Детский коллектив и педагог в процессе современного школьного воспитания.
статья (1 класс) по теме

Стерхова Анна Владимировна

Проблемы демократизации и гуманизации в системе образования, инновационные программы обусловили необходимость поиска решений проблем детского коллектива. Проблемы демократизации и гуманизации в системе образования, инновационные программы обусловили необходимость поиска решений проблем детского коллектива. Для этого  в своей работе, как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии : личностно-ориентированную  технологию и технологию проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sterkhova.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Детский коллектив и педагог в процессе современного школьного воспитания.

Автор: Стерхова Анна Владимировна

             Проблемы демократизации и гуманизации в системе образования, инновационные программы обусловили необходимость поиска решений проблем детского коллектива. Первоклассник, переступая порог школы, ждёт от неё, не только набор знаний и пятерки, но и чего-то светлого, доброго. В настоящее время у школы есть конкуренты: электронные СМИ, интернет, книги, телевизор, то есть знания можно получить иными путями. Родители и дети стали более требовательными и, значит, школа должна успевать за учениками, за изменениями в обществе и должна успевать за учениками, за изменениями в обществе и должна стать тем местом, куда ученик будет бежать с радостью, интересом, чтобы общаться с друзьями и учителями. Потом это перерастет в интерес к учебе, а интерес – основа любого дела, с него и начинается коллективная школьная жизнь.

        В своей работе, как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Личностно-ориентированная технология.

        Одной из целей личностно-ориентированного образования, является создание условий для полноценного развития ответственности. Ответственное выполнение каждым учеником своих обязанностей является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной жизни в классном коллективе. Чем ответственнее ребенок, тем значительно успешнее он будет овладевать знаниями и станет активным членом ученического коллектива. В октябре было проведено исследование с помощью комплекса диагностических методик для определение уровня сформированости ответственности, как качества личности младшего школьника. Диагностика включала в себя такие методы, как беседа, наблюдение, анкетирование: «Что такое ответственность?». Учащимся предложила ответить на ряд вопросов:

  1. Как ты понимаешь, что такое ответственность?
  2. Какого ученика ты бы назвал ответственным?
  3. Назови самых ответственных учеников в классе. Почему?
  4. Назови самых безответственных учеников в классе. Почему?

        В результате анализа полученных ответов, было выявлено, что большинство младших школьников недостаточно осознают, что такое ответственность и ответственный человек (Варя Е.: «Ответственный выручает в беде, добрый, хорошо учится», Саша С.: «Ответственный – не дерется, хорошо ведет себя на уроке», Матвей Б.: «Ответственный помогает учителю, моет доску, возвращает книги в библиотеку».) Такие учащиеся, характеризуют ответственность как успешность в обучении, умственные способности, дисциплинированность. Другая часть детей, определяла понятие ответственность, отвлекаясь от конкретных её проявлений (Юра П.: «Ответственный ученик – сдерживает свое обещание», Таисия К.: «Ответственность – это значит отвечать за кого-нибудь, например за сестру».) Безответственными учениками дети считают тех, кто «не слушает учителя», «не делает домашнее задание», «говорит плохие слова», «опаздывает к началу урока». Я считаю, что большой педагогический потенциал в формировании ответственности младших школьников принадлежит игровой деятельности. В играх я создавала личностно-развивающую ситуацию, которая требовала проявления ответственности в деловых и межличностных отношениях. Вместе с тем ответственность, как нравственное качество не предмет игры, ребенок ответственен не только за свою роль, определяемую правилами, но в отличие от дошкольников, начинает отвечать за то, как пройдет игра за настроение и взаимоотношения играющих. Работа с детьми включала:

  1. Широкое использование подвижных игр в рамках направления внеурочной деятельности «Чемпион». Например: «Космонавты», «Зайцы в огороде» и др.
  2. Проигрывала ситуации и специально выстраивала ситуацию анализа очередной ссоры.
  3. Беседа «Как правильно дружить», «Цветик – семицветик».

        Формирование опыта ответственности начинается в младшем школьном возрасте и является частью длительного многогранного процесса развития ответственности.

Технология проектного обучения

        Младший школьник – активный, любопытный, познавательный, деятельностный. Уже с 1-го класса ученики углубляют свои знания по предмету, отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных и групповых проектов. Проектная деятельность является возможностью для учеников начать коллективную работу. Преимущество метода проекта как уникального механизма индивидуализации, социализации, формирования личного опыта заключаются в четкой постановке цели, поэтапности продвижения к результату (значимому для каждого), в сочетании самостоятельности и коллективного участия. Замысел проекта объединяет, роли распределяются. Так складываются группы, которые могут стать толчком к созданию прочных дружеских связей. В 1-ом полугодии мы решили всем классом поучаствовать в конкурсе «Моя планета: природа, экология, культура» и создали коллективный проект «Жалобная книга планеты Земля», продиктованный необходимостью формирования экологической культуры личности.

        Не меньший интерес вызвал проект «История одного дома», к 95-летию  Московского района, который позволил, использую игровые моменты, атрибутику исследователей узнать много нового  о своей малой Родине, районе в котором они проживают. Данные проекты относятся к внеклассной работе, которая на этапе адаптации позволяет облегчить вхождение ребенка в непривычный социум, установить дружеские доверительные отношения с учителем и одноклассниками. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика, создает ситуацию успеха.

        Используя эти современные воспитательные технологии, я и родители учеников заметили, что к концу первого год обучения, учащиеся стали легко вступать в контакт и вести разговор с собеседником, внимательно его слушать, осознавая особенности свои и других людей. Именно с этого, как мне кажется и начинается школьная комфортная коллективная жизнь.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное и школьное воспитание: альянс или противостояние. Причины детской агрессии.

В статье раскрываются причины детской агрессии, рассматривается главная проблема современной школы - самоустранение семьи от воспитания детей....

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

статья :« Как создать сплоченный детский коллектив?»

НЕбольшие  советы о создании сплоченного коллектива и разработка 1 занятия по сплоченности. Различные игры для образования коллектива у  учеников 1- 4 классов....

"Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик".

В данном материале говорится об использовании учителем-логопедом коррекционной школы  в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Доклад для педагогов дошкольного и начального общего образования на тему "Готовность ребенка к современному школьному образованию"

Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Проблема диагностики психического развития детей остается весьма акт...