Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота
материал по теме
Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_grazhdanina_i_patriota.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
педагога дополнительного образования МОУ ДОД «СЮТ»
Фуники Любови Александровны
На тему:
«Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота»
г. Электросталь 2011
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота
В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриоте России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»,
В последние годы в связи с изменениями социально-экономических уело] в том числе и процессом дегуманизации общества, наступлением массово» культуры, вновь обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание - непрерывный процесс воздействия на сознание
и чувства ребёнка, поэтому важно объединить усилия различных
воспитательных институтов в патриотическом воспитании подрастающего
поколения, что будет способствовать формированию у воспитанников
активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Интеграция
учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования - одно и
важнейших условий формирования образовательного пространства, которое
выполняет функцию целостного образования ребёнка.
Патриотизм - это сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта:
I - когнитивный - знания и представления,
II - эмоциональный - отношения и чувства,
Ш - поведенческий - готовность к действию, установка и
непосредственные действия. Чувство патриотизма - устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен
-овладеть понятием «Родина»,
-получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев,
достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество.
Формирование таких знаний и представлений является одной из основных задач в плане воспитания патриотизма.
Известно, что формирование понятий и представлений возможно в 6-7 лет. Поэтому необходимо начинать работу уже с детьми младшего школьного возраста. Этот возраст, по мнению исследователей (Л. И. Божович, В.С.Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Воспитание патриотизма в начальной школе и среднем звене можно проводить с учетом возрастных особенностей по пяти тематическим блокам:
1 БЛОК- «Моя Родина»
включает цикл занятий, которые знакомят воспитанников с такими понятиями, как «генеалогическое древо», «малая и большая Родина», «государство», «гражданин», расширяют представления школьников об истории родного города, его традициях, достопримечательностях.
2 БЛОК- «Государственные символы России»
его содержание неразрывно связано с первым блоком. На занятиях ребята знакомятся с историей возникновения флага, герба и гимна Российской Федерации, осваивают сущность и значение государственных символов.
3 БЛОК-«Богатыри земли русской»
включает занятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества. На них школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, А.В.Суворов, М.И. Кутузов и др.), у них формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность», «преданность Отечеству».
4 БЛОК- «Человек и космос»
посвящен знаменательной дате России - Дню космонавтики. Цикл занятий раскрывает историю освоения космоса человеком.
5 БЛОК-«Этих дней не смолкнет слава»
приурочен ко Дню Победы. Дети знакомятся с героическими подвигами соотечественников, выпускают стенгазету и делают поздравительные открытки, изготовляют приглашения на праздничный концерт и сами проводят его для ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.
Каждый тематический блок может завершаться закрепляющими игровыми программами, конкурсами, спортивными соревнованиями, концертами, выставками, викторинами.
В итоге можно выпустить творческий журнал, который включает в себя рисунки детей по теме «Моя Родина - Россия», стихотворения детей о малой родине, написанные ими сказки. Русские народные пословицы о родной стороне и храбрости воинов, практические задания (головоломки, кроссворды, загадки).
В ходе такой работы у ребят сформируются не только родиноведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.
Сценарий познавательной игры « МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Задачи: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине;
познакомить с понятиями «Родина», «государственные символы», «президент», «символы президентской власти»; способствовать формированию чувства гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России. Оборудование: запись песни «С чего начинается Родина»
(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); пословицы о Родине; государственные символы).
Ход мероприятия.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, её просторах, государственных симвох и законах. Мы разделились с вами на команды. Наше занятие пройдёт в форме игры-соревнования.
- Послушайте высказывания и выберите верное.
Родина-это место, где человек родился, вырос, где живут его роднъ близкие люди.
Родина - это место, где человеку хорошо жить.
Родина - это место, где человек живёт.
/Верным является первое определение./
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
А какая страна для вас является Родиной? ,
Верно, наша Родина - Россия. А
откуда взялись слова «Русь» и «русский»?
Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени « РОСЬ».
Некоторые исследователи полагают, что слово «Русь» происходит от слова «РУСЛО» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси много больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоёме
А сейчас отправляемся в путешествие по нашей огромной стране. / На доске картины городов России, богатые леса, красивые реки.../
- Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми. ВСЕ МЫ -РОССИЯНЕ!
Конкурс « Объясни пословицу».
- О любви к Родине сложили много мудрых пословиц. Давайте объясним их смысл: объясним толкование.
