"В поисках карандаша и линейки"
методическая разработка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение № 54
Разработка открытого занятия
по теме самообразования:
«В поисках Линейки и Карандаша»
во 2 Г классе
Выполнила:
Петухова А. В.,
учитель начальных классов
Дата проведения:
_19 марта 2007 года
Тольятти, 2007
Цель: совершенствовать знания учащихся в области наглядной геометрии.
Задачи.
Образовательная: способствовать формированию обобщенных представлений детей о понятиях «многоугольник», «квадрат», «прямоугольник», «периметр многоугольника».
Воспитательная: развивать логическое мышление, наглядно – образное мышление, внимание, самостоятельность.
Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение находить периметр многоугольник, развивать мелкую моторику рук, речь учащихся.
Наглядность: карточки «многоугольники», изображение океана, кроссворд, карточки с изображением героев урока.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром мне пришло письмо! Я еще пока не знаю, от кого это письмо. Давайте его прочитаем! Сейчас его вам прочитает Татьяна.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Карандаш и Линейка! Три дня назад нас похитили Пираты. Они связали нас, закрыли нам глаза и увезли на какой – то остров. Пожалуйста, спасите нас. Нам здесь очень холодно и голодно.
Будьте осторожны и внимательны, на пути очень много опасностей. Но Вам помогут Ваши знания!
Карандаш и Линейка.
- Ну, что, ребята, поможем Карандашу и Линейке? (Да.)
- Тогда собираемся в путь!
- В нашем путешествии мы не только спасем Карандаша и Линейку, но и вспомним, какие существуют геометрические фигуры; вспомним, как находить периметр многоугольников; отработаем способы штриховки геометрических фигур; а также будем упражняться в построении танграмма.
- Что мы будем делать для достижения нашей цели?
( Мы будем смелыми, мы будем отважными, мы будем внимательными, мы будем активными, мы будем сообразительными.)
- Чтобы наши глаза были зоркими, чтобы наши руки крепко держали штурвал корабля давайте выполним разминку.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:
Полет бабочки
Самая дальняя точка
- Найдите в окне самую дальнюю точку, а теперь резко посмотрите на свою ладонь. (Повторить упражнение 3 раза)
Буратино
- Закройте глаза и посмотрите на кончик своего носа. Пока я медленно считаю от 1 до 8, представьте, что ваш носик начинает расти, продолжайте с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Теперь, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, следите за уменьшением носика.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ:
Апельсин
Мы делили апельсин.
(Дети показывают апельсин - пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка…кожура.
Разбегайтесь кто куда. Он сердит на нас - беда!
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)
Бинокли
Составление из пальцев овалов.
(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)
_____________________________________________________________________________
( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)
- Ну что ж, мы полностью готовы к путешествию. Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:
Алый кораблик, волшебный кораблик
Вдаль скорей нас неси.
Алый кораблик, волшебный кораблик
Что ждет нас на нашем пути?
( Открывается доска, а на ней нарисован океан, название которого предстоит отгадать. Известно только первое слово «Занимательная»)
(Музыка прерывается)
- Откройте глаза. Посмотрите, вокруг нас океан. Интересно, что это за океан. Известно только первое слово из названия океана. Прочитайте его. А второе слово нам нужно отгадать.
- Ой, посмотрите к нашему кораблю подплыл дельфин.
- Здравствуй, дельфин. Ребята, дельфин приготовил нам кроссворд, отгадав который мы с вами сможем узнать второе слово из названия океана, по которому плывем.
- Надо отгадать слова, которые называют данные геометрические явления. Давайте отгадаем их.
(По мере отгадывания слов, карточки с этими словами вывешиваются на доске.)
- Прочитайте слово, которое получилось на желтом фоне. (Геометрия.)
- Так как же называется океан, по которому мы путешествуем. (Занимательная геометрия.)
- Теперь мы знаем, по какому океану путешествуем. Все задания и трудности будут связаны с геометрией.
- Ну что нам пора дальше. Нас ждут Карандаш и Линейка.
________________________________________________________________________________
( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)
Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:
Алый кораблик, волшебный кораблик
Вдаль скорей нас неси.
Алый кораблик, волшебный кораблик
Чей остров на нашем пути?
( В океане «Занимательная геометрия» появляется остров Цветов.)
- Откройте глаза. Посмотрите, перед нами остров цветов. Нас встречает Цветик – семицветик.
- Здравствуй, Цветик – семицветик.
- Знаете, ребята, он говорит, что мы ему очень понравились, но наш корабль очень мрачный. Цветик – семицветик предлагает нам его заштриховать так, как показано на доске. У вас на листке нарисован кораблик, заштрихуйте его. (Двое, выполнившие первыми задание, идут к доске и выполняют штриховку на рисунке.)
