Урок "Угрызение совести"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока основы религий и светской этики в 4 классе
учителя начальных классов МБОУ СОШ №161 Шариповой Д.Л.
Тема раздела "Совесть".
Урок №2.
. Тема урока : Угрызения совести
Цели:
-сформулировать понятие "совести" как способности личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
-уметь слышать голос совести, голос сердца;
-уметь исправить свое поведение не только извинениями, но и добрыми делами уменьшить свою вину и чувство стыда.
Задачи:
-формировать умение анализировать свои поступки и делать правильные выводы;
-совершать обдуманные поступки ,чтобы не жалеть о случившемся;
-думать и заботиться о других.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: пословицы о совести; «Толковый словарь»,бумага, карандаши.
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Ход урока
1.Введение в тему.
- Прочитайте предложения и подумайте над их содержанием .
Совесть-мощный голос сердца в защиту другого и сила,
разрушающая эгоизм. Угрызения совести.
2.Актуализация темы.
1. Мама устала, плохо себя чувствует и легла поспать. А вы в это время помыли посуду, сами покушали и навели поря док в комнате и старались, чтобы было тихо. Вас еще не похвалили, а внутри вас чувство радости, вы довольны собой и своими делами, потому что вас в этот момент радует совесть.
2.Витя знал, что мама заболела и хочет поспать. Но он продолжал шуметь. В комнате устроил беспорядок. Вскоре ему захотелось съесть чего-нибудь сладкого. Он громко стал звать маму. Мама встала. Она принесла ему яблоко, по пути уронив несколько солдатиков, которых построил Витя. Мальчик сердито закричал на маму. На глазах у мамы появились слёзы. Витя хотел узнать причину её слёз, но отвлёкся на передачу по телевизору.
-Сравните поведение мальчиков. Кто из них поступил красиво, по совести?
3.Чтение текста .
Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Вадик точно не знал ,что такое совесть, но знал, что когда теряешь ее, то сразу что-то плохое случается. Решил он у бабушки спросить, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка и на сердце показала и говорит
-Вот здесь она у каждого находится.
-Так раз она здесь в сердце, то как ее можно потерять?
-Совесть - это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял совесть.
-А что, без совести нельзя обойтись людям? - спросил Вадик.
-Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершенное зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.
-Так она ещё и кусаться может?
-Нет, кусаться она не может.
-А как же она тогда будет мучить и грызть человека?
-Трудно тебе объяснить,-сказала бабушка.-Но когда-нибудь ты сам поймешь.
4.Творческая работа в группах.
Дети получают задание нарисовать «Совесть» как они это представляют и «защитить» свой рисунок.
5.Чтение текста.
После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он об этом лишь тогда, когда в его жизни произошла печальная история.
Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока наконец не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая птичка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она улетала и возвращалась к гнезду. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку ,а ласточка, видя его в окне, совсе не боялась подлетать близко. В конце концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея.
-А что если мне ее поймать,-подумал Вадик.-Что тут плохого.
Немного подержу ее в руках ,полюбуюсь ,а потом отпущу на волю. И он
Тут же сбегал во двор за длинной палкой.
6.Работа с текстом.
-Правильное решение принял Вадик? Почему?
Нацепив на палку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался ласточка ловко облетала сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться ,потому что поймать ласточку ему никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетела к гнезду, он от злости все быстрее размахивал палкой. И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома.
Тут же стремглав выбежал во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.
Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но
долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.
Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.
Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад.
-Зачем я тебя ударил?- шептал он.
-Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это меня, я не хотел.
Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк
Своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя раз ными словами и готов был даже бить себя, если бы это помогло ласточ- ке и ее птенцам.
- За что! За что я ее так,-думал он.
-Что теперь делать, что будет с птенцами?
Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она на стала ее
Есть, а лишь смотрела через окно на свое гнездо.
Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собствен-
Ной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не
Проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал ис-
Кать в кнаге о птицах, чем питаются ласточки-
= К то знает чем питаются ласточки?(Насекомыми).
Оказалось ,что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго
Ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял
Ей. А половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на сле дующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла , что произошло и уже не смотрела на гнездо. Она лежала
В коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим сломанным крылом. На следующий утро ласточка уже не шевелилась.
Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не
Смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и лю- бил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех заботился
О бездомных животных. Он уже точно знал, что когда он
Вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных
Зверей и животных.
7.Самостоятельная работа в группах.
Каждой группе предлагаю поработать с карточками .На них записаны пословицы. Надо распололожить их в порядке следования событий в рассказе.
Презентация самостоятельной работы.
8. Рефлексия.
– Вадик был хорошим или плохим человеком? (В жизни всякое может случиться, но только хороший старается исправиться и стать лучше).
- Может ли душа с помощью совести научить добру и исправить человека?
-Вам приходилось когда-нибудь заботиться о других?
-Что помогает думать о других , а не о себе? (Совесть
9. Задание на дом.
Подумайте, как вы можете позаботиться о бездомных животных и птицах.
Приложение.
- Карточка №1.
У него совесть – дырявое решето.
Нечистая совесть спать не даёт.
В ком стыд, в нём и совесть.
Есть слёзы – есть и совесть.
2.Карточка №2
Вырос, а ума не вынес.
Соблазн велик – и совесть молчит.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Добрая совесть любит обличение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть
Урок по основам православной культуре в 4 классе....
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
«Совесть - это...»
Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.
Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....
час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"
Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...