ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал на тему
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_orfograficheskiy_rezhim.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
- Ведущий учитель начальных классов:
- формирует у учащихся; представление о богатстве русской речи, регулярно обучая нормам литературного языка;
- уделяет особое внимание всем формам письменной речи как новой и более трудной для младших школьников. Следит за ведением тетрадей, единообразием надписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставляет без исправления орфографические и пунктуационные ошибки;
- предусматривает при планировании любого вида работы развитие связной речи и обучение выразительному чтению;
- использует все формы внеклассной работы в деле совершенствования речевой культуры.
1.2. Учителя - предметники, ведущие в начальных классах:
- учитывая, что в начальной школе закладываются основы грамоты и речевой культуры, не допускают в своей речи неточности в формулировках и выборе слов;
- активно используют выразительное чтение вслух как средство эмоционального и логического осмысления текста;
- грамотно, разборчивым почерком оформляют все виды записей: на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся и т.п.
- настойчиво учат младших школьников самостоятельной работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, тематическим каталогом;
- систематически проводят работу по обогащению словарного запаса учащихся терминологией изучаемого предмета.
1.3. Учащиеся начальной школы должны уметь:
- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и. выводы);
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываний;
- строить высказывания в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, классном часе, экскурсии, в походе и т.д.)
- отвечать громко, четко, с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Любое высказывание младшего школьника в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая логику и речевое оформление.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
- правила произношения и ударения;
- правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
- правила образования и изменения слов, а также образование словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
- правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием эмоционально окрашенных средств речи.
Для совершенствования речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь говорящего, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.
1.4. Преподавание отдельных предметов.
Русский язык и чтение.
Исходим из того, что:
- во-первых, языковое образование школьника - это процесс познавательной деятельности, направленный на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности;
- во-вторых, результат языкового образования - это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.
На уроках русского языка и чтения учитель должен:
- обеспечивать культуру речевого поведения (общения);
- при работе над языковым материалом добиваться уяснения логики высказываний;
- создавать простор для самовыражения каждым учеником;
- совершенствовать умения учащихся в правильном употреблении терминов и специфических выражений;
- уделять особое внимание правильности передачи основного содержания текста учащимися.
Математика.
На уроках математики важно постоянно следить за развитием математической речи учащихся:
- математически грамотным чтением условий арифметических задач и разнообразных математических выражений;
- правильным употреблением числительных, как в устной, так и в письменной речи;
- уместным употреблением математических терминов, чему в немалой степени способствует периодическое проведение терминологических диктантов.
На всех уроках следует добиваться обстоятельных доказательных ответов, никогда не отказываться от их обсуждения.
2. ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ТЕТРАДЯХ
2.1. Русский язык.
- С целью создания у учащихся 1 класса ситуации успеха на уроках обучения письму учащиеся пишут простым карандашом в прописях. По усмотрению учителя, часть упражнений в обычных тетрадях может быть выполнена тоже карандашом.
- Запись в тетрадях начинать с самой верхней линии.
- В период обучения грамоте дата записывается учителем: число и месяц цифрами. В дальнейшем учащиеся сами записывают число – цифрами, месяц – словом, и только с четвертого класса число и месяц записывают словами.
- Каждый вид работы выполняется с красной строки.
- Пропуск между видами заданий в классной (домашней) работе не допускается. Слово «упражнение» при выполнении соответствующего задания пишется.
- Между классной и домашней работами пропускаются 2 строки.
- Подчеркивание и выделение орфограмм в 1-4 классах осуществляется простым карандашом или ручкой с зеленой (или синей) пастой.
- В течение года ведутся две рабочие тетради по русскому языку и со 2-го класса вводятся отдельные тетради для контрольных работ и для творческих работ.
- Ошибки, допущенные учащимися в рабочих тетрадях, зачеркиваются и исправляются учителем.
- Отметка за работу (с момента ее введения) ставится справа, высотой в рабочую строку. В рабочих тетрадях допускаются оценочные суждения, сделанные учителем, начиная с 1 класса.
2.2. Математика.
- При записи на новой странице отступ: сверху, справа, слева – 1 полная клетка, внизу не дописывается 1 полная клетка.
- Число (дата) пишется арабскими цифрами, месяц прописью. В период обучения грамоте дата записывается учителем посередине строки. В дальнейшем учащиеся сами записывают дату.
- Между строками пропускается 1 клетка.
- Поля проводятся простым карандашом на 4 полные клетки.
- Между работами (классной и домашней) пропускается 4 клетки.
- В письменных работах слово «Задача» пишется посередине строки без значка, обозначающего номер, например: «Задача 44». В 1 классе примеры оформляются порядковым номером задания (без слова «примеры» и знака №); со второго класса допускается введение знака №. Слово «примеры» в начальной школе не пишется.
