Информационный проект «Олимпийские игры - история и современность»
методическая разработка (4 класс) по теме

Куклина Евгения Владимировна

 

Тема данного проекта приурочена  к проведению  в России XXII Олимпийских зимних игр, а также  к празднованию такой даты  как Международный Олимпийский день - 23 июня. Учащиеся под руководством учителя  делятся  на группы, определяют круг вопросов, необходимых для раскрытия темы, определяются  с продуктом проекта. Это может быть  альбом или презентация, в зависимости от  уровня подготовленности  детей и технических возможностей. Затем каждая группа  собирает материал по своей теме, представляя его  в  виде страницы  альбома. Итоговым продуктом проекта  является альбом (или презентация) «Олимпийские игры - история и современность»

Цель проекта:организовать деятельность учащихся по сбору информации по  теме проекта,   формировать универсальные учебные действия обучающихся.

Задачи:

1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по теме проекта.

2.    Создать условия для   изучения  учащимися  истории  олимпийского движения, о его  положительном   влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.

3.  Способствовать воспитанию толерантности,  интереса к  спорту и здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №12»

муниципального образования города Ноябрьск

Информационный проект

«Олимпийские игры - история и современность»

подготовила

учитель начальных классов

Куклина Евгения Владимировна

                                                             

                                                   г. Ноябрьск, 2012

                                               

Паспорт проекта

Название   - «Олимпийские игры - история и современность»

Ф.И.О. руководителя   - Куклина Евгения Владимировна

Межпредметные связи - физическая культура, история, краеведение, окружающий мир,  

Возраст учащихся, на который рассчитан проект - 8-10лет

Уровень владения учащимся  проектной технологией - начальный

Тип проекта: 

по цели -  информационный

по количеству учащихся - коллективный

по продолжительности - краткосрочный

Класс- 3 -4

Оборудование -  средства  мультимедиа

Продукт проекта: альбом «Олимпийские игры - история и современность»


Аннотация.

        Тема данного проекта приурочена  к проведению  в России XXII Олимпийских зимних игр, а также  к празднованию такой даты  как Международный Олимпийский день - 23 июня.              

            Актуальность  данной работы заключается в том, что в настоящее время  в стране и в частности  в нашем городе   спорту уделяется огромное внимание, он является одним их приоритетных  направлений   в развитии нашей страны. Строятся  спортивные объекты, открываются спортивные школы, в школьную программу ввели дополнительный час физической культуры. Здоровый образ жизни уже не дань моде,  а действительно значимый момент  в жизни многих граждан  нашей страны. Вот поэтому, цель этой работы в очередной раз привлечь  внимание  к спорту, через и знакомство  с олимпийским  движением  в мир, стране и нашем округе.

        Особую значимость этой теме придает то, что в 2014 году Ямалу выпала честь принимать у себя первую в истории России национальную эстафету олимпийского огня. Она пробудет на Ямале один день и пройдет в Новом Уренгое и Салехарде.

         Воспитательное значение этого проекта в том, способствовать воспитанию толерантности,  интереса к  спорту и здоровому образу жизни. Изучая историю олимпийских  игр  учащиеся узнают о их  положительном   влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.

        Материал этой работы  может быть использован на уроках истории,  краеведения, окружающего мира, а также или для проведения классного часа,  внеурочной работы.


Цель проекта: организовать деятельность учащихся по сбору информации по  теме проекта,   формировать универсальные учебные действия обучающихся:

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в информационном пространстве - самостоятельно искать в различных источниках, собирать информацию, обрабатывать ее по критериям и делать выводы;

-представлять информацию в различном виде;  

  Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть  диалогической и монологической  формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задачи:

1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по теме проекта.

2.    Создать условия для   изучения  учащимися  истории  олимпийского движения, о его  положительном   влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.

3.  Способствовать воспитанию толерантности,  интереса к  спорту и здоровому образу жизни.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап — организационный.    

На данном этапе дети выбирают тему  проекта, продукт проекта – альбом(или презентацию). Совместно с  педагогом определяют актуальность  темы,  цель работы и практическую значимость. Действуют по плану:

  1. Выберем тему проекта,.
  2. Подумаем, почему эта тема может быть интересна другим?
  3. Решим, для чего мы будем выполнять эту работу?
  4. Подумаем, кто нам  может помочь?
  5. Как лучше организовать работу?
  6. Куда поместить полученные сведения?

II  этап - Технологический 

Совместно  с  педагогом дети определяют круг вопросов, на которые будут искать ответы.

  1. Что такое олимпийские игры? Как  и где они возникли?
  2. Какие виды спорта включены  в олимпийские игры?
  3. Почему Международный  олимпийский день отмечают 23 июня?
  4. Что такое паралимпийские игры?
  5. Проводились ли олимпийские игры  в России? на Ямале?

На данном этапе учитель направляет деятельность детей, корректирует ее, организует  консультации.

