Проекты и проектные задачи. Из опыта работы.
материал по теме

Дунюшкина Наталья Николаевна

В статье рассказываю о применении методов проектов и проектных задач в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ

В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных  исследований, в частности исследования PISA.

Однако в этом исследовании принимают участие школьники 15-16 лет, и поэтому у учителя может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение это имеет к начальной школе? Попробуем с помощью цифр ответить на этот вопрос.

В 2000г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994-1995гг. В 2003г. в этом же исследовании Россия занимает уже 32 место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997-1998гг. А в 2006г. Россия на 37 месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000-2001гг. Сопоставление полученных данных наводит нас на определенные размышления.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л.В. Занкова, систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Указанные цифры провоцируют  вопрос:

  • почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA?

Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями  и навыками. А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,  умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Проект-замысел, план( с латинского брошенный вперед) . Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Задача- сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.

Существует 4 вида задач: учебная, конкретно-практическая, творческая( олимпиадная), проектная.

Для того чтобы определить  роль и место проектных задач в образовательном процессе, необходимо разобраться  в том, как должно быть устроено образовательное пространство в начальной школе, каковы его структура и содержание. Система решения проектных задач может дать определенные образовательные эффекты только в том случае, если работа  школы будет строиться в идеологии и технологии деятельностной педагогики.

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. По нашей гипотезе, овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.

В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться детскому сообществу, поскольку учат детей слышать и видеть друг друга. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управлением собственным поведением в группе.

Ведется разработка целостной педагогической технологии для деятельностного содержания образования. Автор Алексей Борисович Воронцов.

Изучение учебных предметов, построенное на принципах теории учебной деятельности, организуется как циклическое движение от постановки и решения учебной задачи до постановки следующей учебной задачи. Можно выделить пять разных по целям фрагментов:

- Постановка учебной задачи

- Поиск и открытие нового способа действия

- Решение частных задач

Фрагмент контроля и коррекции

- Развернутое оценивание

Под проектной задачей мы понимаем систему или набор заданий целенаправленно стимулирующих детские действия, направленные на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата. Проектная ача носит принципиально групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта в том, что школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Описание проектной задачи

Дети получают письмо следующего содержания

Дорогие маленькие жители планеты Земля!

Мы живем в городе Признакус. Мы любим собирать разные предметы и составлять из них коллекции. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции он уже часть фигур на две группы и оставил на всякий случай место для третьей группы. В третью группу счетовод решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй группе. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же группы. Приклейте их на лист в соответствующих местах.

 

  1. Карточка-помощник – лист бумаги формата А4, разделенная на три части. В первой части наклеены голубой и красный круги. Во второй желтый круг и желтый треугольник.
  2. Конверт с набором фигур: синий круг, красный треугольник, желтый квадрат, синий прямоугольник, желтый овал, зеленый круг.

У первоклассников в одной группе оказываются все круги, во второй все желтые фигуры, в третьей группе красный треугольник и синий прямоугольник.

Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

- Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.

- Выявление дефицита знаний

- Поиск средств решения проблемы

- Решение проблемы

- Анализ полученного результата. Соотнесение его с проблемой.

- Представление окружающим полученного результата

Проект Защита времен года

Детей делим на три или четыре группы по временам года. Группы формируются по желанию, по жребию или по датам рождения.

На уроках русского языка дети   пишут рассказы или дневниковые записи по своему времени года. Они писатели.

На уроках литературного чтения читают стихи о своем времени года или сочиняют свои. Они лирики.

На уроках окружающего мира школьники превращаются в синоптиков, собирают  приметы или загадывают загадки о своем времени года.

На изобразительном искусстве обучающиеся рисуют осенние, летние зимние, весенние пейзажи. Они художники. Можно найти репродукции картин и дети экскурсоводы, рассказывающие про картины.

На технологии лепим, делаем аппликации, макеты,   книжки- малышки.

Все рисунки, приметы, рассказы, загадки, поделки собирают в папку и используя эти заготовки дети готовят на классном часе или родительском собрании защиту своего времени года.

Использование проектов и проектных задач помогут сформировать у младших школьников способности:

- Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное- почему не получилось, видеть ошибки)

- Целеполагать (ставить и удерживать цели)

- Планировать

- Моделировать (представлять способ действия в виде схемывыделяя все существенное)

-Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

- Вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Пусть нашим жизненным кредо станут слова Льва Семеновича Выготского:

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

Завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проектной задачи (из опыта работы)

Принцип работы при решении проектных задач (доклад, выступление), проектная задача по математике "Путешествие в город Величиния"...

Итоговое задание курса: "Проекты и проектная задача в начальной школе"

В статье представлено итоговое задание курса:"Проекты и  проектная задача в начальной школе"....

Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)

Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в форм...

Мастер класс по использованию проектной деятельности (из опыта работы)

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Основной зада...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность (из опыта работы)

Я, Тахаува Гелзидя Тагирзановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани.Педагогический стаж 29 лет, по должности «Учитель» 29 лет,...

Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности  (из опыта работы)...

Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы

Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....