программа внеурочной деятельности 1-4 классов (МБОУ "СОКШ №4")
учебно-методический материал на тему
В данном материале описана модель внеурочной деятельности школы, план организации внеурочной деятельности на 2014-15 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vneurochnoy_deyatelnosti_1-4_otv_maksimova.docx | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
План организации внеурочной деятельности на параллели 1-4-х классов МБОУ «СОКШ №4» в условиях введения ФГОС НОО в 2014-15 учебном году.
Куратор направления: Максимова Л.А.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Список нормативно-правовых документов по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
от 04 февраля 2011 г. N 19707). - Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
от 12 декабря 2011 г. N 22540). - СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июля 2011г. №85 (зарегистрированы министерством юстиции РФ 15 декабря 2011г., регистрационный номер №22637);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)
- Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №030296).
- Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
- Методическое письмо ДОиМП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО» №6880/11 от 2.09.2011г.
- Методическое письмо ДОиМП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО» №6880/11 от 2.09.2011г.
Внеурочная деятельность в начальных классах направлена на решение следующих задач:
- создание условий для развития личности школьника; для духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
- сохранение здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
- социализация младшего школьника.
Направления внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС): спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, индивидуально-групповые занятия, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, клубы, общественно полезные практики и пр.
Основные принципы организации внеурочной деятельности МБОУ «СОКШ №4»:
- соответствие возрастным особенностям учащихся;
- преемственность технологий учебной и внеучебной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- вариативность выбора.
Для организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОКШ №4» используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательной организациии, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
В реализации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники МБОУ «СОКШ №4» (учителя, воспитатели кадетских классов, педагог-организатор, учитель-логопед, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь).
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который организует образовательный процесс, оптимальный для развития личности учащихся, организует социально значимую, творческую деятельность учащихся, выстраивает модель взаимодействия с другими педагогическими работниками, работающими с классом, отслеживает включенность каждого ребенка в различные формы внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность МБОУ «СОКШ №4» представлена рядом программ с учетом познавательных интересов младших школьников, их индивидуальных потребностей, а также с учетом специфики кадетской школы.
Формы организации внеурочной деятельности: кружки и секции, клубы по интересам, дистанционный марафон знаний, экскурсии, праздники, развивающие занятия.
Направление | Формы ВД | Название | Кто проводит | 1а | 1к | 1к1 | 2а | 2к | 2к1 | 3а | 3к | 3к1 | 4а | 4к | 4к1 | |
Спортивно-оздоровительное | Кружки и секции | Дзюдо | Педагог ДО | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
ОФП | Учитель физической культуры | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Клубы | Клуб любителей подвижных игр | Педагог-организатор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | ||
Тренинги (с использованием возможности автогородка) | «Азбука безопасности» программа «Все цвета, кроме черного» | Классный руководитель | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Духовно-нравственное | Кружки | «В мире книг» | Педагог ДО | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | |
«Мир музея» | Педагог ДО | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
«Мой край» | Педагог ДО | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Клубы | «Уроки нравственности» | Библиотекарь Классный руководитель | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Экскурсии | В соответствии годовым с планом (приложение к программе) | Классный руководитель | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Социальное | Кружки | «Основы правовых знаний» | Педагог ДО | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||
Групповые занятия | «Полезные привычки» | Социальный педагог | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | ||
Социальная практика | Реализация социально-значимого дела класса | Классный руководитель | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
тренинги | «Я – кадет» | Классный руководитель | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | ||
Общеинтеллектуальное | Кружки | «Пифагор» | Педагог ДО | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
«Знатоки русского языка» | Педагог ДО | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
Шахматы | Педагог ДО | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
«Мир ЛЕГО» | Педагог ДО | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Групповые занятия и тренинги | «Основы правильной речи» | Логопед | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Юные умники и умницы» | Учитель начальных классов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Марафон знаний (участие в дистанционных олимпиадах, подготовка к олимпиадам). | Классный руководитель | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Общекультурное | Кружки | «В мире танца» | Педагог ДО | - | - | - | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | |
«Хоровое пение» | Педагог ДО | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
Клубы | «Любители музыки» | Педагог-организатор | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Праздники, конкурсы, конференции | Классный руководитель, педагог-организатор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
ВСЕГО (возможностей для выбора): | 12 | 13 | 13 | 12,5 | 15 | 15 | 15,5 | 18 | 17 | 17,5 | 20 | 20 |
Таблица охвата учащихся внеурочной деятельностью учащихся __________ класса
ФИ ученика | Название форм внеурочной деятельности (в рамках школы) | Занятость вне школы | Общее количество часов | ||||||||||||||||||||||
Офп | Дзюдо | Клуб любителей подвижных игр | «Азбука безопасности» | «В мире книг» | «Мой край» | «Мир музея» | «Уроки нравственности» | Экскурсии | Социальные практики, проекты | «Я – кадет» | ОПЗ | Полезные привычки | «Основы правильной речи» | «Пифагор» | «Знатоки русского языка» | Шахматы | Марафон знаний | Основы правильной речи | Мир ЛЕГО | В мире танца | Хоровая студия | Клуб любителей музыки | |||
В таблице представлено общее количество часов внеурочной деятельности для выбора по каждому классу. Спектр предложенных форм внеурочной деятельности позволяет обеспечить необходимое количество часов для каждого ребенка. С целью предотвращения перегрузки ребенка, классный руководитель составляет индивидуальный план внеурочной деятельности каждого ученика, с учетом посещения им учреждений дополнительного образования вне школы.
