программа внеурочной деятельности 1-4 классов (МБОУ "СОКШ №4")
учебно-методический материал на тему

В данном материале описана модель внеурочной деятельности школы, план организации внеурочной деятельности на 2014-15 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneurochnoy_deyatelnosti_1-4_otv_maksimova.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

План организации внеурочной деятельности на параллели 1-4-х классов МБОУ «СОКШ №4» в условиях введения ФГОС НОО в 2014-15 учебном году.

Куратор направления: Максимова Л.А. 

Внеурочная  деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО – это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  

Список нормативно-правовых документов по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);  
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
    от 04 февраля 2011 г. N 19707).
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
    от 12 декабря 2011 г.     N 22540).
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июля 2011г. №85 (зарегистрированы министерством юстиции РФ 15 декабря 2011г., регистрационный номер №22637);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)
  • Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №030296).
  • Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  • Методическое письмо ДОиМП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО» №6880/11 от 2.09.2011г.

  • Методическое письмо ДОиМП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО» №6880/11 от 2.09.2011г.

Внеурочная деятельность в начальных классах направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для развития личности школьника; для  духовно-нравственного и патриотического воспитания  обучающихся;
  2. обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  3. оптимизация учебной нагрузки учащихся;
  4. закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
  5. сохранение   здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
  6. социализация младшего школьника.

Направления внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС): спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, индивидуально-групповые занятия,  диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, клубы, общественно полезные практики и пр.  

Основные принципы организации внеурочной деятельности МБОУ «СОКШ №4»:

  • соответствие возрастным особенностям учащихся;
  • преемственность технологий учебной и внеучебной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • вариативность выбора.

Для организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОКШ №4» используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательной организациии, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

В реализации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники  МБОУ «СОКШ №4» (учителя, воспитатели кадетских классов, педагог-организатор, учитель-логопед, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь).

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет  классный руководитель, который организует образовательный процесс, оптимальный для развития личности учащихся, организует социально значимую, творческую деятельность учащихся, выстраивает модель взаимодействия с другими педагогическими работниками, работающими с классом, отслеживает включенность каждого ребенка в различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность МБОУ «СОКШ №4» представлена  рядом программ с учетом познавательных интересов младших школьников, их индивидуальных потребностей, а также с учетом специфики кадетской школы.

Формы организации внеурочной деятельности: кружки и секции, клубы по интересам, дистанционный марафон знаний, экскурсии, праздники, развивающие занятия.


Направление

Формы ВД

Название

Кто проводит

1к1

2к1

3к1

4к1

Спортивно-оздоровительное

Кружки и секции

Дзюдо

Педагог ДО

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

ОФП

Учитель физической культуры

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

Клубы

Клуб любителей подвижных игр

Педагог-организатор

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

Тренинги (с использованием возможности автогородка)

«Азбука безопасности»

программа «Все цвета, кроме черного»

Классный руководитель

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Духовно-нравственное

Кружки

«В мире книг»

Педагог ДО

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

«Мир музея»

Педагог ДО

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Мой край»

Педагог ДО

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Клубы

«Уроки нравственности»

Библиотекарь

Классный руководитель

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Экскурсии

 В соответствии годовым с планом (приложение к программе)

Классный руководитель

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Социальное

Кружки

«Основы правовых знаний»

Педагог ДО

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Групповые занятия

«Полезные привычки»

Социальный педагог

1

-

-

1

-

-

1

-

-

1

-

-

Социальная практика

Реализация социально-значимого дела класса

Классный руководитель

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

тренинги

 «Я – кадет»

Классный руководитель

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

Общеинтеллектуальное

Кружки

«Пифагор»

Педагог ДО

1

1

1

1

«Знатоки русского языка»

Педагог ДО

1

1

1

1

Шахматы

Педагог ДО

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

«Мир ЛЕГО»

Педагог ДО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Групповые занятия и тренинги

«Основы правильной речи»

Логопед

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Юные умники и умницы»

Учитель начальных классов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Марафон знаний (участие в дистанционных олимпиадах, подготовка к олимпиадам).  

Классный руководитель

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общекультурное

Кружки

«В мире танца»

Педагог ДО

-

-

-

-

2

2

-

2

2

-

2

2

«Хоровое пение»

Педагог ДО

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

Клубы

«Любители музыки»

Педагог-организатор

1

1

1

1

Праздники, конкурсы, конференции

Классный руководитель, педагог-организатор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ВСЕГО (возможностей для выбора):

12

13

13

12,5

15

15

15,5

18

17

17,5

20

20

Таблица охвата учащихся внеурочной деятельностью учащихся __________ класса  

ФИ ученика

Название форм внеурочной деятельности (в рамках школы)

Занятость вне школы

Общее количество часов

Офп

Дзюдо

Клуб любителей подвижных игр

«Азбука безопасности»

«В мире книг»

«Мой край»

«Мир музея»

«Уроки нравственности»

Экскурсии

Социальные практики, проекты

«Я – кадет»

ОПЗ

Полезные привычки

«Основы правильной речи»

«Пифагор»

«Знатоки русского языка»

Шахматы

Марафон знаний

Основы правильной речи

Мир ЛЕГО

В мире танца

Хоровая студия

Клуб любителей музыки


В таблице представлено общее количество часов внеурочной деятельности для выбора по каждому классу. Спектр предложенных форм внеурочной деятельности позволяет обеспечить необходимое количество часов для каждого ребенка. С целью предотвращения перегрузки ребенка, классный руководитель составляет индивидуальный план внеурочной деятельности каждого ученика, с учетом посещения им учреждений дополнительного образования вне школы.

