Организация проектной деятельности в начальной школе
консультация на тему

Данный материал представляет собой подборку методичекого инструментария для организации проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Преимущество этой подборки в том, что в краткой четкой форме изложены необходимые для учителя сведения по методически верной организации проектной деятельности, что является значительной поддержкой практикующего учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_interesov.docx10.75 КБ
Файл vidy_proektov.docx13.54 КБ
Microsoft Office document icon proekt_na_uroke.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon proektnye_umeniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Анкета интересов

  1.  Что тебе интересно больше всего?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем ты чаще всего занимаешься  в свободное время?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   О чём хотелось бы узнать, больше?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета интересов

  1.  Что тебе интересно больше всего?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем ты чаще всего занимаешься  в свободное время?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   О чём хотелось бы узнать, больше?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета интересов

  1.  Что тебе интересно больше всего?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем ты чаще всего занимаешься  в свободное время?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   О чём хотелось бы узнать, больше?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

Практико – ориентированный проект   нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Отличие его от научного в том , что дети исследуют уже известные науке знания, а не делают новых открытий в науке.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект    предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

 - внутришкольными;

 - региональными;

 - межрегиональными;

 - международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.



Предварительный просмотр:

Схема описания проектного урока

Параметры

Описанию подлежит:

Тема урока

его содержательное поле, то есть показать связь с темой учебного плана и место в нем (урок обобщающего типа или предваряющего)

Тематический  блок учебного плана, содержащий урок

Тип урока

Состав  учащихся

класс(ы)

Название проекта

Соотнесение проекта с уроком

отношение урока к выполняемому на нем проекта (проект внутри урока, или урок внутри проекта, или урок-проект) и форма организации проектной деятельности (урочная или урочно-внеурочная)

Форма  организации осуществления проекта

Цели и задачи:
обучения
развития
воспитания

цели и задачи обучения, развития и воспитания, а также стартовые и ожидаемые уровни обученности по предмету (предметам) и в проектном обучении

проектные умения:
стартовые
формируемые
развиваемые

Мотивация  проектной деятельности

за счет чего (формы, методы  предварительной работы или погружение в проект, возрастное соответствие) осуществляется личностная мотивация включения учащихся в проектную работу

Обеспечение

какого вида и что именно необходимо иметь в качестве обеспечения проектной деятельности на данном уроке

Продукт проектной деятельности

продукт проектной деятельности и форма презентации  результатов

Форма  презентации результатов

Поощрение

каким образом будет отмечено участие каждого ученика в проекте, номинированы особые достижения

Оценивание

когда по ходу урока будет выделено время для самооценки и оценки работы учащихся учителем

Ход урока по этапам

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Погружение в  проект

II. Организация работы над проектом

III. Работа над проектом

IV. Презентация результатов

V. Самооценка



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

  1. Тема проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Учебный предмет(ы), в рамках которого(ых) проводится работа по проекту.
  4. Возраст (класс) учащихся, на который рассчитан проект.
  5. Тип проекта (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий).
  6. Продолжительность выполнения.  
  7. Цели проекта.
  8. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  9. Какие компетентности формирует проект.
  10. Вопросы проекта (2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  11.  Необходимое оборудование.
  12.  Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).
  13.  Предполагаемые продукты проекта (компьютерная презентация, альбом, памятка,  справочник,  Web-сайт, карта, схема, пакет рекомендаций, электронная газета, модель, игра, сказка, путеводитель, рекламный проспект, костюм, спектакль, выставка, экскурсия и т.д.).
  14.  Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)/
  15.  Критерии оценки проекта.  

 



Предварительный просмотр:

Проектные умения на различных этапах

Этапы работы над проектом

Элементы проектной деятельности

Погружение в проект

  1. Рассмотрение ситуации и проблемы
  2. Сужение проблемы и формулировка цели
  • Проблематизация;
  • Целеполагание;

Организация работы над проектом

  1. Разбиение на группы, распределение ролей;
  2. Планирование

  • Планирование;
  • Рефлексия
  • Коммуникативность

Работа над проектом

  1. Выполнение этапов работы
  2. Подготовка к презентации:
  • устное сообщение
  • подготовка продукта — объектов наглядности: чертежей, рисунков, слайд-шоу, макета и др.

Коммуникативность:

  • умение слушать других;
  • умение высказать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;
  • умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере спокойным тоном;
  • умение идти на компромисс, выполнять общие решения;
  • умение работать в группе;
  • участвовать в распределении ролей, видов (участков) работ;
  • умение выполнять отведенную тебе лично группой роль; ответственно к ней относиться;
  • умение согласовывать действия, работать на общий результат, работа в кооперации;
  • готовность к взаимопомощи и поддержке; взаимозаменяемость.

Презентация результатов

  1. Сделать устное сообщение
  2. Продемонстрировать наглядность
  3. Ответить  на  вопросы     публики
  4. Самоанализ

Презентативные:

  • Умение подготовить устное сообщение;
  • Умение выступать перед публикой; грамотно и красиво излагать мысли; расстановка смысловых акцентов;
  • Умение сделать письменный отчет о проделанной работе;
  • Сопоставление поставленной  цели и результата работы, соотнесение использованных средств, способов с полученным результатом (достигнута ли цель?);
  • Соотнести выбранные средства, способы для решения проблемы и важность полученных результатов, социальная значимость;
  • С какими трудностями столкнулись.

Самооценка

Самооценка:

  • Определение того что: умел и научился; узнал нового; научился делать; приобрел личный опыт; приобрел и проявил новые личные качества;
  • Определение степени своей активности, продуктивности в общей работе;
  • Самокритика: что не удалось, что не получилось, каких качеств  не хватило, чтобы добиться успеха;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...