Такие формы внеурочной деятельности, как кружки и секции, реализуются на базе школьного отделения дополнительного образования (приложение №2 к лицензии № А304068).
Такие формы внеурочной деятельности, как индивидуально-групповые занятия, экскурсии, тренинги, олимпиады, клубы, конкурсы, праздники и социальные практики, реализуются за счет деятельности воспитателей кадетских классов, классных руководителей, учителя-логопеда, социального педагога, библиотекаря и педагога-организатора.
Деятельность кружков обеспечена рабочими программами дополнительного образования.
Деятельность клубов обеспечена планом работы, методическими материалами.
Тренинги, экскурсии, олимпиады, конкурсы, праздники организуются в соответствии с планом по каждому из направлений.
Классными руководителями составляется паспорт реализации социально-значимого дела (с указанием деятельности на каждую неделю).
Причем содержание всех программ и планов отражает специфику работы кадетской школы, как школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания.
План-график экскурсий на год (примерный, с учетом специфики кадетской школы).
- Экскурсии в школьный музей (1 раз в четверть в соответствии с планом работы музея).
- Экскурсия в музей реки Оби.
- Экскурсия в городской краеведческий музей.
- Экскурсия в учреждения культуры города (кукольный театр, МЦ «Юность», «Югория», «Метаморфоза»).
- Экскурсии в городскую библиотеку (1 раз в четверть в соответствии с тематикой экскурсий).
- Экскурсии в автогородок (1 раз в четверть).
- Экскурсии в клуб фронтовых друзей (1 раз в четверть).
- Экскурсия по городу «Мой родной город» (1 класс), «Знакомимся с достопримечательностями» (2 класс), «Памятники – хранители истории» (3 класс).
- Экскурсии в клуб общества старожилов (2 раза в год).
- Экскурсия в ДОСААФ.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Экскурсия учреждения дополнительного образования: ДМШ имени В.В. Андреева, школа искусств, «Поиск», ДДТ и пр.
- Экскурсия в центр национальных культур.
- Экскурсии и походы по родному краю.
- Прогулки «В гостях у природы».
Программа марафона знаний.
№ | Название мероприятия | Сроки | Участники | Адрес | ||
1-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит» | Заявки – сентябрь 2014 года Проведение: октябрь-ноябрь 2014 года. | 1-4 класс | ||||
«Познание и творчество» Осенний тур | Сентябрь - ноябрь | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 1-й тур. | Октябрь – ноябрь | 1-4 класс | ||||
«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов) | 9-14 октября | 1 класс | ||||
«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 2-4 классов) | 15-18 октября | 2-4 класс | ||||
Предметные олимпиады центра «Снейл» (1-й тур) | 11-17 сентября – русский язык 1-7 октября - математика 8-13 октября - литературное чтение | 1-4 классы | ||||
2-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист» | Прием заявок – декабрь 2014г. | 1-4 класс | ||||
«Познание и творчество» зимний тур | Декабрь – февраль | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур. | декабрь – февраль | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады центра «Снейл» (2-й тур) | 13-18 ноября - математика 19-22 ноября - ОБЖ 28 ноября – 15 декабря – русский язык 24-28 декабря «Мое генеалогическое дерево» | 1-4 класс | ||||
3-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист» | Проведение: февраль – март 2014г. | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 3-й тур | Март | 1-4 класс | ||||
«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов) | 22-28 января | 1 класс | ||||
Предметные олимпиады центра «Снейл» (3-й тур) | 27 января – 2 февраля - русский язык 27 января – 2 февраля - логика 10-16 февраля - природоведение | 1- 4 класс | ||||
4-я четверть | ||||||
«Познание и творчество» весенний тур | Март – май | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 4-й тур. | Апрель | 1-4 класс | ||||
Всероссийская олимпиада «Культура речи» | 8-14 апреля | 1- 4 класс | ||||
Всероссийский интеллектуальный метапредметный турнир 1-классников, 2-классников, 3-классников, 4-класссников | 14-20 апреля | 1- 4 класс | ||||
«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 1-4 классов) | 22-25 апреля | 1- 4 класс |
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
- Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- соблюдение культуры здорового и безопасного образа жизни;
- активное участие в различных видах деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- Изменения объема знаний, расширение кругозора в области культуры, нравственности и этики:
- использование полученной информации в различных видах деятельности;
- целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
- осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям; соблюдать права человека;
- овладение культурой поведения на сцене (опыт публичных выступлений в хоре, в ансамбле, индивидуально).
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
- сформированность самоконтроля и самооценки: способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Учитель, проводит наблюдения за поведением своих воспитанников, отражает их в дневниках наблюдений на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Приложение№1:
Циклограмма организации внеурочной деятельности 1к класса (пример).
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
9.50. - 10.30 | Праздники, конференции, игры | |||||
10.50.–11.30. | «Я – кадет» | Экскурсии | ||||
11.45.-12.25 | В мире книг | Хоровое пение | В мире танца | Мой край | шахматы | |
12.35.-13.15. | Олимпиады | Азбука безопасности | «Пифагор»/ «Знатоки русского языка | Уроки нравственности | Проект (социальная практика) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса
Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...