"Воспитание гражданина и патриота Отечества"
статья (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Доклад
к родительскому собранию
«Воспитание гражданина и патриота Отечества»
В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство», «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание», «Ум не имеет цены, воспитание - предела». Российские социологи провели опрос, посвятив его единственной проблеме: какие качества вы хотели бы воспитать в ребенке? Никто не сомневался, что гражданская доблесть, гражданская активность заняли среди них свое место. Наивысший балл именно этому свойству личности, не сговариваясь, выставили и профессиональные педагоги, и просто родители.
Торжественно звучат слова «Гражданин России». Они отражают не только принадлежность человека к тому или иному государству, но и его отношение к своему Отечеству, преданность народу.
Воспитать детей сознательными и активными членами общества – это наш гражданский долг. Дети – наше будущее, наша гордость, наша тревога и надежда… Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое – нашу Родину. Важно научить детей заботиться о благе общества. Гражданственность – это высшая ступень развития создания личности. В школьные годы ее формирование не заканчивается, в эти годы закладывается фундамент гражданственности.
Воспитать гражданина – значит подготовить растущего человека к участию (посильному) в решении текущих задач своего государства, к управлению его делами, экономикой, выполнению функций хозяина и труженика. Трудный путь взросления нужно пройти растущему человеку, прежде чем он станет подлинным гражданином – человеком, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит Родину и все свои силы отдает служению народа. И начинается этот путь с постижения простых норм нравственности, норм человеческого общения, которые ребенок осваивает буквально с первых дней своей жизни.
Воспитание не знает перерывов, каникул, выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми. Важно, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка: чем заняты его мысли, сердце, куда уходит его энергия, о чем он думает, что чувствует, переживает, что движет его поступками, к нему он стремится. Каждый поступок, продиктованный заботой об окружающих людях, об успехе общего дела, становится школой гражданского поведения.
Будущее неразрывно связано с настоящим. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.
Гражданственность начинается с очень личного – с любви к отчему дому, с первых материнских наставлений. И проявляется тоже в очень личном – в представлении о смысле жизни, о счастье и человеческом достоинстве.
Истоки гражданственности – в отношении наших детей к их первым несложным обязанностям, к природе, к окружающим людям, ко всему, что создано их руками, в первых навыках дисциплинированного поведения, в первых проявлениях воли, в первых ростках патриотизма и интернационализму, гордою чувства принадлежности к великому русскому народу, чувству хозяина своей страны.
Гражданственность родителей – основа воспитательной силы семьи.
В семье дети получают первые уроки гражданственности. И наша с вами задача направить это воспитание в правильное русло. Первостепенная задача семьи – научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам нашего общества. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на дочерей и сыновей, тем значительнее сила их примера. Пример родителей – самый убедительный пример, потому что этот пример постоянно у него перед глазами, и хочет он этого или нет, он впитывает образцы их поведения.
Родители сами должны жить полной, сознательной нравственной жизнью гражданина – вот в чем видел А.С. Макаренко главный секрет воспитания.
Воспитание чувства признательности родителям и стремления отвечать им заботой на заботу – та основа, на которой постепенно развивается признательность народу, Родне, чувство долга перед ними. Нет чувства долга в малом – не возникает его и в большом – такова логика становления характера наших детей.
Научить заботе о людях.
Невозможно воспитать у растущего человека чувство заботы о Родине, если ему не знакомо чувство заботы о близких ему людях, о деле, которое ему поручено. Забота о близком человеке – это и есть переживание чувства ответственности.
Слово, пример, привычка – вот слагаемые воспитания.
Необходимо научить ребенка не только видеть заслуги и достоинства окружающих людей, но и проявлять терпимость к их мелким недостаткам, если эти недостатки не представляют общественной опасности: ведь мы живем бок о бок и жить надо дружно! Деликатность, такт – качества, которые ценятся очень высоко, но приобретаются очень трудно.
Растить коллективиста.
Гражданская позиция школьника в первую очередь проявляется в его отношении к коллективу, в коллективизме как свойстве личности со всеми вытекающими отсюда качествами и особенностями ее поведения. Настоящим товарищем человек учится быть уже в детские годы. Ребенок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств.
Детский коллектив – лучшее средство гражданского воспитания. Важно, чтобы ребенок приходил в школу как человек, связанный с остальными ребятами прочными нитями товарищества и взаимопомощи общей ответственностью, общими интересами.
Родители очень огорчаются, если ребенок не выучил стихотворение, не решил задачу, но зачастую остаются равнодушными, если он не принял участия в общественной работе.
Благодаря деятельности детской организации жизнь школьного коллектива пронизывается содержанием, имеющим высокий общественно-политический смысл. Школьники привыкают действовать исходя из мотивов общественных.
Настоящий коллектив борется за каждого, делает все для того, чтобы каждый член коллектива, успевал в учении, достигал успехов в общественной работе, был честным, добросовестным человеком.
Формировать ответственное отношение к труду.
Главное в жизни человека – это труд. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека. Умение трудиться нужно для того, чтобы быть максимально полезным обществу, и для утверждения собственного достоинства, и для того, чтобы достичь своей цели.
