Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота
материал по теме

Фуника Любовь Александровна

Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

педагога дополнительного образования МОУ ДОД «СЮТ»

Фуники Любови Александровны

На тему:

«Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота»

г. Электросталь 2011

Тема:

«Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота

В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриоте России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»,

В последние годы в связи с изменениями социально-экономических уело] в том числе и процессом дегуманизации общества, наступлением массово» культуры, вновь обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - непрерывный процесс воздействия на сознание
и чувства ребёнка, поэтому важно объединить усилия различных
воспитательных институтов в патриотическом воспитании подрастающего
поколения, что будет способствовать формированию у воспитанников
активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Интеграция
учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования - одно и
важнейших условий формирования образовательного пространства, которое
выполняет функцию целостного образования ребёнка.

Патриотизм - это сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта:

I        - когнитивный    - знания и представления,

II        - эмоциональный - отношения и чувства,

Ш - поведенческий - готовность к действию, установка и

непосредственные действия. Чувство патриотизма - устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен

-овладеть понятием «Родина»,

-получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев,

достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество.

Формирование таких знаний и представлений является одной из основных задач в плане воспитания патриотизма.

Известно, что формирование понятий и представлений возможно в 6-7 лет. Поэтому необходимо начинать работу уже с детьми младшего школьного возраста. Этот возраст, по мнению исследователей (Л. И. Божович, В.С.Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Воспитание патриотизма в начальной школе и среднем звене можно проводить с учетом возрастных особенностей по пяти тематическим блокам:

1 БЛОК- «Моя Родина»

включает цикл занятий, которые знакомят воспитанников с такими понятиями, как «генеалогическое древо», «малая и большая Родина», «государство», «гражданин», расширяют представления школьников об истории родного города, его традициях, достопримечательностях.

2  БЛОК- «Государственные символы России»

его содержание неразрывно связано с первым блоком. На занятиях ребята знакомятся с историей возникновения флага, герба и гимна Российской Федерации, осваивают сущность и значение государственных символов.

3        БЛОК-«Богатыри земли русской»

включает занятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества. На них школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, А.В.Суворов, М.И. Кутузов и др.), у них формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность», «преданность Отечеству».

4        БЛОК- «Человек  и космос»

посвящен знаменательной дате России - Дню космонавтики. Цикл занятий раскрывает историю освоения космоса человеком.

5        БЛОК-«Этих дней не смолкнет слава»

приурочен ко Дню Победы. Дети знакомятся с героическими подвигами соотечественников, выпускают стенгазету и делают поздравительные открытки, изготовляют приглашения на праздничный концерт и сами проводят его для ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.

Каждый тематический блок может завершаться закрепляющими игровыми программами, конкурсами, спортивными соревнованиями, концертами, выставками, викторинами.

В итоге можно выпустить творческий журнал, который включает в себя рисунки детей по теме «Моя Родина - Россия», стихотворения детей о малой родине, написанные ими сказки. Русские народные пословицы о родной стороне и храбрости воинов, практические задания (головоломки, кроссворды, загадки).

В ходе такой работы у ребят сформируются не только родиноведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.

Сценарий познавательной игры « МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Задачи: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине;

познакомить с понятиями «Родина», «государственные символы», «президент», «символы президентской власти»; способствовать формированию чувства гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России. Оборудование: запись песни «С чего начинается Родина»

(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); пословицы о Родине; государственные символы).

Ход мероприятия.

Звучит песня «С чего начинается Родина».

  1. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, её просторах, государственных симвох и законах. Мы разделились с вами на команды. Наше занятие пройдёт в форме игры-соревнования.        
  2. Послушайте высказывания и выберите верное.        

Родина-это место, где человек родился, вырос, где живут его роднъ близкие люди.

Родина - это место, где человеку хорошо жить.

Родина - это место, где человек живёт.

/Верным является первое определение./

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.


А какая страна для вас является Родиной?
        ,

Верно, наша Родина - Россия. А

откуда взялись слова «Русь» и «русский»?

Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени « РОСЬ».

Некоторые исследователи полагают, что слово «Русь» происходит от слова «РУСЛО» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси много больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоёме

А сейчас отправляемся в путешествие по нашей огромной стране. / На доске картины городов России, богатые леса, красивые реки.../

- Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми. ВСЕ МЫ -РОССИЯНЕ!

Конкурс « Объясни пословицу».

