«Фикультминутки- как элемент системы оздоровления.»
статья по теме

Садовник Татьяна Борисовна
Роль физкультминуток на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_fizkulminutok.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Фикультминутки- как элемент системы оздоровления.»

 Здоровье -это не все, что надо человеку ,но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

      Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Длительное поддержание статической позы во время общеобразовательных уроков ведет к нарушению осанки, утомлению и расконцентрации внимания. Поэтому для улучшения адаптации к учебной деятельности, профилактики нарушений осанки и сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение активных минут отдыха. С первых дней ребенка  в школе необходимо проводить различные физкультминутки, включающие общеразвивающие упражнения, элементы танцев, музыкальное сопровождение.

    Физиологическим возможностям организма для учеников l-x классов более всего соответствует 35-минуrная продолжительность урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления. Начинается учебный день в начальных классах организованной зарядкой, для того чтобы организму помочь активизироваться, обрести бодрость и восстановить работоспособность.

   Построение учебного дня без учета возрастных особенностей детей  приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года. Паузу на уроке нужно делать тогда, когда педагог почувствует первые признаки утомления у учащихся (отвлекаемость, снижение интереса к предмету). Специального места для физкультминутки не требуются, достаточно чтобы дети не задевали друг друга.

      Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые учителем на уроках, тоже можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.

        Физкультминутка стимулирует учебную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость. Физкультминутка - важное средство самовыражения: учитель лучше может узнать своих учеников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребенком и педагогом, между детьми в ученическом коллективе.

          Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Знание большого количества физкультминуток учителю просто необходимо. И следует пополнять и обновлять этот багаж как можно чаще. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления.

          Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые учителем на уроках, тоже можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.

          Электронные физкультминутки составлены  в соответствии с педагогическими требованиями. Физкультминутка стимулирует учебную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость, помогает  восстановить оперативную работоспособность. Уменьшается утомление и снижается   отрицательного влияние  однообразной рабочей позы. Активизируется   внимания учащихся и повышается   способность к восприятию учебного материала.  Снимается эмоциональное  напряжение .Создается   благоприятный  психологический климат  на уроке.

       Иногда достаточно пошутить, чтобы снять накопившееся напряжение. Не зря говорят: «Хорошая шутка равна физкультминутке». Улыбка, искренний  смех ученика на уроке стоит с позиций здоровье-сбережения- не менее физкультминутки. Это мощный противовес наступающему  утомлению и показатель высокого качества урока, важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта, используемых учителем педагогических  технологий.

           Физкультминутка - важное средство самовыражения: учитель лучше может узнать своих учеников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребенком и педагогом, между детьми в ученическом коллективе. Веселые физминутки - прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения

        Проблема ухудшения зрения в динамике образовательного процесса не представляется новой (среди причин, влияющих на состояние зрения, 21% составляют факторы внутришкольной среды). Несправедливость в том, что глазную патологию чаще приобретают самые усердные и прилежные школьники. В желании помочь таким детям офтальмологи разработали многочисленные подходы, однако существенная часть из них не может быть использована учителями, не имеющими специального медицинского образования. Специально разработана  система  зрительно-двигательных траекторий .Физкультминутки для глаз можно использовать для периодической активизации чувства зрительной, координации. Красочный и интересный материал. Веселые анимашки, прекрасный фон - не только расслабят детские глазки, но и создадут прекрасное настроение на уроке.

      Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

      Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.Физминутка с музыкальным сопровождением. Может быть использована на уроках в 1-4 классе начальной школе для снятия мышечного напряжения.

       Танцевальные физкультминутки  выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов  .

    Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

       Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.

       Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников..

 

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

   2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

   3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

   4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

 

В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Мы создали презентации с разными траекториями по которым движу1. 5-25-я минута — 80%;

         2. 25-35-я минута — 60-40%;

         3. 35—40-я минута — 10%.тся веселые анимационные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»

Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления младших школьников

Несмотря на относительную стабилизацию экономики России, уровень здоровья подрастающего поколения продолжает снижаться.Число абсолютно здоровых детей уменьшилось до 3,3%; количество хронических ...

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

Православная культура русского народа как обязательный элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В основе модели духовно-нравственного воспитания учащихся представлена система работы педагога в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на при...

Группы методов, используемых в воспитательной системе учреждений отдыха и оздоровления детей

      Группы  методов, используемых в воспитательной системе учреждений отдыха и оздоровления детей...