Программа дополнительного образования.
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 9
Программа внеурочной деятельности
«Оригами»
(возраст: 7-8 лет, срок реализации: 1 года)
Выполнила:
Карпуша Наталья Викторовна,
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 1 г. Советский
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Пояснительная записка
В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности. Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений развития образования в регионе.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО, предназначена для работы с детьми 1 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Актуальность. Наблюдения и результаты прошлых учебных лет показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики испытывают затруднения при моделировании, конструировании. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие творческих способностей и поддержка одаренности детей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, через развитие творческих способностей.
Задачи программы:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- воспитание интереса к искусству оригами;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексия (анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагание (ставить и удерживать цели);
- планирование (составлять план своей деятельности);
- моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) выполнения задания;
- вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формы организации программы
Программа рассчитана на обучения детей во 1 классе. Возраст учащихся 7-8 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста, что создает ситуацию успеха ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
Сроки реализации программы: 1 год (1-й класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1 уровня результатов: предполагает приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
2 уровень результатов: предполагает приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий под руководством преподавателя.
3 уровень результатов: предполагает самостоятельное изготовление изделий для конкурсов, умение оценить результат своего труда и труда своих товарищей.
Для оценки подведения результатов своей деятельности используется портфолио, которое обеспечивает достаточно объективную информацию о качестве творческих достижений обучающихся, позволяет проследить личностный рост ребёнка, его успехи на шкале достижений.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, выставки.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ презентаций, схем, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации технологических проектов, участие в конкурсах различного уровня, выставки, мастер-классы.
Взаимодействие с социальными партнерами:
Для достижения более высоких результатов: тесное сотрудничество с Советским районным Центром развития творчества детей и юношества «Созвездие»; Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Районный центр творчества и ремесел «Шанс». Проведение мастер- классов, посещение выставок декоративно - прикладного творчества.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Оригами» в 1 классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью преподавателя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- с помощью преподавателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих знаний и умений.
Знать:
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация.
Уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различные приемы работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учебно - тематический план.
Первый год обучения.
№ | Тема занятия | всего | Количество часов | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с оригами. Организационные вопросы | 1 | 1 | ||
2. | Условные знаки принятые в оригами, основные понятия | 1 | 1 | ||
3. | Базовая форма «треугольник» | 7 | 2 | 5 | выставка работ |
3.1 | «Лисенок», «Собачка». | 1 | 20 мин. | 40 мин. | |
3.2 | «Котик», «Бычок». | 1 | 20 мин. | 40 мин. | |
3.3 | «Лис и киса Алиска». | 1 | 20 мин. | 40 мин. | |
3.4 | «Домики» | 1 | 20 мин. | 40 мин. | |
3.5 | «Шляпная мастерская». | 1 | 10 мин. | 50 мин. | |
3.6 | «Голубь и сердце». | 1 | 15 мин. | 45 мин. | |
3.7 | «Корона», «Звездочка». | 1 | 15 мин. | 45 мин. | |
4. | Базовая форма «воздушный змей» | 5 ч. | 1,5 ч | 3.5 ч. | смотр - конкурс |
4.1 | «Петух». | 1ч | 20 мин. | 40 мин. | |
4.2 | «Утка». | 1ч | 20 мин. | 40 мин. | |
4.3 | «Воробей». | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. | |
4.4 | «Лебедь и звездочки». | 1ч | 20 мин. | 40 мин. | |
4.5 | «Сова и ее семейство». | 1ч | 20 мин. | 40 мин. | |
5. | Базовая форма «дверь» | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | выставка работ |
5.1 | «Автомобили». | 1 ч. | 20 мин. | 40 мин. | |
5.2 | «Кубики». | 1 ч. | 20 мин. | 40 мин. | |
5.3 | «Лодки». | 1 ч. | 10 мин. | 50мин. | |
5.4 | «Мышь и поросенок». | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. | |
6. | Базовая форма «рыба» и другие формы. | 7 ч. | 1,25ч | 5,35 ч | презентация поделок |
6.1 | «Лебедь из Японии». | 1 ч. | 20 мин. | 40 мин. | |
6.2 | Дрессированные вороны. | 1 ч. | 20 мин. | 40 мин. | |
6.3 | «Морские котики». | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. | |
6.4 | «Цветы» (тюльпаны) | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. | |
6.5 | «Цветы» (розы) | 1 ч. | 15 мин. | 45 мин. | |
6.6 | «Цветы» (дицентра) | 1 ч. | 15 мин. | 45 мин. | |
6.7 | « Цветы»( колокольчик) | 1ч | 15мин | 45мин | |
7. | Подготовка к праздникам. Воспитательная работа. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
8. | Мероприятия и экскурсии. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | экскурсия |
9. | Обобщающий урок. | 2 ч. | 50мин. | 1 ч.10мин | |
9.1 9.2 | Урок - соревнование. Урок – сказка. | 1 ч 1 ч | 20 мин. 30 мин. | 40 мин 30 мин. | соревнование |
Всего: 33 часа.