Такие формы внеурочной деятельности, как кружки и секции, реализуются на базе школьного отделения дополнительного образования (приложение №2 к лицензии № А304068).

Такие формы внеурочной деятельности, как индивидуально-групповые занятия, экскурсии, тренинги, олимпиады, клубы, конкурсы, праздники и социальные практики, реализуются за счет деятельности воспитателей кадетских классов,   классных руководителей, учителя-логопеда, социального педагога, библиотекаря и педагога-организатора.

Деятельность кружков обеспечена рабочими программами дополнительного образования.

Деятельность клубов обеспечена планом работы, методическими материалами.

Тренинги, экскурсии, олимпиады, конкурсы, праздники организуются в соответствии с планом по каждому из направлений.

Классными руководителями составляется паспорт реализации социально-значимого дела (с указанием деятельности на каждую неделю).

Причем содержание всех программ и планов отражает специфику работы кадетской школы, как школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания.

План-график экскурсий на год (примерный, с учетом специфики кадетской школы).

  1. Экскурсии в школьный музей (1 раз в четверть в соответствии с планом работы музея).
  2. Экскурсия в музей реки Оби.
  3. Экскурсия в городской краеведческий музей.
  4. Экскурсия в учреждения культуры города (кукольный театр, МЦ «Юность», «Югория», «Метаморфоза»).
  5. Экскурсии в городскую библиотеку (1 раз в четверть в соответствии с тематикой экскурсий).
  6. Экскурсии в автогородок (1 раз в четверть).
  7. Экскурсии в клуб фронтовых друзей (1 раз в четверть).
  8. Экскурсия по городу «Мой родной город» (1 класс), «Знакомимся с достопримечательностями» (2 класс), «Памятники – хранители истории» (3 класс).
  9. Экскурсии в клуб общества старожилов (2 раза в год).
  10. Экскурсия в ДОСААФ.
  11. Экскурсия в пожарную часть.
  12. Экскурсия учреждения дополнительного образования: ДМШ имени В.В. Андреева, школа искусств, «Поиск», ДДТ и пр.
  13. Экскурсия в центр национальных культур.
  14. Экскурсии и походы  по родному краю.
  15. Прогулки «В гостях у природы».

Программа марафона знаний.

Название мероприятия

Сроки

Участники

Адрес

1-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит»

Заявки – сентябрь 2014 года

Проведение: октябрь-ноябрь 2014 года.

1-4 класс

http://cerm.ru 

«Познание и творчество»  Осенний тур

Сентябрь - ноябрь

1-4 класс

http://www. future4you.ru 

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/ 

«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов)

9-14 октября

1 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

 «Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 2-4 классов)

15-18 октября

2-4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

Предметные олимпиады центра «Снейл» (1-й тур)

11-17 сентября – русский язык

1-7 октября  -  математика

8-13 октября  - литературное чтение

1-4 классы

http://www.nic-snail.ru/ 

2-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист»

Прием заявок – декабрь 2014г.

1-4 класс

http://cerm.ru 

«Познание и творчество»  зимний тур

Декабрь – февраль

1-4 класс

http://www. future4you.ru 

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур.

декабрь – февраль

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/ 

Предметные олимпиады центра «Снейл» (2-й тур)

13-18 ноября  - математика

19-22 ноября  - ОБЖ

28 ноября – 15 декабря – русский язык

24-28 декабря «Мое генеалогическое дерево»

1-4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

3-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист»

Проведение: февраль – март 2014г.  

1-4 класс

http://cerm.ru 

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта.   3-й тур

Март

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/ 

 «Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов)

22-28 января

1 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

Предметные олимпиады центра «Снейл» (3-й тур)

27 января – 2 февраля - русский язык

27 января – 2 февраля  - логика

10-16 февраля  - природоведение

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

4-я четверть

«Познание и творчество»  весенний тур

Март – май

1-4 класс

http://www. future4you.ru 

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 4-й тур.

Апрель

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/ 

Всероссийская олимпиада «Культура речи»

8-14 апреля  

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

Всероссийский интеллектуальный метапредметный турнир 1-классников, 2-классников, 3-классников, 4-класссников

14-20 апреля

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 1-4 классов)

22-25 апреля

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/ 

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:

  1. Изменения в модели поведения школьника:
  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • соблюдение культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • активное участие в различных видах  деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  1. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области культуры, нравственности и этики:
  • использование полученной   информации в различных видах  деятельности;
  • целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  • осознанное понимание необходимости следовать  общечеловеческим ценностям; соблюдать права человека;
  • овладение культурой поведения на сцене (опыт публичных выступлений в хоре, в ансамбле, индивидуально).

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
  • сформированность самоконтроля и самооценки: способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводит наблюдения за поведением своих воспитанников,   отражает их в дневниках наблюдений на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Приложение№1:

Циклограмма организации внеурочной деятельности 1к класса (пример).

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

9.50. - 10.30

Праздники, конференции, игры  

10.50.–11.30.

«Я – кадет»

Экскурсии

11.45.-12.25

В мире книг

Хоровое пение

В мире танца

Мой край

шахматы

12.35.-13.15.

Олимпиады

Азбука безопасности

«Пифагор»/ «Знатоки русского языка

Уроки нравственности

Проект (социальная практика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...