Учащиеся  делятся  на творческие группы, распределяют обязанности, намечают план действий, организуют  сбор информации по теме группы из разных источников. Вырабатывают единые требования  к продукту проекта. Затем каждая группа оформляет свою  страницу  для общего альбома.

Родители оказывают практическую помощь  учащимся  в сборе  и представлении информации.    

Дополнительный материал.

Что такое олимпийские игры? Как  и где они возникли?

Олимпи́йские и́гры, Олимпиа́да — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Если внимательно присмотреться, то заметим, что все скульптуры того периода показывают тела людей и не просто любые тела, а красивые.   И занятия спортом начались уже в этом древнем периоде жизни человечества. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н. э. они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну.  После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и   они были запрещены императором Феодосием I.

         Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

         Сейчас, следуя традициям древнегреческих соревнований, олимпиада проводится раз в четыре года с участием представителей более 200 стран мира, а день 23 июня считается Международным Олимпийским днем..Эта дата соответствует дате образования Международного Олимпийского комитета  (23 июня 1894 года), и отмечается  с 1948 года

         В этот день принято устраивать различные спортивные праздники, преимущественно беговые, с тем, чтобы привлечь максимальное число участников, распространяя тем самым олимпийскую идею «Спорт для всех»

        В программу современных Олимпийских игр входят 28 летних (41 дисциплина) и 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта.

Летние виды спорта

  1. Бадминтон
  2. Баскетбол
  3. Бокс
  4. Борьба: Греко-римская борьба, Вольная борьба
  5. Велосипедный спорт
  6. Водный спорт: плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло, открытая вода, водные лыжи
  7. Волейбол: волейбол, пляжный волейбол
  8. Гандбол
  9. Гимнастика: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте
  10. Гребля академическая
  11. Гребля на байдарках и каноэ
  12. Гребной слалом
  13. Дзюдо
  14. Конный спорт
  15. Лёгкая атлетика
  16. Настольный теннис
  17. Парусный спорт
  18. Современное пятиборье
  19. Стрельба из лука
  20. Стрельба : пулевая стрельба, стендовая стрельба
  21. Теннис
  22. Триатлон
  23. Тейквондо
  24. Тяжёлая атлетика
  25. Фехтование
  26. Футбол
  27. Хоккей на траве

Зимние виды спорта

  1. Бобслей
  2. Биатлон
  3. Конькобежный спорт
  4. Кёрлинг
  5. Лыжный спорт.
  6. Санный спорт
  7.  Хоккей с шайбой


Какие символы есть у олимпийских игр?

К  олимпийским символам относятся флаг (кольца), гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, оливковая ветвь, салют, талисманы, эмблема

Флаг. олимпийского движения представляет собой белое поле, в центре которого помещается Олимпийская эмблема: 5 (по количеству континентов) переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, чёрное, красное; жёлтое, зелёное.

Гимн. Олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных игр, а также по их завершению и в некоторых других случаях. Написан греческим композитором Спиросом Самарасом.

Девиз.«Быстрее, выше, сильнее», что является переводом  с латинского. Девиз также предложен   Пьером  де Кубертеном. Существует также неофициальный девиз «Главное — не победа, а участие».  Он  связан  с трагедией бегуна Пиетри Дорандо, который был дисквалифицирован в беге на марафонскую дистанцию из-за оказанной ему посторонней помощи на финише. Помощи, которую он не просил. На другой день состоялась торжественная церемония вручения призов. Один из членов королевской семьи пригласил итальянца к пьедесталу и вручил ему золотой кубок за выдающееся спортивное достижение. В этот день  епископ   собора святого Петра произнес следующие слова: «На Олимпиаде главное не победа, а участие». Участие в смысле сопереживание спортсмену, который боролся из последних сил, но не смог победить.

Медаль. Олимпийские медали: золотую, серебряную и бронзовую вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды. Дизайн медалей разрабатывается организаторами Игр. Золотые медали, как правило, изготавливают в основном из серебра. Серебряные медали изготавливают из серебра, бронзовые из меди. До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Идея всем понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям крепятся цепочки или ленты.

Огонь .Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Огонь на факеле передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Пронести факел считается большой честью. Первая часть эстафеты проходит по городам Греции. Последняя по городам страны-хозяйки Игр. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр. Впервые олимпийский огонь был зажжён на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды). 

Оливковая ветвь.Оливковая ветвь, или «котинос», представляет собой свёрнутую в виде венка ветвь, которую вручают победителю вместе с золотой медалью.Традиция её вручения была возрождена на XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Талисман. Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное стилизованное изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной. Талисманы появились совсем недавно, в 1968 году.   Первым официальным талисманом признана такса Вальди, появившаяся на свет в 1972 г. на летних Олимпийских играх в Мюнхене

Эмблема. Каждые Олимпийские Игры имеют свою уникальную эмблему, символизирующую город и страну-организатор. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца. Официальная Олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа ( пять  колец) и олимпийского девиза


Что такое паралимпийские игры?

Паралимпи́йские и́гры  — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху).

