Урок "Угрызение совести"
план-конспект урока (4 класс) по теме

План-конспект урока по курсу "Основы религии и светской этики" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovest.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

        План-конспект урока основы религий и светской этики в 4 классе

        учителя начальных классов МБОУ СОШ №161 Шариповой Д.Л.

                        Тема раздела "Совесть".                

                                Урок №2.        

.                        Тема урока : Угрызения совести        

Цели:

-сформулировать понятие "совести" как способности личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;

-уметь слышать голос совести, голос сердца;
-уметь исправить свое поведение не только извинениями, но и добрыми делами уменьшить свою вину и чувство стыда.

Задачи:

-формировать умение анализировать свои поступки и делать правильные выводы;

-совершать обдуманные поступки ,чтобы не жалеть о случившемся;

-думать и заботиться о других.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: пословицы о совести; «Толковый словарь»,бумага, карандаши.

                                                                

                                                                От человека утаишь, а от                                                                  совести не утаишь.

Ход урока                                          

1.Введение в тему.

-        Прочитайте предложения  и подумайте над  их  содержанием .

Совесть-мощный голос сердца в защиту другого и сила,

разрушающая эгоизм. Угрызения совести.

2.Актуализация темы.

1.        Мама устала, плохо себя чувствует и легла поспать. А вы в         это время помыли посуду, сами покушали и навели поря        док в комнате и старались, чтобы было тихо. Вас еще не        похвалили, а внутри вас чувство радости, вы довольны собой и своими делами, потому что  вас в  этот момент радует совесть.

2.Витя знал, что мама заболела и хочет поспать. Но он продолжал шуметь. В комнате устроил беспорядок. Вскоре ему захотелось съесть чего-нибудь сладкого. Он громко стал звать маму. Мама встала.  Она принесла ему яблоко, по пути уронив несколько солдатиков, которых  построил Витя. Мальчик сердито закричал на маму. На глазах у мамы появились слёзы. Витя хотел узнать причину её слёз, но отвлёкся на передачу по телевизору.                          

-Сравните поведение мальчиков. Кто из них поступил красиво, по совести?

3.Чтение текста .

        Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Вадик точно не знал ,что такое совесть, но знал, что когда теряешь ее, то сразу что-то плохое  случается. Решил он у бабушки спросить, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка и на сердце показала и говорит

        -Вот здесь она у каждого находится.

-Так раз она здесь в сердце, то как ее можно потерять?        

-Совесть - это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял совесть.                                                                                

-А что, без совести нельзя обойтись людям? - спросил  Вадик.

-Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершенное зло и помогает вовремя  исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

-Так она ещё и кусаться может?

-Нет, кусаться она не может.

-А как же она тогда будет мучить и грызть человека?

-Трудно тебе объяснить,-сказала бабушка.-Но когда-нибудь ты сам поймешь.

4.Творческая работа в группах.

Дети получают задание нарисовать «Совесть» как они это представляют и «защитить» свой рисунок.

5.Чтение текста.

После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он об этом лишь тогда, когда  в его жизни произошла печальная история.

Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока наконец не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая птичка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она улетала и возвращалась к гнезду. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку ,а ласточка, видя его в окне, совсе        не боялась подлетать близко.  В конце концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея.

-А что  если мне ее поймать,-подумал Вадик.-Что тут плохого.

Немного подержу ее в руках ,полюбуюсь ,а потом отпущу на волю. И он

Тут же сбегал во двор за длинной палкой.

6.Работа с текстом.

                 -Правильное решение принял Вадик? Почему?

Нацепив на палку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался ласточка ловко облетала сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться ,потому что поймать ласточку ему никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетела к гнезду, он от злости все быстрее размахивал палкой.                                                                                                    И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома.

Тут же стремглав выбежал во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.

Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но

долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.

     Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.  

Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад.

-Зачем я тебя ударил?- шептал он.

-Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это меня, я не хотел.

Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк

Своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя раз                                ными словами и готов был даже бить себя, если бы это помогло ласточ-                                ке и ее птенцам.

- За что! За что я ее так,-думал он.

-Что теперь делать, что будет с птенцами?

Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она на стала ее

Есть, а лишь смотрела через окно на свое гнездо.

Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собствен-

Ной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не

Проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал ис-

Кать в кнаге о птицах, чем питаются ласточки-

= К то знает чем питаются ласточки?(Насекомыми).

Оказалось ,что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго

Ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял

Ей. А половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки                                переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на сле                                дующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть.                                Она поняла , что произошло и уже не смотрела на гнездо. Она лежала

В коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим сломанным                                 крылом. На следующий утро ласточка уже не шевелилась.

Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не

Смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и лю-                                бил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех заботился

О бездомных животных.  Он уже точно знал, что когда он

Вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных

Зверей и животных.

7.Самостоятельная работа в группах.

Каждой группе предлагаю поработать с карточками .На них записаны пословицы. Надо распололожить их в порядке следования событий в рассказе.

Презентация самостоятельной работы.

8. Рефлексия.

     – Вадик был хорошим или плохим человеком? (В жизни всякое может случиться, но только хороший старается исправиться и стать лучше).

- Может ли душа с помощью совести научить добру и исправить человека?

-Вам приходилось когда-нибудь  заботиться о других?

-Что помогает думать о других , а не о себе? (Совесть

9. Задание на дом.  

          Подумайте, как вы можете позаботиться о   бездомных животных и птицах.

                                 Приложение.

  1. Карточка №1.

У него совесть – дырявое решето.

Нечистая совесть спать не даёт.

В ком стыд, в нём и совесть.

Есть слёзы – есть и совесть.

2.Карточка №2

Вырос, а ума не вынес.

Соблазн велик – и совесть молчит.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Добрая совесть любит обличение.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...