Доклад для педагогов дошкольного и начального общего образования на тему "Готовность ребенка к современному школьному образованию"
статья (1 класс) на тему
Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Проблема диагностики психического развития детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к современному школьному образованию
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Ребенок, выпускник дошкольного образовательного учреждения, должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.
В федеральном государственном образовательном стандарте требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметых и предметных результатов. Проблема подготовки детей к обучению в школе в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования остается актуальной, так как без планомерного и систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).
С приходом ребенка в школу начинается ответственный этап в его жизни. Возникает новая социальная позиция личности. Становясь учащимся, он приобретает общественно признанные права и обязанности, поскольку начинает заниматься общественно значимой деятельностью – учебной.
Исследуя материал по данной теме, проанализировав работы психологов и педагогов, занимающихся вопросами диагностики психологической готовности к обучению в школе можно сделать следующие выводы.
Проблема диагностики психического развития детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным. Психика ребенка адаптивна, и все психические функции и способности развиваются в той мере, в какой они востребованы условиями, в которые помещен ребенок. Ценность же диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны психического развития ребенка используются в качестве его показателей.
Понимая личностную готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет, и не может быть, единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик.
В то же время, для получения достоверных диагностических результатов нет необходимости в проведении большого количества методик, достаточно нескольких наиболее информативных методик.
Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, особенностей развития обследуемого ребенка.
При подборе диагностических методов и непосредственного осуществления диагностики готовности к школе, необходимо учитывать принцип единства диагностики и коррекции развития психики. Проводя диагностику дошкольников с целью защиты их прав и интересов необходимо придерживаться определенных принципов во взглядах на организацию процесса обучения и развития ребенка.
Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе представлен в методическом комплекте «Школьный старт» М. Р. Битяновой.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «Школьный старт» включают компетентностно ориентированные задания (иначе их называют продуктивными заданиями), учитывает индивидуальные возрастные, психологических и физиологических особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения целей образования и воспитания; обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
Он позволяет учителю получить достоверную информацию о том, готов ли ребёнок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Авторами разработана программа оценки достижения учащимися метапредметных планируемых результатов (универсальных учебных действий) для начальной школы.
И в любом случае, каким бы ни был общий результат диагностики готовности к школе, какие бы трудности начального периода школьного обучения ни проявились учителю необходимо демонстрировать ребенку и его родителям свою уверенность в положительной перспективе его школьной судьбы будущего хорошего ученика, укреплять доверие к себе и к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
Доклад "Преемственность федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования".
В докладе рассматривается вопрос преемственности между детским садом и школой с точки зрения содержания обучения и воспитания, а также методов, приемов, организационных форм учебно-воспита...
Презентация к докладу "Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования"
Презентация освещает ключевые понятия, рассматриваемые в докладе о преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования...
«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»
В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в исследовательской деятельности по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС НОО и ДО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Ключевой фигурой в решении проблем ...