Образовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Пасынок Юлия Юрьевна

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС

Пасынок Юлия Юрьевна,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.

К началу обучения нами была разработана нормативно-правовая база в соответствии с требованиями ФГОС. С 1 сентября 2011 г. обучение по новым образовательным стандартам начали 269 учащихся.  С этого момента вопросов стало возникать еще больше, чем во время работы над созданием ООП,  и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

 Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося.

В составе основных видов  универсальных  учебных  действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.

Развитие УУД в начальной школе следует рассматривать как процесс, проходящий в три основных этапа.

1 этап – выполнение учебного действия по образцу.  Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Ребенок не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление».  На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Может этот способ назвать (знает, как он называется на общепринятом или специально введенном педагогом для учащихся языке). Знает и выполняет определенную  последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал.  Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить он должен ответить себе на следующие вопросы:

1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (Цель и объекты сравнения)?,

2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения)

3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)

 4. Что я узнал сравнивая объекты? (Вывод).

3 этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Он также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, на основании чего сделать  вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть, на этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях. 

Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.

В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей).

Таким образом, федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать,  «способом обращения» с этим знанием (УУД), в третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Безусловно, что четкая, целенаправленная, организованная система работы в большей степени будет способствовать достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.

Один из них: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?» 

     К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.

Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвели к проблеме создания  программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий. Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга сформированности УУД, являются: ФГОС, Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Функции психолого-педагогического мониторинга:

  1. Диагностическая
  • Определение уровня развития того или иного умения.
  • Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям  и в целом.
  1. Оценочная
  • Описание  критериев эффективности  решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
  1. Контрольная
  •  Описание и определение критериев успешности работы учителя.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Разделы программы:

- Циклограмма мероприятий

- Возрастные особенности развития личностных УУД

- Технологическая карта формирования личностных УУД

- Методики для мониторинга

- Возрастные особенности развития регулятивных УУД

- Технологическая карта формирования регулятивных УУД

- Методики для мониторинга

- Возрастные особенности развития познавательных УУД

- Технологическая карта формирования познавательных УУД

- Методики для мониторинга

- Возрастные особенности развития коммуникативных УУД

- Технологическая карта формирования коммуникативных УУД

- Методики для мониторинга

Содержание программы мониторинга:

  • Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения
  • Технологические карты формирования УУД  у младших школьников
  • Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД
  • КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик
  • КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы
  • Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)
  • Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей   формированию УУД младшего школьника

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября необходимо провести стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно провести диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце апреля  каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в декабре и в апреле.

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в  характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям  и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.

Данная программа мониторинга нами совершенствуется, пополняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

Образовательная технология "Портфолио" как средство реализации ФГОС

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного...

Основная образовательная программа школы как механизм реализации ФГОС

Материал предназначен в помощь заместителям директоров по УВР для составления основной образовательной программы школы....

Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Педагогическая статья содержит подробное описание требованийФГОС НОО, СанПин к  созданию благоприятных условий для адаптации детей в школе, снятия статического напряжения школьников при одновреме...