Как написать рабочие учебные программы по предметам начальной школы: практические советы, основанные на опыте работы
методическая разработка по теме

Данная публикация содержит два документа: презентацию "Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения" и  и выдержки из положения о разработке учебных программ. В презентации рассказывается, как  составлялись рабочие учебные программы по предметам начальной школы (преподавание по ФК  и  ФГОС нового поколения): описана нормативно-правовая база, стркутура,  рекомендации по написанию каждого пункта. В документе " В положение о  разработке рабочих  учебных программ" - структура  написания рабочих программ. Осбое внимание уделено  подробному описанию КИМ и НРК. Буду рада, если данные материалы пригодятся коллегам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Структура рабочей программы для  классов,

реализующих федеральный компонент государственного образовательного

 Стандарта (2004г)

Структура Программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы (структура рекомендована для учителей начальных классов):

  • титульный лист (название программы);
  • пояснительная записка;
  • учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.
  • календарно-тематический план реализации рабочей программы
  • требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета содержание тем учебного курса;
  • характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету
  • приложения

Титульный лист (оформляется единый на все предметы, преподаваемые учителем, имеет     грифы  «рассмотрено», «согласовано», «утверждено»)

1 Пояснительная записка

1.1. Наименование рабочей программы.

1.2. Нормативно правовая база (все нормативные документы указаны на едином для всех предметов начальной школы листе, а авторские программы указаны в пояснительных записках к  каждому конкретному учебному предмету).

1.3. Основные цели и задачи предмета.

При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета, характерные для данного года обучения. Цели указываются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). В данном разделе рекомендуется указать количество часов по базисному плану.

1.4. Тематика содержания национально-регионального компонента.

Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета)  и формы проведения:

П.п

Дата

Раздел

Урока

Тема урока

Региональное содержание  изучаемых вопросов

Количество времени

Форма проведения

  1. Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Учебник
  2. Рабочие тетради (если есть)
  3. Хрестоматия (если есть)
  4. и т.д.
  1. Программа
  2. Методическое пособие (авторское или рецензированное автором)

  1. Календарно-тематический план реализации рабочей программы

В  данном разделе указывается содержание предмета: тематическое планирование с  указанием часов на изучение различных разделов и федеральный компонент государственного образовательного стандарта (который в программах 2011-12 учебного  года и ранее был внесен в сетку КТП)

Примерная форма календарно-тематического планирования:

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

НРК (если есть)

Примечание

(практич. часть только для предмета «Окружающий мир»

ЦОР     ИКТ

  1. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. Учащиеся должны:
  • знать/понимать – перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся;
  • уметь  владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для... (предметные и ключевые компетентности).

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету 

В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание критериев  оценивания по предмету.

Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения,  сходная с целью изучения конкретных разделов курса)

Форма КИМ

Кол-во

Тема

Цель проведения

дата

Приложения (В данном разделе на усмотрение педагога могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий,  информационно-коммуникационные средства)

Структура рабочей программы для  классов,

реализующих ФГОС НОО

Структура рабочих программ определена в пункте 19.5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» Стандарта.

Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы.

В пункт 7 «Тематическое планирование» рекомендуется включить название крупных тем, разделов с указанием часов на изучение и кратким содержанием.  Подробное содержание  и основные виды деятельности учащихся рекомендовано указывать в календарно-тематическом планировании в отдельной графе.  Пункт 8 «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» рекомендуется  оформлять  в виде таблицы или в свободной форме (по выбору учителя)

Примерная форма календарно-тематического планирования:


п /п

 Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Содержание урока.

Планируемые результаты  (УУД)

 

Виды деятельности учащихся

Дата

В 1 классах на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13

 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме. Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме:

- физическая культура

 -окружающий мир

- изобразительное искусство

- труд

- музыка

Для проведения уроков  рекомендуется выбрать  разнообразные формы:  урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета,  урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия,  урок-путешествие и другие.

  Формы уроков следует указывать в графе «тема урока»  КТП и в классном журнале в графе «что пройдено на уроке».

В рабочую программу следует включить тематику содержания национально-регионального компонента.

Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета)  и формы проведения:

П.п

Дата

Раздел

Урока

Тема урока

Региональное содержание  изучаемых вопросов

Количество времени

Форма проведения

 В рабочую программу рекомендуется внести характеристику КИМ, может быть предложена следующая форма:

Форма КИМ

Кол-во

Тема

Цель проведения

дата


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения Районное августовское совещание педагогических работников Троицкого муниципального района Подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Бобровская СОШ» Шестокрыл Ю.Ф. 2013год

Слайд 2

Инструктивно- методическое письмо, регулирующее структуру рабочей учебной программы (ФК ГОС) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03 августа 2009г. №103/3431 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» стр. 14 « Рекомендации по разработке рабочих учебных программ представлены в Письме Министерства №103/3404 образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Для учителей начальных классов может быть рекомендован следующий подход к составлению рабочих программ предметов (модулей):

Слайд 3

Пояснительная записка Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Календарно-тематический план реализации рабочей программы Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Слайд 4

Данная структура + коррективы: внесена подробная сетка материала НРК, перестановка графы тематического планирования «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта», добавление критериев оценивания по предметам, Внесена подробная сетка КИМ, Включено приложение.

