, словарь), «Реши "арифметическую" задачу» (прибавить и отнять в слове ь); чтение текста «Весна» (посчитать в тексте количество ь); ответы на вопросы. Коллективная – выводы: буква ь не обозначает никакого звука, но указывает на мягкость согласного; на письме мягкость согласного обозначается ь. | |||
Звук и буква Йй. | 1 | с.34-35 | 14.01 | Фронтальная – участие в игре «Подскажи словечко»; выполнение звукового анализа слова лейка; ознакомление с буквой Йй; чтение слов: твои – твой, свои – свой, руки мои – руки мой (обратить внимание на изменение значения слов); рассматривание иллюстраций; объяснение значений названий пальцев рук, слова кран; чтение и заучивание стихотворения Э. Мошковской; ответы на вопросы; сравнение значений слов и выражений: налитой, как колос; понк, как былинка. Коллективная – выводы: звук й’ – согласный, так как язык прижимается к небу, образует преграду выдыхаемому воздуху; звонкий, так как произносится с голосом; мягкий. Индивидуальная – чтение читающими учащимися дополнительного материала под рубрикой «Веселые уроки», текстов повышенной сложности. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к стихотворениям о природе (по выбору учителя); ответы на вопросы | |||
Буква Юю в начале слова и после гласных. | 1 | с.38-39 | 15.01 | Фронтальная – чтение текста «Юнга», стихотворения «Юлька», слов с буквой ю; выполнение упражнения в чтении целыми словами (пособие «Читалочка»); объяснение значений слов юла, юркая, заюлила, юннат, юрта, юнга; отгадывание загадки; ознакомление с буквой Юю.Индивидуальная – составление слова-отгадки юла из букв разрезной азбуки; выделение звука й’у в начале слова юла.Коллективная – выводы: буква ю в начале слова обозначает звукий’у: й’ – согласный, звонкий; у – гласный; буква Юю – гласная | |||
Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков. | 1 | с.40-41 | 16.01 | Фронтальная – чтение слогов с буквами: а-я, э-е, о-е, ы-и; составление и чтение слогов: на – ня, мэ – ме, ро – ре, ды – ди; чтение стихотворения «Хрюша любит букву ю…». Коллективная – выводы: слоги ня, ме, рё начинаются с мягких согласных, на это указывают гласные е, я, ё, и; буква ю тоже указывает на мягкость согласной. | |||
Приговорки, игры, загадки, песенки. Закрепление изученного. | 1 | с.42-43 с.44-45 | 19.01 | Работа в паре – решение коммуникативно-речевой ситуации «Приглашение в гости» (рассказать, как приглашать друзей на именины). Индивидуальная – составление устного рассказа о любимых играх. Коллективная – составление рассказа по серии картинок «Кролик и жираф», озаглавливание рассказа. Фронтальная – чтение текстов Индивидуальная – чтение слов, предложений, текстов; выполнение звукового анализа слов | |||
Читаем, сочиняем. | 1 | с.46-47 | 21.01 | ||||
Звук [ш], буква Шш. | 1 | с.48 | 22.01 | ||||
Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши». | 1 | с.49 | 23.01 | Групповая работа – заполнение моделей слов, чтение слогов, слов, текста; сочинение рассказа по картинке. Фронтальная – выделение звука ж из слова жук; выполнение упражнений в правильном произнесении звука ж; чтение текстов «Кто где живет?»; « Жук и жаба» (обратить внимание на то, что слово может являться названием предмета, действия, признака); рассматривание содержания иллюстраций; ответы на вопросы; определение жанрового своеобразия текста; определение значений слов сережки, золотой. Коллективная – выводы: звук ж – звонкий твердый согласный; слово может являться названием предмета, действия, признака; слог жи пишется с буквой и. Работа в парах – составление продолжения истории, как помирились жук и жаба; чтение материала из раздела «Мои первые книжки» | |||
Звук [ч’], буква Чч. | 1 | с.50-51 | 26.01 | Индивидуальная – чтение слов, предложений, текстов; выполнение звукового анализа слов | |||
Звук [щ’], буква Щщ. | 1 | с.52 | 28.01 | Учить выделять звук [щ’] из речи; учить различать звуки | |||
Звук [щ’], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания ча – ща, чу – щу. | 1 | с.53 | 29.01 | Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. | |||
Как хлеб пекут? Закрепление изученного. | 1 | с.54-55 | 30.01 | Индивидуальная – чтение слов, предложений, текстов; выполнение звукового анализа слов. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам (по выбору учителя); ответы на вопросы | |||
Звук [ц], буква Цц. | 1 | с.56 | 2.02 | Индивидуальная – чтение слов, предложений, текстов; выполнение звукового анализа слов. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам (по выбору учителя); ответы на вопросы | |||
Звуки [ф] и [ф’], буква Фф. | 1 | с.57 | 4.02 | Индивидуальная – чтение слов, предложений, текстов; выполнение звукового анализа слов. Фронтальная – слушание, рассматривание иллюстраций к сказкам (по выбору учителя); ответы на вопросы. | |||
Закрепление. Сравнение звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’]. | 1 | с. 58-59 | 5.02 | ||||
Разделительные «ь» и «ъ» знаки. | 1 | с.60-61 | 6.02 | Фронтальная – участие в играх «Чья возьмет?», «Кто внимательный?»; ответы на вопросы; ознакомление с разделительным ь (выделение слов, похожих друг на друга: Коля – колья, солю – солью; сравнение слов); чтение слов с разделительным ь и без него: солю – солью, пылю – пылью, полю – полью; выявление значения форм множественного и единственного числа имен существительных; объяснение значений слова перья. Коллективная – выводы: слова Коля – колья, солю – солью различаются по лексическому значению, по форме слова, звучанию; разделительный ь – показатель мягкости согласной – стоит между согласной и гласной, отделяет гласную от согласной. Индивидуальная – составление предложений по рисунку | |||
