Компетентностные задачки для младших школьников
методическая разработка по теме

 Смирнова Наталья Анатольевна

Решение компетентностных задач даёт возможность детям через включение их в активную деятельность почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptichya_stolovaya_.doc48 КБ
Microsoft Office document icon ptichki_nevelichki_3-4_kl_.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Птичья столовая

(командный тур)

Смирнова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Десятовская ООШ»

Запорошенные снегом, тихие и сонные стоят леса и сады зимой. Не слышно в них весёлого щебетания, да и самих птиц поубавилось: многие улетают в южные края. Там тепло и сытно.

         А тем птицам, которые остаются зимовать с нами, приходится нелегко: как найти пищу, если всё покрыто снегом? И не от морозов гибнут пернатые в холода, а от голода.

Не случайно в предзимье возле наших жилищ появляются такие лесные обитатели, как синицы, снегири и даже поползни, надеясь найти какую-нибудь пищу. Ребята, а мы можем как-то помочь пернатым друзьям? Да, мы можем смастерить для них кормушки.

Птичьи столовые могут быть самой разнообразной конструкции: ведь важнее не то, как они устроены – главное, чтобы в них был корм, причём постоянно. 

«Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо… 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну». 

Итак, ребята,  вам предстоит решить задачу:

  1. пофантазировав, сконструировать птичью столовую из  подручного материала, составьте «меню» для посетителей  и представить свою работу экспертам;
  2. на работу отводится  30 минут; за 2 минуты до окончания времени вы услышите звуковой сигнал.

Желаем вам творческих успехов!

КЛЮЧ К ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ:

Критерии оценивания

Баллы

Ход работы

Удержание цели задания всеми участниками группы при разновозрастном взаимодействии

0

1

2

Эмоциональное принятие членами команды друг друга

0

1

2

Высказывание версий всеми участниками группы при разновозрастном взаимодействии

0

1

2

Умение проявить творческий подход к решению задачи

0

1

2

Совместное принятие решений

0

1

2

Итого баллов

0 баллов – не проявлено;

1 балл – проявлено частично;

2 балла – проявлено полностью

Решение задачи

Баллы

0

1

2

Кормушка построена

Проявлена фантазия, продумано крепление.  

Проявлены фантазия, оригинальность, творческий подход, продумано крепление. Работа выполнена аккуратно

В меню входят крупы, семечки  подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни, зерно, несоленое сало, мясо, творог

Количество баллов соответствует количеству «продуктов» в меню

Презентация

Логичная

Логичная, оригинальная

Итого баллов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЮ:

Предмет: технология, окружающий мир

Класс: 1-4

Программа: любая

Литература: «Юный натуралист» №1, 2002г

Материалы: коробка из-под сока 2л, пластиковые бутылки из-под воды 2л,  5л,

верёвка(1м -1,5м), коробка из-под конфет, ножницы, степлер.  

 

Общая характеристика задания:

1. В процессе решения задачи у детей обогащается трудовой опыт, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

  1. составление плана и определение последовательности действий;
  2.  моделирование предполагаемого продукта деятельности.

Задача  направлена на проверку коммуникативной, социально-трудовой компетенции, а именно:

- доносить свою позицию до других;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- уметь договориться, распределять, планировать работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
- понимать точку зрения другого, координировать разные точки зрения и достигать общего результата;

- наблюдать, делать самостоятельные выводы на основе обобщения полученных знаний.

Пути решения данной задачи могут быть использованы детьми в их дальнейшей жизнедеятельности.



Предварительный просмотр:

Птички – невелички

Смирнова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Десятовская ООШ»

Какая птичка имеет свой персональный праздник? Вездесущая синичка.

Глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пестрые, нарядные птицы. Этих бойких жизнерадостных пичужек, которых даже считают вестницами добра, знают все. Как радуют их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!» или «Синь-синь!»                                                                                                                                

Издревле 12 ноября отмечается «Синичкин день». Считается, что именно в эти дни синицы перебираются поближе к человеку, чтобы получить пропитание в холодные зимние дни, когда их естественного корма становится мало. На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей. Крестьяне надеялись, что прикормленные зимой синички могут и на лето остаться в садах, став их надежными защитниками от гусениц.

Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит», «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает», «Синица - счастья синяя птица». Традиционно в «Синичкин день» вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Самая крупная из них - большая синица. По сравнению со своими сестрами действительно большая, по сравнению с другими птицами - не такая уж большая (весит граммов 20). Её чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Прилетает птица к людям не от хорошей жизни: трудно, голодно в лесу в это время. Часть синичек остается в лесу, а часть прилетает к человеческому жилью: тут легче прожить, добыть еду. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами вместе с воробьями рады каждой крошке хлеба ( только белого), ржаной хлеб птицам противопоказан: он плохо переваривается, а в морозную погоду это опасно, поскольку может привести к гибели наших крылатых друзей. Кормить их можно крупами, семечками  подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни, зерном, несоленым салом и даже мясом.

Синицы многодетны: 10-14 яичек для них не редкость. Насиживает самка, самец ее подкармливает. А птенцов выкармливают оба. Сначала кормят только соком раздавленных насекомых, затем мелкими шестиногими и паучками и уже в конце выкармливания дают то, что им придется есть в дальнейшем.

Подросшие птенцы синиц далеко не улетают, а к осени объединяются вместе с родителями и другими семьями в маленькие стайки из нескольких десятков птиц. Такими стайками они будут кочевать по лесу, кстати, в стаях могут быть синицы и других видов, и поползни, и пищухи. Немногие доживут до весны. И очень жаль, большие синицы - полезные птицы. Летом, весной, осенью они уничтожают множество насекомых, кормя птенцов, они подлетают к гнезду раз по 400 в день (а выкармливают две недели и имеют по две кладки за лето). Подросшие птенцы (их в двух выводках может быть двадцать и даже тридцать) тоже не страдают отсутствием аппетита. Подсчитано, что пара синиц (с выводками) может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.

Насекомыми питается и синица московка, или чёрная синица, - это самая маленькая из живущих в Европе синичек (вес ее не более 10 граммов).

На яйцах сидит самка, а самец заботливо ухаживает за ней - кормит ее чуть ли не каждый час. Кормит он ее и тогда, когда вылупляются птенцы. Первые дни самка не оставляет их, постоянно греет. Затем в течение 20 дней оба родителя раз по 300 прилетают к гнезду ежедневно, приносят своим птенцам еду.

Рядом с жильем чаще всего появляется большая синица, реже - гаички, лазоревки, хохлатые, длиннохвостые  и московки. У синиц много народных названий, связанных с их привычками и внешним видом: мисики, сальнички, вертушки, старчики, кузьки, кузнечики, большаки (все это о большой синице), гренадёрки (хохлатая синица), ополовнички (длиннохвостая синица). Если хотите, чтобы у вас в саду летом поселились синицы, стоит с осени развесить кормушки, а также дуплянки, в которых птицы будут ночевать в холода. Домики из досок, типа скворечников, синицы недолюбливают. Привыкнув же за зиму к дуплянкам, могут охотно поселиться в них летом. Помогите синицам пережить холодную зиму, и летом они отблагодарят вас сторицей.

Задание 1

 За что синичка получила своё имя?

Задание 2

Соберите  пословицы:

Покорми синицу зимой,                                    Бойкая синичка -                                                                                                      

сада защитница                                          

Хлопотунья синица -                      вспомнит тебя весной

  воробью сестричка

Задание 3

Сколько раз подлетают к гнезду самые маленькие синицы-родители, пока выкормят своих птенцов?

Задание 4

По фотографиям определите, кто из синичек лазоревка, большая синица, гренадёрка, московка, длиннохвостая синица, буроголовая  гаичка.






Задание 5

Каких синичек и за что в народе называют:

Хохлатая  _______________________________________________________________

Половничек _____________________________________________________________

Пухляк_________________________________________________________________

Большак или кузнечик____________________________________________________

Задание 6

Что всего страшнее для синичек и других птичек зимой?  

Придумайте и нарисуйте листовку с призывом о помощи птицам.