Содержание программы. Первый год обучения.
№ | Тема | Базовые понятия |
1. | Вводное занятие. – 1 ч. Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Организационные вопросы. | техника безопасности; правила юных оригамистов. |
2. | Условные знаки, основные приемы – 1 ч. Познакомить с условными знаками, принятые в оригами (согнуть на себя, линия сгиба «долиной», согнуть от себя, сгиб «горой», перегнуть на себя, перегнуть от себя, складки молния, тянуть, двойные складки молния и т.д.) | чертеж, условные знаки, базовые формы. |
3. | Базовая форма «треугольник» - 7 ч. Познакомить с базовой формой «треугольник», рассказать сказку, как из квадрата сложить треугольник. Из базовой формы «треугольник» складываем: лисенка, собачку, котика, бычка, лиса и киску «Алиску», домики, различные шляпы, голубь и сердце, корону, звездочку. Последовательность изготовления каждой поделки; складывание квадрата пополам, по диагонали, отгибание верхних острых углов в разные стороны, отгибание острых углов в противоположные стороны, надрезы. | базовая форма, «треугольник». диагональ острый угол противоположные стороны. |
4. | Базовая форма «воздушный змей» - 5 ч. На основе этой базовой формы складываем: петуха, утку, воробья, лебедя и т.д. А складывается это базовая форма следующим образом:
Перед изготовлением поделок используем художественное слово про эти поделки, узнаем новые условные знаки, наклеиваем или рисуем глазки, делаем крылья, хвост надрезами. | базовая форма «воздушный змей»; условные знаки: перевернуть поделку, вогнуть наружу, вогнуть внутрь. |
5. | Базовая форма «дверь» - 4ч. На основе базовой формы «дверь» изготавливаем поделки: автомобили, кубики, лодки, мышь и т.д. Складываем эту базовую форму так:
Познакомить с историей возникновения автомобилей, рассказать о индийской лодке – пироге. | Базовая форма «дверь», модуль, «вставка», «карман». |
6. | Базовая форма «рыба» и другие формы - 7 ч. На основе этой базовой формы получаются интересные поделки: лебедь, морские котики, вороны и т.д. А складывается она следующим образом:
После изготовления поделок можно разыграть басню И.А. Крылова «Лиса и Ворона». | Чертеж, прием «двойная молния», базовая форма «рыба». |
7. | Мероприятия и экскурсии – 4 ч. Вместе с детьми посетить выставку в Советском районным Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие»; в Муниципальном бюджетном центре творчества и ремесел «Шанс». Провести праздник для мальчиков «А ну – ка парни», для девочек «А ну – ка девчонки». | |
8. | Подготовка к праздникам, выставкам – 2 ч. Обучающиеся самостоятельно либо под руководством преподавателя изготавливают различные поделки по чертежу. | |
9. | Обобщающий урок – 2 ч. На первом занятии обучающиеся устраивают соревнования, кто больше изготовит поделок по памяти. А, на втором уроке – разыгрывают сказку, используя эти поделки». |
Информационно - методическое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: бумага белая, клей, карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, цветная бумага.
аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, альбомы, таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы, презентации.
Материально-технического обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Литература
- Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Издательство «Аким», 1996.
- Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М., Издательство «Эксмо»; СПб. : «Валерии СПД», 2003.
3.Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами,. М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
4.Рыбакова И.А. Дюрлюкова О.А. Художественная творческая деятельность. Оригами. Волгоград:Учитель, 2012.
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...