Чтение слов с разделительными «ь» и «ъ» знаками. | 1 | с.62-63 | 9.02 | ||||
«Узелки на память». | 1 | с.64-67 | 11.02 | Индивидуальная – рисование знаков, которые встречались в городе, дома, в магазине. Фронтальная – чтение стихотворения М. Пляцковского «О сладких словах»; ответы на вопросы; выяснение значения слова герб. Коллективная – выводы: словом можно назвать, обозначить все, что мы видим вокруг, даже передать свое отношение к чему-либо. | |||
Повторение – мать учения | 1 | с.68-71 | 12.02 | Коллективная – выводы: звуки нашей речи, звучание слова могут рассказать многое: звуки могут быть звенящими, напевными, мелодичными, шуршащими, шипящими; веселыми и грустными; частое повторение звукаа способствует изображению великолепия, глубины, пространства; через звуки о, у, и, ы можно выразить гнев, зависть, боль, печаль; через й’а можно показать нежность, веселье. Фронтальная – ответы на вопросы; чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим». | |||
Проверка читательских умений. | 1 | с.72-75 | 13.02 | ||||
Повторение изученного. | 1 | с. 76-78 | 23.02 | ||||
Послебукварный период Азбука. «Про всё на свете», «Читалочка» (8 ч.) | |||||||
«Про всё на свете». Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. | 1 | с.80-83 | 25.02 | Фронтальная – объяснение значения слова литература; чтение и объяснение значений пословиц: Книгу читаешь, как на крыльях летаешь. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. Неграмотный – как слепой, а книга глаза и открывает; ответы на вопросы; чтение произведений С. Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц | |||
Об одном и том же по-разному. | 1 | с.98-101 | 26.02 | Индивидуальная – рассмотрение предмета с различных точек зрения; чтение загадок о временах года; составление рассказа о любимом времени года (по представлению) (обратить внимание на использование различных способов рассказа об увиденном). Коллективная – выводы: когда человек пишет и говорит, он должен понимать, зачем, что и как он говорит, всегда представлять, видеть своего собеседника. | |||
С чего начинается общение? | 1 | с.84-85 | 27.02 | Фронтальная – рассматривание содержания иллюстраций, их словесное описание; ответы на вопросы; применение вербальных и невербальных форм общения в различных речевых ситуациях. Работа в паре – составление и разыгрывание сценок общения. Коллективная – коллективный обмен мнениями по проблемам. | |||
Умеет ли разговаривать природа. | 1 | с.86-88 | 2.03 | Индивидуальная – составление устного рассказа о домашних питомцах от имени самого домашнего животного.Фронтальная – ответы на вопросы; чтение стихотворений В. Берестова, произведения И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождем»; отгадывание загадок. | |||
Чтобы представить слово. | 1 | с.96-97 | 4.03 | Фронтальная – рассматривание содержания иллюстраций, их словесное описание; ответы на вопросы; применение вербальных и невербальных форм общения в различных речевых ситуациях. Работа в паре – составление и разыгрывание сценок общения. Коллективная – коллективный обмен мнениями по проблемам. | |||
Сравни и подумай. | 1 | с.104-105 | 5.03 | Фронтальная – выполнение разминки («Читалочка»); чтение текстов из книги К. Ушинского «Розы» (учителем); ответы на вопросы. Групповая работа – описание предмета (осеннего листа). Коллективная – вывод: обо всем, что видит человек, можно рассказать. Но ученые и поэты рассказывают по-разному. Одни наблюдают, размышляют, рассуждают, стараются найти причину. Свои наблюдения записывают, составляют тексты. Это научные тексты. В них объясняется, что происходит, как и почему. Другие люди – поэты – изображают, рисуют, показывают. Они оживляют природу, предметы, как бы вдыхают в них жизнь, и окружающий мир начинает говорить с нами, как будто он сам живой | |||
Большие и маленькие секреты. | 1 | с.106-107 | 6.03 | Индивидуальная – рисование (изготовление модели) цветика-семицветика, написание на каждом «лепестке» своих желаний. Фронтальная – определение названия, героев произведений по иллюстрациям, предложенным отрывкам произведений; ответы на вопросы. Фронтальная / коллективная – просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Большой секрет для маленькой компании» | |||
Волшебство слова. | 1 | с.108-109 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс".
Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс (чтение+ письмо)". УМК "Развивающая ситема обучения Л.В.Занкова". Автор курса - Н.В.Нечаева....
Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Обучение грамоте и письмо
Календарно-тематическое планирование по системе "Школа России". 1 класс. Обучение грамоте и письмо.Пояснительная записка....
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013 учебный год.Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013учебный год. Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1...
Календарно-тематическое планирование по чтению(обучения грамоте) 1 класс программа "Школа 21 века"
Тематическое планирование по чтению(обучения грамоте) 1 класс по рограмме "Школа 21 века" к букварю Л.Е. Журовой....
Календарно - тематическое планирование по чтению (обучение грамоте) 1 класс
Календарно - тематическое планирование по чтению (обучение грамоте) 1 класс УМК "Перспектива"...