Добросовестность, ответственность, обязательность – без организации повседневного труда наших детей этих качеств не воспитаешь. Как трудно будет входить человеку в жизнь, если у него нет навыков труда, умения работать сосредоточенно и ответственно. Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время о времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной: дать творческую задачу и избегать излишней опеки при ее решении.
В школе мы включаем детей в коллективный труд на общую пользу. Организуем работу детей на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах.
Учеба для детей – главный труд. Из школы ребенку надо вынести не только знания, но и умение добывать их, умение трудиться, распределять свое время, к любому заданию подходить творчески, со всей ответственностью. Уже сейчас, школе, у него складываются привычки, характер – и это на всю жизнь.
Участие школьника в делах своего классного коллектива, школы – это тоже труд, который в отличие от бытового и учебного, называется в педагогике организационно-общественным. Это труд, благодаря которому школьник приобретает навыки организатора, умение руководить и подчиняться, чувствует себя активным участником общественной жизни. Он очень сложен, поскольку требует не только собственного участия в деле, но и умения привлечь к нему товарищей, руководить ими.
Воспитание деятельной любви к Родине.
Представление человека о своей Родине неотделимо от дорогого сердцу облика той местности, где он рос, от материнского очага… Со всего этого и начинается Родина.
Любовь и преданность Родине начинаются с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, переживания красоты родных мест.
Мы рассказываем детям о героической истории страны, используя при этом материал о наших односельчанах, проводим экскурсии в районный краеведческий музей. Это особенно важно в процессе становления юного гражданина: узнавая о подвигах старших поколений, он понимает, что Родина в жизни человека – самое великое, самое священное. Он узнает, как ради ее процветания многие поколения трудились, не покладая рук, а лихую годину отдавали за нее жизнь. Думая о том, что значит любить Родину, школьники не могут не прикоснуться памятью сердца к годам войны.
В размышлениях школьника о прошлом, настоящем и будущем Отечества определенное место должна занять судьба его дедов, родителей и собственная судьба.
Общение с искусством обогащает и возвышает мир идей и чувств, дарит школьнику возможность близкого знакомства с героями, чья жизнь являет собой образец подлинно патриотического поведения. Мысли и чувства героя воспринимаются растущим человеком как собственные. Хорошая, добрая книга поднимает переживание ребенка на новую высоту, которая задана писателем.
Воспитание гражданственности и патриотизма – неразрывное целое.
Патриотизм только тогда становится деятельной любовью к Родине, когда он сочетается с активной жизненной позицией. Патриот чутко улавливает, что ждет от него в данный момент страна. Ведь и отличная учеба – это подвиг, если учится человек с мыслью быть максимально полезным Родине.
В.А. Сухомлинский считал, что поскольку в основе гражданственности лежит благодарство, высота и чистота помыслов, необходимо каждого воспитанника поставить в ситуацию, где он проявил бы себя как благородный, мужественный человек, что помогло бы ему поверить в себя. Все большее число школьников включается сегодня в активную деятельность: растет численность отрядов ЮИД, волонтеров.
Любовь к Родине становится подлинной любовью, когда школьники включаются в активную, деятельностную заботу о своей стране, о людях, которые живут рядом.
Ученики нашей школы принимают активное участие в акции «Правда о войне» (сведения в «Книгу Памяти»), «Бессмертный полк». Были собраны биографические данные ветеранов, сведения об их боевом пути и наградах.
Ветераны и труженики тыла – постоянные и желанные гости в школе. Ко Дню защитника Отечества, Дню Победы школьники поздравляют ветеранов, готовят для них концертную программу, участвуют в митингах, помогают ветеранам на дому. Интересно проходят спортивные соревнования «Аты-баты, шли солдаты», в котором принимают участие учащиеся. Наши юные корреспонденты выпускают газеты с репортажами и фотографиями.
В год празднования 75-ой годовщины Победы в школе проходили часы Памяти, они настроили всех на серьезный, вдумчивый разговор о войне, о Родине, о ее сынах и дочерях.
Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за ее судьбу.
Нам надо воспитывать человека, в котором мы можем не сомневаться: если понадобиться выбрать между личными интересами и общественными, он предпочтет общественный интерес; человека, который ни при каких обстоятельствах не совершит подлости и предательства – ни в малом, ни в большом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота
Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота...
Эссе: "Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан"
В эссе описаны мысли о воспитании гражданина_патриота Республики Казахстан, Речь идёт о том, чтобы представители более 100 национальностей, населяющих нашу стр...
Эссе: «Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан»
Нет сегодня ничего труднее, чем писать о патриотизме. Естественное, казалось бы для нормального человека чувство лю...
Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"
Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный план работы....
Презентация к докладу на тему : "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"
Презентация для семинара воспитателей - "Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.Выступление на семинаре с до...
Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота
Доклад на тему "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"...
«Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота»
В наше время государственная политика Российской Федерации в области патриотического воспитания приобретает особую значимость. В последние годы мы наблюдаем активные усилия, направленные на укрепление...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Хочу поблагодарить автора за
Хочу поблагодарить автора за разработку, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных., и она должна проходить в тесном контакте с семьей.