- О любви к Родине сложили много мудрых пословиц. Давайте объясним их смысл: объясним толкование.

/ по командам за 2 минуты/        

С родной земли умри — не сходи.

Родина краше солнца, дороже золота.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Родная земля и во сне снится.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родная сторона - мать, чужая — мачеха.

Конкурс « Расшифруй пословицу»

- Много мудрости в пословицах, которые вы прочитали. Но это далеко не все пословицы о родной стороне. Ещё одну пословицу вам надо расшифровать. Вы должны соединить буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем

        

+

»

=

р

ч

б

Р

н

ж

»

=

Л

+

О

е

и

0

е

У

+

Л

=

Л

»

л

а

в

К

д

3

»

Л

»

Л

+

и

с

Ф

н

В

0

+

Л

+

=

—-

в

Ш

е

е

с

        

=

»

+

        

к

т

ы

и

к

**

и

Ответ: Русский человек без родины не живет.

  1. В каждой стране есть человек, который ею управляет. Как называется должность такого человека в России?
  2. Как зовут нашего президента?

/Вывешивается портрет президента страны/.

-        У нашего президента есть свои символы президентской власти. А что это за символы, мы сейчас узнаем.

В 1996 году были установлены символы президентской власти Российской Федерации:

  1. штандарт (флаг) Президента РФ,
  2. знак Президента и спец. экземпляр текста Конституции (Конституции это свод законов, которые надо соблюдать в нашей стране).

Символы президентской власти передаются вновь избранному президенту во время вступления в должность после принесения им клятвы на верность своему государству.

Штандарт представляет собой полотнище бело-сине-красного цвета с золотым изображением в центре государственного герба. Полотнище окаймлено золотой бахромой. Штандарт хранится в Москве, в служебном кабинете резиденции президента. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией и на транспортных средствах президента.

В 1995 году символом президентской власти стал специально юготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ, на которой президент приносит присягу.

Конституция - это основной закон страны, в ней написаны наши основные права и обязанности, например, учиться в школе, получать образование, становиться достойным гражданином своей страны. В ней записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам.

  1. Какие вы знаете гос. символы?
  2. Давайте поговорим о символе гос. власти. О каком? Отгадайте.
  3.  ФЛАГ.

Гордо рею я на матче корабля,

И в бою солдаты берегут меня,

Я •России часть и знак

Бело-сине-красный.,, (флаг).

-        Посмотрите на флаг. Какого цвета наш флаг? Когда поднимают флаг?

(Флаг поднимают, когда наши спортсмены одерживают победу в соревнованиях, в праздники).

        Что означают цвета на флаге?

Белый цвет - символ чистоты.
Синий цвет - символ благородства,
Красный цвет - символ мужества и храбрости,

- О чём мы не сказали? ( О гербе). ГЕРБ.

-        Давайте опишем герб. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним - символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов.

Скипетр и держава - символы государственной власти.

Конкурс «Герб дружбы».

- Сейчас вам надо нарисовать герб своей команды. Он может быть различной формы. На это вам отводится 5 минут.

- А теперь поговорим о ГИМНЕ.

Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы. А вы знаете слова Гимна России? Проверим.

Конкурс « Допиши гимн России».

Каждая команда получает слова гимна, но некоторые слова не дописаны.

Задача участников вставить слова._

Россия — священная нота_/

_любимая наша_/

Могучая воля, великая слава,_/

Твоё достоянье_/

Славься,_, нате свободное,

Братских народов_вековой,

Предками данная мудрость народная.

Славься,_I Мы_ тобой!

От южных морей до полярного_

Раскинулись_леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты__ _/

Хранимая богом_/

Славься,_, наше свободное_

_народов союз вековой,

Предками данная мудрость_

Славься, ! Мы гордимся _

- Молодцы. Вы справились с заданиями. Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня делали? Что нового узнали?

Сегодня мы говорили о нашей Родине, её гос. символах, символах президентской власти.

Самое прекрасное на свете - РОДИНА. У каждого человека есть родина, Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми живёт, любит свой народ. Берегите Россию- нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце, это хлеб на столе. И родное оконце, в позабытом селе... Берегите Россию -Без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

Духовно-нравственное направление "Я- гражданин России"

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной прогр...

"Воспитание гражданина и патриота Отечества"

Доклад к родительскому собранию...

Презентация к докладу на тему : "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"

Презентация для семинара воспитателей - "Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.Выступление на семинаре с до...

Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота

Доклад на тему "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"...