«Использование современных информационных технологий в начальной школе»
статья (4 класс) на тему

Яковлева Любовь Васильевна

В статье освещаются  основные современные  информационные технологии, которые можно использовать в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_inform.tekhnologiy.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»                                   п.Первомайский Тамбовской области

Доклад

«Использование современных информационных технологий  в начальной школе»

                                                                              Подготовила Яковлева Л.В.,

                                                                          учитель начальных классов

2013г

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую  роль.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

 Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

     Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

      Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно – ориентированных  методов.  Целью данной методики является  применение различных методов и приемов обучения младших школьников, использование  способов поиска информации в различных источниках, их фиксации с применением схем, знаков, таблиц, символов.

         Задача учителя при обучении разным способам поиска информации – применять их на более обобщенном уровне, а именно:

-активное взаимодействие со сверстниками подчинить достижению общей цели, например, поиску и обработке информации

-умение задавать вопросы преобразовать в умение задавать вопросы учебного, поискового характера

-способность договариваться в умение поддерживать разговор по проблеме исследования

-разговор на интересную тему «превратить» в поисковую беседу

     Целесообразно обучать этому на уроках, используя тексты, таблицы, словари, атласы, энциклопедии. Это экономит время, делает процесс познания интереснее и эффективнее.

Сейчас для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК  предусмотрены учебные словари: - Толковый словарь, Фразеологический словарь(словарь устойчивых выражений), Орфографический словарь(словарь «Пиши правильно»), Орфоэпический словарь(словарь «Произноси правильно»). Это даёт возможность показать обучающимся разнообразие словарей и их возможности.

           Использование разнообразных словарей обусловлено ещё и тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским языком, с большим количеством логопедических проблем. Одновременно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе ставится задача привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами – синонимами, и словами – антонимами, явлением многозначности, дать понятия «новых» и «устаревших» слов.

Одним из обязательных учебных пособий по предмету «Окружающий мир», являются атласы, которые, как следует из названия, являются собранием географических или исторических карт. Карта – это источник информации. Следовательно, задача учителя – научить ученика понимать язык карты, трансформировать увиденную на ней информацию в новые знания. Для этого младшему школьнику необходимо научиться понимать условные знаки карты   Очень интересно работать с атласом –определителем  «От земли до неба». Можно работать с печатной версией, но её не просто купить и дорого, а можно скачать с Интернета или работать on- line.

 Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

      Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

     В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • Создание презентаций к уроку.
  • Работа с ресурсами Интернета.
  • Использование готовых обучающих программ.
  • Разработка и использование собственных авторских программ.
  • Создание презентаций к урокам.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

     Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Сегодня  многие издательства предлагают  различные виды электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания. Эти пособия предназначены для учителей, учащихся, а также их родителей.  Например, детские энциклопедии “Кирилл и Мефодий”.

В ней представлен материал по всем предметам курса начальной школы.

Установочная программа «Перволого» позволяет выполнять проекты ребёнку, ещё не умеющему читать. Это пока единственная программа.

Использование ресурсов Интернета

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационной технологией обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. “Умник”:-сайт для учителей начальных классов. Здесь представлены: материалы по всем предметам, нестандартные и очень оригинальные игры, опыты.  Они помогут учителю сделать любой урок развивающим. Такие ресурсы как Телешкола и i-школа  предлагают очень интересные разработки уроков для всех классов и по всем предметам. Но войти в них можно только, получив доступ.

Можно создать виртуальную классную комнату, в которой дети могут выполнять  коллективную работу.

 Использовать сервис  WikiWall - это виртуальная страница стенгазеты. На ней очень интересно выполнять проекты.

В последние годы широкое распространение в школах получил так называемый метод проектов.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе.

Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем.

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Интерактивная доска.

Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска - это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

  Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение  компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

     Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Использование современных технологий в начальной школе

Моделирование уроков в различных технологиях- дело не простое ,но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулироват...

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"...

Статья "Использование современных технологий в начальной школе"

Статья о современных технологиях в начальной школе....

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...