- Ну вот, теперь наш кораблик выглядит лучше, можно отправляться дальше в путь.
- Спасибо тебе большое, Цветик – семицветик.
_____________________________________________________________________________
( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)
Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:
Алый кораблик, волшебный кораблик
Вдаль скорей нас неси.
Алый кораблик, волшебный кораблик
Что ждет нас на нашем пути?
( В океане «Занимательная геометрия» появляется гавань затопленных кораблей.)
- Откройте глаза. Посмотрите, перед нами гавань затопленных кораблей, их разорили Пираты. Давайте поможем им выплыть, построив их в ряд. Один человек работает у доски, а остальные у себя в листочках.
- От работы отступите 6 клеточек вниз. Поставьте точку в левом нижнем углу. 3 клетки вправо. 1 клетка по диагонали вверх влево. 1 клетка вправо. 1 клетка вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вниз. 1 клетка вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка вправо. 2 клетки вниз. 1 клетка вправо. 1 клетка по диагонали вниз влево. 3 клетки вправо. А теперь самостоятельно продолжите ряд корабликов. Вот они и встали в ряд. Теперь им легче выбраться каждому на свой путь. В помощь нам, один из капитанов указал на остров Маркизы Леопольдовны, которая кое что знает о судьбе Линейки и Карандаша.
- Ребята, нам пора, мы уже опаздываем.
_____________________________________________________________________________
( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)
Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:
Алый кораблик, волшебный кораблик
Вдаль скорей нас неси.
Алый кораблик, волшебный кораблик
Что ждет нас на нашем пути?
( В океане «Занимательная геометрия» появляется Кошачий остров.)
- Здравствуй, кошка Маркиза Леопольдовна. Вы знаете , ребята. Она думает, что она самая красивая кошка на острове. Поэтому Маркиза Леопольдовна хочет, чтобы мы составили ее образ из мозаики. (Один учащийся составляет у доски, а остальные на своих рабочих местах.)
- Ребята, Маркизе Леопольдовне очень понравились ваши танграммы, где Пираты держат Карандаша и Линейку.
- Ребята это место находится совсем недалеко, на берегу, в пещере Одноглазого Джо.
А теперь давайте встанем и дойдем до этой пещеры.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
«Упражнения животных»
- Пока мы идем, на нашем пути встретятся много животных. Давайте немножечко подразним их.
1. «Жираф» – голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
2. «Осьминог» – круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
3. «Птица» – руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
4. «Обезьяна» – наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.
5. «Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
6. «Аист» – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
7. «Кошка» – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Ну вот мы и пришли. Но Пират не хочет отдавать Карандаш и Линейку. Они нужны ему самому.
- Ребята, а зачем нужны Карандаш и Линейка? ( Карандаш и линейка нужны для того, чтобы чертить, измерять, строить геометрические фигуры.)
- Пират хочет испытать нас геометрическими задачами. Ну что, ребята, решим их? (Да.)
( Найти периметры разных геометричеких фигур?)
- Молодцы, ребята! Карандаш и Линейка спасены! Мы забираем их с собой. А теперь нам пора возвращаться.
(Над океаном вывешивается яркое солнце.)
( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)
- Посмотрите, какое яркое солнце светит.
- А вам понравилось наше путешествие?
- А что именно вам понравилось?
- Что нового вы узнали?
- У Вас на столах лежат солнышки. Если вам понравилось наше путешествие, то подарите солнышку веселую улыбку. А если нет, то нарисуйте грустное лицо.
(Учащиеся рисуют, играет музыка для релаксации «Мягкий песок»)
- Кто закончил рисовать, давайте в память о нашем путешествии наклеим солнышки на окно.
(Дети наклеивают солнышки на окно.)
- А сейчас наше путешествие закончено. Спасибо Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Как выбрать цветные карандаши и фломастеры.
Данный материал будет полезен, как для педагогов различных учреждений, так и для родителей....
Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"
Тема: «Зимние зарисовки»Цели:- развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;- расширение методов познания окружающей их действительности;- формирование культу...
Сказки простого карандаша.Принцесса Чашка и Принц Графин.
Творческая работа...
Мастер-карандаш, или такой непростой «простой» карандаш (исследовательский проект)
Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи маркировки простого карандаша и типом штриха на рисунке. Задачи:Собрать и систематизировать достоверную и полную информацию об истории появления и ...
Конспект урока по технологии на тему:" Линейка. Операции, выполняемые линейкой."
Аппликация выполняемая при помощи линейки...
Линейка. Навыки работы с линейкой
Как родителям научить пользоваться ребёнка линейкой...