Использование современных информационных технологий в начальной школе
статья по теме

Ефременкова Елена Владимировна

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ефременкова Е. В. Смоленск.

министерство образования и науки России

Творческий отчет

Использование современных информационных технологий в начальной школе

Выполнила: учитель начальных классов             МОУ СОШ № 40 г. Смоленск Ефременкова Елена Владимировна


оглавление

введение__________________________________________________3

глава 1. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.__________________________________6

 1.1. Что же такое ИКТ?____________________________________6

           1.2. Преимущества использования ИКТ_________________9

Глава 2.  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.____________________________12

2. 1. Использование ИКТ в начальном образовании. __12

2.2. ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ_______________17

2.3. Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы.________________________18

Глава 3.  Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школе._____________________________________19

3.1.  Как я применяю ИКТ на своих уроках?____________19

Заключение._____________________________________________22

         Список литературы______________________________________24

         приложение______________________________________________25


Введение

«Тебе скажут — ты забудешь,

Тебе покажут — ты запомнишь,

Ты сделаешь — ты поймёшь»

Древняя мудрость

Актуальность темы

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была поставлена важная задача: подготовить подрастающего поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные, игровые, самостоятельные потребности обучающихся для развития познавательных процессов индивидуальных качеств.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Изменяется роль учителя в информационной культуре, он становится координатором информационного потока. Формировать информационную культуру необходимо с начальной школы, так как начальная школа – это фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Одной из наиболее действенных технологий является информационно-коммуникативная технология (далее ИКТ).

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности - способствует повышению качества образования.                                

Формированию учебно-информационных умений обучающихся способствует применение информационно-коммуникационной технологии. Здесь мы видим два основных преимущества – качественные и количественные.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесное описание с аудиовизуальным представлением.

Количественные выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объём информации. Вот почему: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».                        

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции), видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Цели:

  1. Обозначить преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах
  2. Использовать компьютерные образовательные технологии на своих уроках.

 Задачи, которые я ставила перед собой:

- создать условия для самореализации и профессионального роста;

- обменяться опытом применения ИКТ на уроках в начальной школе;

- накопить и систематизировать лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.

Глава 1.  Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.

 1.1. Что же такое ИКТ?

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК. А значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1.     принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.     управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.     интерактивность и диалоговый характер обучения

-  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.     оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.     поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.     неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

  1. источник учебной информации;
  2. наглядное пособие;
  3. тренажер;
  4. средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  1. средство подготовки текстов, их хранение;
  2. графический редактор;
  3. средство подготовки выступлений;
  4. вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:  

1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока,  но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат. 

2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.).  

3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. 

6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

1.2. Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно, примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Глава 2.  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2. 1.           Использование ИКТ в начальном образовании.

 За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Грамотное использование возможностей современных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников младших классов; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе:

- интеллектуальное развитие младшего школьника;

- формирование познавательной деятельности, знаний, умений и навыков;

- реализация принципа индивидуальности учебного процесса при сохранении его целостности.

Психофизиологические основы организации работы младших школьников при работе с компьютером:

-  соблюдение гигиенических требований к организации рабочего мета;

-  эргономические требования к компьютеру;

- продолжительность работы   (объем каждого задания должен быть рассчитан на 3-5 минут непрерывной работы за компьютером в 1-2 классе и 5-8 минут в 3-4 классе);

- включению в работу с компьютером должна предшествовать 1,5-2-минутная подготовительная работа, обеспечивающая готовность (подготовку) к новому виду деятельности. Это может быть подготовка рабочего места, приготовление необходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятия удобной позы, включение компьютера и необходимой программы работы;

- соответствие содержания, форм и методов работы возрастным психофизиологическим особенностям развития младших школьников;

- соблюдение требований к развитию ряда познавательных функций;

- соблюдение условий для обеспечения эффективной организации внимания младших школьников при работе с компьютером;

- приемы организации работы с учащимися.

Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  1. совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  2. компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникшихиз-за пропуска уроков);
  3. повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  4. средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  5. ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  6. возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно, применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.

Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Зачастую нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным,  эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в частности компьютера и мультимедийного проектора.

Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах?

1. Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

2. Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.

3. Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения каждым ребенком учебного материала в полном объеме. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. При этом активно работает на уроке большая часть учащихся. Но что делать со школьниками с более высоким, либо низким уровнем мыслительной деятельности, а также пропустившими занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих учащихся может быть применение компьютеров.

4. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

5. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием компьютеров позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Прежде чем применять новые технологии, учитель должен хорошо продумать свой урок. Не следует использовать их только ради интереса и разнообразия урока. Компьютерные обучающие программы должны включать наиболее важные ключевые аспекты темы, соблюдать основные дидактические принципы (систематичности и последовательности, доступности, научности и т.д.). Не следует перегружать учащихся информацией.

2.2. ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Правила проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся; развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. Стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  1. комбинированный урок,
  2. урок – контроль и коррекции,
  3. урок совершенствования знаний и умений

        Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

  1. фронтальная форма
  2. групповая форма
  3. индивидуальная форма обучения

Фронтальная форма. Окружающий мир. Тема «Дикие и домашние животные».

Групповая форма. В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта. Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой.

Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еще и тем, что она служит как диагностикой и как планированием для коррекционной работы, если имеется возможность усадить каждого ребенка за компьютер. Работа длится – 7мин.

2.3. Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы.

1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения; 

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводят с учетом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

        Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
  2. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
  3. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.
  4. Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
  5. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

Глава 3.  Опыт применения уроков

с использованием ИКТ в начальной школе.

3.1.  Как я применяю ИКТ на своих уроках?

Учащихся начальных классов необходимо вовлекать в использование информационных ресурсов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «непроходной» для компьютерных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (часто лучше, чем взрослые), но относится к нему, как к игрушке. И перед педагогом встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открывать мир, а не только игра или печатная машинка. Хорошо, что в начальных классах появилась возможность изучать факультативно курс информатики. Но чаще это становится делом специалиста, а как, же обычный педагог начальных классов – доска, мел, картинки? Нельзя ограничиваться уроком информатики. Я применяю информационные технологии, как на всех уроках, так и во внеклассной работе. Это готовые контрольные работы и разработанные тесты по разным предметам, это игровые упражнения с числами и словами, это демонстрационный, наглядный материал и тому подобное. Проверочные работы на компьютере помогают, как получить объективную оценку знаний и навыков, так и осуществить взаимо- и самопроверку проверку деятельности учащимися.

При разработке плана каждого урока я заранее предусматриваю применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Во время такого этап, как устный счет, орфографическая разминка или краткое повторение изученного, можно предложить индивидуальную работу за компьютером учащимся, пропустившим занятия по болезни, либо тех, кто ещё слабо владеет ЗУН по теме урока с ведущем (сильный ученик класса). Более сильных учащихся привлекать для работы во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

  Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задания пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

        При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты и сопоставлять их; организовывать и выражать свои мысли на бумаге и устно; логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь; открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются, чуть ли не каждый месяц, а значит, растут и наши возможности. Свои уроки я создаю при помощи программы Power Point. В них можно применять анимацию и сложные спецэффекты. Эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательное виртуальное путешествие по «Разнообразию диких и домашних животных».

Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов. Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования такие темы – «Час. Минута. Определение времени по часам», « Длина ломаной», « Периметр многоугольника».

Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

Самыми интересными уроками считаю уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки можно провести в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр. Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Мы проводим классные часы в нетрадиционных формах. ( «Хлеб - всему голова», « Символика РФ»). Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

Заключение.

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Обычно подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс осуществляется с учетом психолого-педагогических условий, в соответствии с которыми учитель корректирует методики, приемы и средства обучения, что способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся.

   Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер.

   Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.

  Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Информатизация начального уровня образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Список литературы

  1.      Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный   процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://firsschool.ucoz.ru/load/1-1-0-2
  5. http://mounoch8.ucoz.ru
  6. http://www.nachalka.com/ikt
  7. http://sch69.narod.ru/nach_shkola.htm
  8. http://www.microsoft.com/Rus/Government/whitepapers/edu/eGov_Edu.mspx
  9. http://www.nic-snail.ru/festival/2009/element.html
  10. http://www.zankov.ru/exp/article=989/

приложение( на диске)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

В статье освещаются  основные современные  информационные технологии, которые можно использовать в начальной школе....

Презентация проекта «Использование современных информационных технологий в начальной школе»

Материал содержит презентацию к проекту «Использование современных информационных технологий  в начальной школе»...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

"Использование современных информационных технологий в начальной школе"

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации....

Применение современных информационных технологий в начальной школе

Уроки, проводимые с использованием информационных технологий, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона учащ...

«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

Тема по самообразованию:«Использование современных информационных технологий в начальной школе»...