Рабочая программа по работе с неуспевающими детьми для 4 класса
методическая разработка (4 класс) на тему
В материале можно найти ключевые моменты организации работы со слабоуспевающими детьми, план работы начальной школы и классных руководителей со слабоуспевающими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_neuspevayushchimi_detmi.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по работе с неуспевающими детьми для 4 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Программа разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска НМР РТ Гареевой л.РМ., педагогический стаж – 21 лет.
Ресурсная база реализации программы
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования, утвержденная распоряжением Правительства РФ;
- Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ.
Цели и задачи работы с неуспевающими детьми.
Цели:
1. Выполнение Закона об образовании
2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
Реализация разноуровнего обучения
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основные разделы планирования:
I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника
II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
Основополагающие направления и виды деятельности:
1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя-предметника с неуспевающими учащимися.
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- график индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- программу работы со слабоуспевающими учащимися на учебный год;
- задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- результаты тематического контроля знаний учащихся;
- отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми.
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? . | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях. |
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2017-2018 учебный год учителей начальной школы:
Мероприятия | Срок | |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу. | сентябрь | |
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | сентябрь | |
3. Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом. | сентябрь | |
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися. | в течение учебного года | |
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, ШМО). | в течение учебного года | |
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | сентябрь, обновлять по мере необходимости | |
7. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | в течение учебного года | |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | в течение учебного года | |
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | в течение учебного года |
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися.
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2017-2018 учебный год
классных руководителей
Мероприятия | Срок |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения. | август |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса. | сентябрь |
3. Провести собеседование с учителями-предметниками класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить учителям представленный план работы. | сентябрь |
4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком. | по итогам четверти |
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. | согласно графику контрольных работ |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | выборочно, по ситуации |
7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся. | в течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с неуспевающими детьми
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....
Система работы с неуспевающими детьми
Почти в каждом классе есть дети, которые не успевают по отдельным предметам. Им в силу разных обстоятельств очень трудно усваивать учебный материал, успевать за темпом работы всего класса. Мне, ...
Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми 3 класс
Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми...
Программа работы с неуспевающими детьми 1 класс
Рабочая программа и отчет...
План работы с неуспевающими детьми 3-4 класс
план обучения неуспевающих детей 3-4 классов...
План работы с неуспевающими детьми на _IV__ четверть 2022-2023 4 класса
План работы с неуспевающим обучающимсяна _IV__ четверть 2022-2023 учебного года по предметам Русский язык, Окружающий мир, Литературное чтение....
« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...