КЛЮЧ К ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ

Критерии оценивания

Баллы

Ход работы

Анализ условия задачи через прочтение и уточнение данных, понимание целей задания всеми участниками группы)

0

1

2

Умение провести исследование, анализируя текст

Умение владеть общелогическими операциями (синтез, анализ, сравнение, сопоставление)

Умение проявлять творческий подход к решению задачи.

Эмоциональное принятие членами команды друг друга

0

1

2

Совместное принятие решений

Удержание цели задания всеми участниками группы при разновозрастном взаимодействии

0

1

2

Высказывание версий всеми участниками группы

0

1

2

Умение слушать других

0

1

2

Итого баллов

0 баллов – не проявлено;

1 балл – проявлено частично;

2 балла – проявлено полностью

Решение задачи

Ключ к оценке ответов:

Комментарии к заданиям

Баллы

0

1

2

Задание 1  

не выполнено или выполнено не верно

выполнено верно

выполнено правильно, присутствует полная аргументация.

Задание 2

количество баллов соответствует количеству

верных ответов

Задание 3

0

1

2

Задание 4

0

количество баллов соответствует

количеству верных ответов

Задание 5

0

количество баллов соответствует

количеству верных ответов

Задание 6

0

1

2

Культура подачи материала

Итого баллов

За каждое выполненное задание обучающиеся могут получить:

0 баллов – задание не выполнено или выполнено не верно;

1 балл- задание выполнено верно;

2 балла – задание выполнено правильно, творчески, присутствует полная аргументация.

Общая оценка задачи определяется путём суммирования баллов, набранных за каждое задание

Правильные ответы к заданиям.

Задание 1

Имя своё синичка  получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь! Синь-синь!»

Задание 2

Покорми синицу зимой,  вспомнит тебя весной.

 Бойкая синичка -   воробью сестричка.                                                                                                  

Хлопотунья синица -   сада защитница.                                                                

Задание 3

12000 раз, так как 300х20х2

Задание 4

 По фотографиям определите, кто из синичек лазоревка, большая синица, гренадёрка, московка, длиннохвостая синица, буроголовая  гаичка.


большая синица


буроголовая  гаичка


московка


длиннохвостая синица


гренадёрка

лазоревка

Задание 5

В народе называют:

Хохлатая  _-гренадёрку, за хохолок на голове

Половничек _- длиннохвостую синицу, её вытянутый хвост и впрямь делает синицу похожей на ополовник - ложку с вытянутой ручкой

Пухляк_-_гаичку, она похожа на дымчатый пуховой шарик 

Большак  - большую синицу, за её размер

Задание 6

Голод страшнее всего для синичек и других птичек зимой.  

Придумайте и нарисуйте листовку с призывом о помощи птицам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Предмет: окружающий мир, экология, математика

Класс: 3-4

Программа: любая

Литература:  информация с сайта о синицах «Лучше синица в руках…» 

Общая характеристика задания:

Задача построена на основе научно-популярного текста. Используются различные виды информации: текст, фотографии.

В процессе решения задачи  обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

  1. чтение научно-популярного текста;
  2. поиск информации в разных частях текста;
  3. выбор обоснования своего решения с использованием информации из текста;
  4. моделирование предполагаемого продукта деятельности.

Задача  направлена на проверку коммуникативной, учебно-познавательной компетенций, а именно:

  1. сотрудничать в совместном решении проблемы;
  2. доносить свою позицию до других;
  3. слушать и понимать речь других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  4. отбирать необходимую для выполнения  задачи информацию из предложенных;
  5. наблюдать, делать самостоятельные выводы на основе обобщения полученных знаний;
  6. моделировать предполагаемый продукт деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Выступление по теме: «Формирование компетентностного подхода у младших школьников»

Выступление  на круглом столе по теме:«Формирование компетентностного подхода у младших школьников»...

Задачки в стихах для младших школьников

Для выработки вычислительных навыков малдших школьников...

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Компетентностная задача для младших школьников

Задача построена на основе публицистического текста. В процессе решения задачи такого типа, обучающиеся должны осуществить следующие виды деятельности:- Работа с избыточностью информации;- Работа с те...