- Между столбиками примеров пропускаются 4 клетки,.
- В течение года ведутся две рабочие тетради и с 2-го класса тетрадь для контрольных работ.
- Отметки за работу (с момента введения) ставятся справа, высотой в 1 клетку.
Примечания:
- В 1 классе по всем предметам необходимо использовать положительную оценочную характеристику. Не следует применять какие-либо знаки, заменяющие отметку (звездочки, цветочки, другие символы).
- Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку и математике, проводится систематически. Слова «Работа над ошибками» пишутся на следующей строке после отметки.
- Исправлять ошибки нужно следующим образом:
- неверно написанную букву (цифру) или пунктуационный знак необходимо зачеркнуть косой линией, часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого учителем делается правильная запись;
- ошибки, исправленные учениками, зачеркиваются ручкой, и сверху делается правильная запись.
- Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются, как это отмечено выше, в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, и поэтому слова "контрольная работа" не пишутся. В тетрадях по русскому языку записывается вид работы: диктант, изложение, сочинение. То же относится и к обозначению кратковременных контрольных работ, выполняемых в обычных тетрадях.
- ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ ТЕТРАДИ
Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:
Тетрадь Тетрадь
для работ для работ
по русскому языку по математике
ученика (цы) 2 класса «А» ученика (цы) 2 класса «А»
МАОУ СО школы №12
МАОУ СО школы №12 ст. Михайловской ст. Михайловской Петровой Елены Петровой Елены
- ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКОВ.
- Ученик сам заполняет лицевую сторону обложки дневника, записывает названия предметов, Ф.И.О. преподавателей, расписание, звонков, уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Записи в дневниках (оценки, подписи) оформляются учителем фиолетовой пастой.
- Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница, которая обязательно заполняется.
- Ученик ежедневно записывает в дневнике расписание уроков, а домашние задания отмечает в графах того дня, на который они делаются; в период каникул в дневнике фиксируются планы внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Родители обязаны систематически просматривать, подписывая дневник.
- Сведения об успеваемости ученика заполняются в дневнике в течение всего учебного года.
- Учитель осуществляет систематический контроль за ведением дневников и принимает меры к устранению недостатков и небрежности в их оформлении.
5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
- Классный журнал – государственный нормативно-правовой документ, ведение которого обязательно для каждого учителя.
- Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений.
- Оформление страницы «Оглавление»:
- Названия предметов записываются согласно утвержденного базисного учебного плана.
- Курсы вариативной части учебного плана записываются в соответствующей образовательной области.
- Ведение предметной страницы:
- Наименование предмета пишется со строчной буквы.
- Фамилия, имя, отчество учителя, ведущего предмет, пишется полностью.
- В списке обучающихся в алфавитном порядке указываются полностью фамилии и имена.
- В случае выбытия учащегося напротив его фамилии делается запись: « выбыл(а) с …(дата выбытия)». В дальнейшем в список обучающихся он не вносится.
- Учитель обязан систематически проверять, оценивать знания учащихся, используя отметочную систему, начиная с 3-го класса. Отсутствующие отмечаются буквой «н» ежеурочно, общее количество пропусков в конце четверти вносится в сводную ведомость.
- Текущие отметки следующей четверти (полугодия) выставляются без пропуска одной клетки после итоговых четвертных (полугодовых) отметок.
- На левой странице журнала ежеурочно выставляется дата. В клетках для отметок может быть записан только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, Н. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается. Отметки за контрольные письменные работы выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа. Выставление двух отметок через дробную черту в одной клетке за одну работу допускается только после проведения диктанта с грамматическим заданием. Отметка за творческую работу (изложение и сочинение) выставляется одна, в соответствии с датой проведения данного вида работы.
- Итоговые отметки за каждую четверть выставляются после записи последнего урока по данному предмету, не пропуская клеточки и не отделяя их вертикальной чертой.
- Темы проводимых занятий записываются согласно календарно-тематическому планированию. Не составляет исключение и адаптационный период обучения в первом классе, когда четвертый урок проводится в нетрадиционной форме. При записи темы урока в журнале следует отмечать нетрадиционные формы его проведения, например: урок – экскурсия, урок – путешествие т.д. Название одного урока не должно занимать более одной графы.
- Все страницы журнала заполняются учителем в соответствии с указаниями к ведению классного журнала в 1-4 классах, имеющимися в журнале.
Методические рекомендации подготовили
Е.Н.Еременко, зав.каф.НО,
О.А.Кирюхин, Э.Н.Боброва, ст.преподаватели кафедры НО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс.
Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс. Информация для родителей....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу 2 класса учащиеся должны знать:¨природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные ...
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Умения, которые приобретает ребенок после окончания 1 класса...
Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 1 класс ( разработка)
Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 1 класс...
Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 2 класс ( разработка)
Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 2 класс...
Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 3 класс (разработка)
Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 3 класс...