Рефлексия урока- обязательное условие создания развивающей среды
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер- класса Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся
Что такое рефлексия Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ
Цель рефлексии- вспомнить , выявить и осознать основные компоненты деятельности
Виды рефлексии
Место рефлексии в системе уроков Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов Этап организационного момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных , так и специфических умений и навыков. Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте? На этапе актуализации Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания В начале работы по теме урока Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить --------------------------------------- - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
Этап урока Задачи Приемы Вопросы в начале урока и в конце деятельности установление эмоционального контакта с классом Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Я почувствовал, что… Было интересно… Меня удивило… Своей работой на уроке я… Материал урока мне был… Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Заставил задуматься… Навел на размышления… Могу похвалить своих одноклассников… Рефлексия эмоционального состояния
«Дерево творчества» «Солнышко» «Цветок» «Почта» «Светофор»
Этап изучения учебного материала выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… Урок для меня показался… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным… Материал урока был мне… Рефлексия содержания учебного материала
Приём незаконченного предложения (клише ). Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (Я не знал…- Теперь я знаю). Синквейн .
Упражнение «Плюс- минус- интересно» «Маркировка» «Запустите корабль в море знаний»
Рефлексия деятельности осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных прием «лестницы успеха» У меня получилось… Я научился … Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ в конце урока
«Лесенка успеха» Больших успехов достигает тот, кто может контролировать свой путь к успеху!
Формы рефлексии Индивидуальная письменная (личностная) Коллективная (групповая) -тесты -мини- сочинения -эссе -письмо другу -опорный конспект -схема -таблица -графический организатор Использование опорных слов и фраз для высказывания -использование организационных структур -алгоритм наблюдения за общением членов группы в ходе совместной деятельности
Алгоритм рефлексии процесса групповой работы Как общение влияло на выполнение задания? На каком уровне осуществлялось общение в группе? Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы? Какой стиль общения преобладал в работе? Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло?
Лист самооценивания (предлагается заполнить после выполнения группового задания) «Азбука вежливости» ВОПРОС ОТВЕТ Легко ли тебе было работать с «Азбукой вежливости? Легко ли тебе было отобрать только те советы, которые помогли бы героям ситуации не совершать ошибок? Что было самым интересным и важным для тебя в этом задании? Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе? Оцени в баллах (от 0 до 10 баллов) свой вклад в общий результат работы группы. Ответьте на вопросы:
Организация рефлексивной деятельности- развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности предприимчивости конкурентоспособности
Рефлексия на уроке- это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче
Зададим себе вопросы: - Что я делаю? -С какой целью? -Каковы результаты моей деятельности? -Как я этого достиг? -Можно ли сделать лучше? -Что я буду делать дальше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обязательное условие создания развивающей среды
Систематизированы основные понятия, определения рефлексии, её классификация. Показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроках....
Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения
Делиться опытом применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....
ДОКЛАД на тему: «Кабинет начальных классов как один из условий создания образовательной среды: требования к оборудованию и оформлению»
Выступление на РМО учителей начальных классов...
Создание развивающей среды
Сотрудничетсво родителей, учеников и учителя...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями....
«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»
Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...