Картинный план урока
методическая разработка по теме

Миллер Светлана Вениаминовна

Данная разработка поможет учителю в работе над формированием регулятивных универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinnyy_plan.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.

      Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики  должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.

     В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность,  контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.

Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

    В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В состав основных видов УУД  входит и регулятивный блок УУД.

К регулятивным действиям относятся:

-целеполагание;

-планирование;

-прогнозирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценивание;

-саморегуляция;

   Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.

       В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:

-определять и формулировать цель деятельности;

-составлять план действий по решению проблемы;

-осуществлять действия по реализации плана, если надо - корректировать;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

   Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то  во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А  в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.

   В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.

   Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.

   К концу 1 четверти  в начале  каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.

   Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить  и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.

   Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием  регулятивных универсальных учебных действий.

   Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней – одно удовольствие.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 4 классе "Зона субтропиков.Черноморское побережье Кавказа"+ план урока

План урока и презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

план урока по окружающему миру Тема урока: «Насекомые» 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Класс: 1 Проблема исследования: Пауки – это насекомые? Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследо...

План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...