Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе
классный час на тему
В материале представлены тематические классные часы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. Е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность», кружки «Познавательное чтение», «Открываем мир литературы – мир искусства» и т. Д.
В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.
В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.
Классные часы в начальной школе
Основная тема года | Темы классных часов | Родительское собрание (в дискуссионной форме) | ||
1-й класс «Что такое хорошо, и что такое плохо?» | «Что значит любить маму (папу)?» | «Неженки и сорванцы» | «А если с тобой поступят так же?» | Нужны ли в 1-м классе отметки? (О развитии самосознания ученика-первоклассника) |
2-й класс «Добро – для одного, а для других?» | «Кого мы называем добрым?» | «Подарки и другие способы благодарности» | «Деньги: свои и чужие» | «Стимулирование школьника: кнут или пряник?» (Методы педагогического воздействия на ребенка) |
3-й класс «Это честно?» | «Можно и нельзя» | «Как у нас в семье празднуются дни рождения?» | «Мои друзья – мое богатство» | «Место ребенка в детском коллективе». (Атмосфера жизни семьи как фактор психического здоровья ребенка) |
4-й класс «Что такое справедливость?» | «Упорство и упрямство» | «Мы все разные, но у нас равные права» | «Как прожить без ссор?» | «Всегда ли родитель прав?» (Способы общения в семье) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...
"Воспитательная работа как средство развития УУД в начальной школе"
Основой воспитательного процесса в моем классе стал долгосрочный проект младших школьников «Город Дружбы» Данный проект является средством развития УУД и воспитания у младших школьников духовно-нрав...
Программа воспитательной работы «Дорога к совершенству» ( Для учащихся начальной школы)
Авторская программапо воспитательной работе«Дорога к совершенству»учителя начальных классовСредней школы имени М.Горького с ДМЦБайгазаковой Саулеш Турсынбаевны...
«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...
Система словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
laquo;Система словарной работы на уроках русского языка в начальной школе» - это пятиминутки на каждый урок, включающие в себя обязательно минутку чистописания, орфографическую «разминку...
"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.
Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....
Формирование антикоррупционного поведения в начальной школе
Тематика классных часов в форме уроков внеклассного чтения...