/ по командам за 2 минуты/
С родной земли умри — не сходи.
Родина краше солнца, дороже золота.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Родная земля и во сне снится.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Родная сторона - мать, чужая — мачеха.
Конкурс « Расшифруй пословицу»
- Много мудрости в пословицах, которые вы прочитали. Но это далеко не все пословицы о родной стороне. Ещё одну пословицу вам надо расшифровать. Вы должны соединить буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем
| + | • » | ■ | = | |
р | ч | б | Р | н | ж |
» | ♦ | = | Л | + | — |
О | е | и | 0 | е | У |
+ | Л | = | Л | • » | |
л | а | в | К | д | 3 |
» | — | Л | • » | Л | + |
и | с | Ф | н | В | 0 |
+ | Л | + | = | • | —- |
в | Ш | е | е | с | |
| = | » | — | + |
|
к | т | ы | и | к | ** и |
Ответ: Русский человек без родины не живет.
- В каждой стране есть человек, который ею управляет. Как называется должность такого человека в России?
- Как зовут нашего президента?
/Вывешивается портрет президента страны/.
- У нашего президента есть свои символы президентской власти. А что это за символы, мы сейчас узнаем.
В 1996 году были установлены символы президентской власти Российской Федерации:
- штандарт (флаг) Президента РФ,
- знак Президента и спец. экземпляр текста Конституции (Конституции это свод законов, которые надо соблюдать в нашей стране).
Символы президентской власти передаются вновь избранному президенту во время вступления в должность после принесения им клятвы на верность своему государству.
Штандарт представляет собой полотнище бело-сине-красного цвета с золотым изображением в центре государственного герба. Полотнище окаймлено золотой бахромой. Штандарт хранится в Москве, в служебном кабинете резиденции президента. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией и на транспортных средствах президента.
В 1995 году символом президентской власти стал специально юготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ, на которой президент приносит присягу.
Конституция - это основной закон страны, в ней написаны наши основные права и обязанности, например, учиться в школе, получать образование, становиться достойным гражданином своей страны. В ней записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам.
- Какие вы знаете гос. символы?
- Давайте поговорим о символе гос. власти. О каком? Отгадайте.
- ФЛАГ.
Гордо рею я на матче корабля,
И в бою солдаты берегут меня,
Я •России часть и знак
Бело-сине-красный.,, (флаг).
- Посмотрите на флаг. Какого цвета наш флаг? Когда поднимают флаг?
(Флаг поднимают, когда наши спортсмены одерживают победу в соревнованиях, в праздники).
Что означают цвета на флаге?
Белый цвет - символ чистоты.
Синий цвет - символ благородства,
Красный цвет - символ мужества и храбрости,
- О чём мы не сказали? ( О гербе). ГЕРБ.
- Давайте опишем герб. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним - символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава - символы государственной власти.
Конкурс «Герб дружбы».
- Сейчас вам надо нарисовать герб своей команды. Он может быть различной формы. На это вам отводится 5 минут.
- А теперь поговорим о ГИМНЕ.
Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы. А вы знаете слова Гимна России? Проверим.
Конкурс « Допиши гимн России».
Каждая команда получает слова гимна, но некоторые слова не дописаны.
Задача участников вставить слова._
Россия — священная нота_/
_любимая наша_/
Могучая воля, великая слава,_/
Твоё достоянье_/
Славься,_, нате свободное,
Братских народов_вековой,
Предками данная мудрость народная.
Славься,_I Мы_ тобой!
От южных морей до полярного_
Раскинулись_леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты__ _/
Хранимая богом_/
Славься,_, наше свободное_
_народов союз вековой,
Предками данная мудрость_
Славься, ! Мы гордимся _
- Молодцы. Вы справились с заданиями. Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня делали? Что нового узнали?
Сегодня мы говорили о нашей Родине, её гос. символах, символах президентской власти.
Самое прекрасное на свете - РОДИНА. У каждого человека есть родина, Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми живёт, любит свой народ. Берегите Россию- нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце, это хлеб на столе. И родное оконце, в позабытом селе... Берегите Россию -Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
Духовно-нравственное направление "Я- гражданин России"
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной прогр...
"Воспитание гражданина и патриота Отечества"
Доклад к родительскому собранию...
Презентация к докладу на тему : "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"
Презентация для семинара воспитателей - "Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.Выступление на семинаре с до...
Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота
Доклад на тему "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"...