Слайд 5

Структура РУП (по ФК) Титульный лист (оформляется единый на все предметы, преподаваемые учителем, имеет грифы «рассмотрено», «согласовано», «утверждено») 1 П ояснительная записка 1.1. Наименование рабочей программы. 1.2. Нормативно правовая база (все нормативные документы указаны на едином для всех предметов начальной школы листе, а авторские программы указаны в пояснительных записках к каждому конкретному учебному предмету).

Слайд 6

Пример: нормативная база 2012-13 уч.год Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы ( распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643 и от 24 января 2012 г. № 39) Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области » Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12. 2011г № 2885 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год» Областной базисный учебному план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области 24 февраля 2012 г. № 24 - 370; Программы по учебным предметам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской федерации (приложения 1 – 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 922; Инструктивно - методическое письмо МО и Н Челябинской области от 03августа 2009г.№ 103/3431 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010учебном году» Инструктивно - методическое письмо МО и Н Челябинской области от 10 июля 2012г.№ 24/5135 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013учебном году» Учебный план МКОУ « Бобровская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

Слайд 7

1.3. Основные цели и задачи предмета. При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета, характерные для данного года обучения. Цели указываются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). В данном разделе рекомендуется указать количество часов по базисному плану.

Слайд 8

1.4. Тематика содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведе ния

Слайд 9

2 Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице. Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение Учебник Рабочие тетради (если есть) Хрестоматия (если есть) и т.д. Программа Методическое пособие (авторское или рецензированное автором)

Слайд 10

3 Календарно-тематический план реализации рабочей программы В данном разделе указывается содержание предмета: тематическое планирование с указанием часов на изучение различных разделов и федеральный компонент государственного образовательного стандарта (который в программах 2011-12 учебного года и ранее был внесен в сетку КТП) Примерная форма календарно-тематического планирования: № п / п Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Дата проведения НРК (если есть) Примечание ( практич . часть только для предмета «Окружающий мир» ЦОР ИКТ

Слайд 11

4 Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. Учащиеся должны: знать/понимать – перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для... (предметные и ключевые компетентности).

Слайд 12

5 Характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание критериев оценивания по предмету . Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения, сходная с целью изучения конкретных разделов курса) Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата

Слайд 13

Приложения (В данном разделе на усмотрение педагога могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные средства)

Слайд 14

Инструктивно- методические письма, регулирующее структуру рабочей учебной программы (ФГОС НОО) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2010г. №103/3073 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» ( структура) Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. №103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» (можно внести изменения в КТП + таблицы) Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г. №24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» ( брали нормативные документы, дидактическое обеспечение для НРК) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. №03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (нормативные документы, варианты тематического планирования)

Слайд 15

Структура Структура рабочих программ определена в пункте 19.5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» Стандарта. Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 16

Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы

Слайд 17

В пункт 7 «Тематическое планирование» рекомендуется включить название крупных тем, разделов с указанием часов на изучение и кратким содержанием. Подробное содержание и основные виды деятельности учащихся рекомендовано указывать в календарно-тематическом планировании в отдельной графе. Примерная форма календарно-тематического планирования: № п / п Раздел. Тема урока. Кол-во часов Содержание урока. Планируемые результаты (УУД) Виды деятельности учащихся Дата

Слайд 18

Пункт 8 «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» рекомендуется оформлять в виде таблицы или в свободной форме (по выбору учителя)

Слайд 19

В 1 классах на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме . Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме: - физическая культура- 27 уроков (3часа в неделю – 9недель), -окружающий мир - 5 уроков, - изобразительное искусство – 4 урока. - труд – 4 урока, - музыка – 5 уроков.

Слайд 20

Для проведения уроков рекомендуется выбрать разнообразные формы: урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета, урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия, урок-путешествие и другие. Формы уроков следует указывать в графе «тема урока» КТП и в классном журнале в графе «что пройдено на уроке».

Слайд 21

В рабочую программу следует включить тематику содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведения

Слайд 22

В рабочую программу рекомендуется внести характеристику КИМ, может быть предложена следующая форма: это проверка предметных результатов Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата

Слайд 23

Новое в рабочих программах: В приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. №03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» говорится о системе оценки, описывающей подходы к оценке трех групп результатов: личностных, метапредметных , предметных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативная база для составления рабочей учебной программы по предметам начальной школы

Нормативная база для составления   рабочей учебной программы по предметам начальной школы (реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общег...

Рабочая учебная программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету "Литературное чтение" , с характеристикой КИМов, с описанием НРК, поурочное тематическое планирование по предмету на весь год....

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету "Окружающий мир", с характеристикой КИМов, с описанием НРК....

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» для начальных классов общеобразовательных школ

Рабочая учебная   программа по предмету «Русский язык»  разработана на основе   требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общ...