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской. В 1948   Людвиг Гуттман собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях.   Первые Игры, ставшие прототипом Паралимпийских игр, имели название Сток Мандевилльские игры колясочников — 1948 и по времени проведения совпадали с Олимпийскими играми в Лондоне. IX Сток Мандевилльские игры, которые были открыты не только для ветеранов войны, состоялись в 1960 году в Риме. Они считаются первыми официальными Паралимпийскими играми. В Риме соревновались 400 спортсменов на колясках из 23 стран. С этого времени началось бурное развитие паралимпийского движения в мире.

В 1976 году в Эрншёльдсвике (Швеция) состоялись первые зимние Паралимпийские игры, в которых впервые приняли участие не только колясочники, но и спортсмены с другими категориями инвалидности..

Другим поворотным событием в паралимпийском движении стали летние Паралимпийские игры — 1988, для проведения которых использовались те же объекты, на которых проходили олимпийские соревнования. Зимние Паралимпийские игры 1992 года проходили в том же городе, и на тех же аренах, что и Олимпийские соревнования. В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года.

    Зимние Олимпийские игры 2014 года, (официальное название XXII зимние Олимпийские игры 2014) — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в Сочи (Россия) с 7 по 23 февраля 2014 года.  В России Олимпийские игры пройдут во второй раз (и впервые — зимние Игры). По окончании Олимпийских игр на тех же объектах будут проведены зимние Паралимпийские игры 2014.

Проводились ли олимпийские игры  в России? на Ямале?

        В России прошли одни Олимпийские игры — XXII Летняя Олимпиада в Москве в 1980 году.  А  город Сочи получил право на проведение XXII Зимней Олимпиады 2014 года..

В Москве  состоялась презентация маршрута «Эстафеты олимпийского огня Сочи-2014».  Огонь будет зажжен на родине Олимпийских игр, в Греции. Оттуда 7 октября 2013 года его перевезут в Москву. Всего эстафета захватит 2900 населенных пунктов, 83 региона, все 9 часовых поясов России – от Калининграда до Владивосток. Олимпийский огонь пересечёт Северный полюс и может даже отправится в космос. Его ждёт один из самых длинных безостановочных перелётов, длиной практически 2 тысячи км – от Норильска до Якутска. В среднем огонь будет преодолевать 534 км в день. На пути следования 6,5 км огонь проедет в повозке, запряжённой знаменитой русской тройкой, 4 км – на фуникулёре, 128 км он проплывёт по воде, а часть из них – под водой.  Цель такого маршрута – дать возможность 90% населения прикоснуться к этому маршруту. Вся эстафета займет 123 дня. Новый, 2014-й, год олимпийский огонь встретит в Казани.

        В 2014 году Ямалу выпала честь принимать у себя первую в истории России национальную эстафету олимпийского огня. Она пробудет на Ямале один день и пройдет в Новом Уренгое и Салехарде. В округе уже создан организационный комитет, который возглавил Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. Также свои оргкомитеты созданы в Салехарде и Новом Уренгое. Они уже приступили к работе.

III  этап - Заключительный 

         Презентация проекта - каждая группа представляет свою страницу  в альбоме, отвечает  на вопросы аудитории. После презентации проекта  группы    совместно с учителем и одноклассниками дают  оценку своей деятельности (рефлексия)

Литература, интернет ресурсы

  1. Блох Р. Происхождение олимпийских игр //Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117-122.
  1. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.
  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981.
  3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.
  4. Синицин С.Д. Олимпийские игры. Очерки по физической культуре Под ред. К.П. Петрова, - М., 1938.
  1. Столбов В. В., Чудинов И. Г. История физической культуры. - М.: ФиС. 1970.

        http://ru.wikipedia.org/wiki/

        http://www.olympic-history.ru/

        http://www.mr7.ru/articles/61046/

        http://go.mail.ru/search_images

        http://www.sochionline2014.ru/znachenie-olimpijskix-kolec/

        erudition.ru/referat/ref/id.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: "Олимпийские игры. История и современность".

Материал данной разработки может быть использован как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории, кубановедения....

Проект "Олимпийские игры"

Проект по олимпийскому образованию «Олимпийские игры» направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие младших школьников, формирование необходимого и достаточного уровня физиче...

Проект "Олимпийские игры от древности к современности"

Этот проект содержит материал об истории Олимпийского движения от Древней Греции до зимних игр в Сочи....

Проект "Олимпийские игры"

Исследовательская деятельность является одной из ведущих тьюторских технологий....

Олимпийские игры. История возникновения. (конспект с презентацией)

Классный час в 1 классе: Олимпийские игры. История возникновения.Цель: познакомить с историей олимпийских игр: символами, ритуалами олимпиады, развивать интерес к спорту....

Олимпийские игры. История. Символика.

Из истории Олимпийских игр. Для учащихся 1 класса....

Проект "Олимпийские Игры в древности и современности"

Индивидуальный проект "Олимпийские Игры в древности и современности"...