Картинный план урока
методическая разработка по теме
Данная разработка поможет учителю в работе над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartinnyy_plan.rar | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.
Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.
В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность, контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.
Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.
К регулятивным действиям относятся:
-целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценивание;
-саморегуляция;
Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.
В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:
-определять и формулировать цель деятельности;
-составлять план действий по решению проблемы;
-осуществлять действия по реализации плана, если надо - корректировать;
-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.
В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.
Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.
К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.
Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.
Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней – одно удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 4 классе "Зона субтропиков.Черноморское побережье Кавказа"+ план урока
План урока и презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.
Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...
план урока по окружающему миру Тема урока: «Насекомые» 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Класс: 1 Проблема исследования: Пауки – это насекомые? Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследо...
План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Картина-портрет . Урок 3 класс. ИЗо
Презентация к уроку...
сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения». Цель: Учить...