Открытый урок во 2 классе. Литературное чтение. Отражение образов животных в устном народном творчестве
план-конспект урока по чтению (2 класс)
От начала времен человек существует рядом с животным миром. И не случайно на первых наскальных рисунках в пещерах Ласко и Альтамира изображены именно животные - древние спутники человека. Животное угрожает, помогает, может стать верным другом или злейшим и опаснейшим врагом…
В эпоху первобытности люди связывали происхождение своего рода с тотемом – животным-предком и верили в кровное родство человека и животного (медведя, волка, лебедя). Во многих древних культурах кошки, собаки, коровы обожествлялись. В языческих традициях славян образ Зверя тоже занимает важное место. Поэтому образы различных животных запечатлены в устном и прикладном творчестве. С миром зверей связано множество примет и поверий.
В фольклоре человек часто сравнивается с животным. Анализируя эти сопоставления, можно многое узнать о своеобразии национального характера, менталитете той или иной нации. По сути, отношение к животному - это то, что отражает степень человечности в самом человеке.
Существует устоявшаяся трактовка образов животных. Она сформирована в значительной степени русскими народными сказками, авторскими баснями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_otkrytogo_uroka.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отражение образов животных (коровы) в устном народном творчестве.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества и образами животных (коровы) в них.
Задачи:
познавательные:
- развитие наблюдательности при работе с разными видами текстов;
- актуализация знания детей о животных;
- расширение кругозора учащихся по теме путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
развивающие:
- развитие самостоятельности.
- развитие познавательного интереса.
воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- воспитывать доброе отношение к животным через народное слово.
Формировать УУД:
Познавательные : познакомить детей с особенностями русских народных песен. Расширить знания детей о жанрах устного народного творчества ;
Личностные: воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися. Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
Регулятивные: развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Предполагаемый результат:
формирование представления детей о жанрах устного народного творчества, в которых встречаются образы животных.
Развитие образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Развитие речи, памяти.
Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
Воспитание потребности в общении с народным искусством.
Оборудование к уроку: компьютер, колонки, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки, костюмы для инсценирования
Ход урока.
1. Орг. момент
Здравствуйте, те, кто весел сегодня.
Здравствуйте, те, кто грустит.
Здравствуйте, те, кто общается с радостью.
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей
2. Актуализация знаний, мотивация
1)Послушаем русскую народную песню. Окунемся в сельскую романтику.
3 Постановка цели урока
Понравилась? О ком эта песня? Какой ее характер? Как звали коровушку? Значит, кто будет главной героиней на уроке?
4. Работа над материалом урока
- Давайте прочитаем текст песни с карандашом. Непонятные слова подчеркивайте.
( Работа со словарем) ( Пойло, сливочек) Словарная работа. Чтение песни вслух.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала
-Как автор относится к коровушке? Докажите. В каких словах выражается любовь к ней? Какие строчки повторяются? Для чего нужны повторы?
Это была русская народная песня.
2) Работа в парах.
У каждой пары текст, ознакомьтесь, все ли понятно? Это что по жанру?
Да, это загадки, прочитайте нам, а мы будем угадывать
- На зелёном на лугу
Щиплет сочную траву,
А как травки пожует,
Молочка нам принесёт.
- У неё рога крутые,
Хвост ну чуть ли не до пят;
Бока округлые, сытые;
Нос широкий — влажноват;
Язык шершавый, словно тёрка,
Кличут ласково — буренка.
- Молоком и творогом кормит всю планету.
Рогатая молочница известна всему свету.
3)Учитель зачитывает 1 высказывание.
-Это что по жанру?
-Да, это пословица.
Будем работать в группах.
- Игра «Собери пословицу». Проверка. Объяснение смысла пословиц.
- Была бы коровушка, будет и молочко.
- Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход.
- Корова в тепле — молоко на столе.
- Корова на дворе — так и еда на столе.
- Корова рогата, да молоком богата.
- Корову не накормишь — молока не надоишь.
- Корову палкой бить — молока не пить.
- Корова черная, да молочко белое
Народ придумывал игры.
4) Физкультминутка
Считалка про корову
Пчел считала на лугу
Рыжая корова,
Но к обеду, на беду,
Пчёлок стало много.
Счет вела не раз она
В травушках зелёных,
Посчитала всех сполна,
Тружениц весёлых.
Игра «Бодливая корова»
Корова, я корова,
Гуляю я по лугу,
Громко песенку пою,
А кого сейчас бодну,
Промычит он тоже: "Му!"
3 раза кружится.Делает из указательного пальца и мизинца «рога», подходит к ребенку и «бодает» его. Ребенок произносит: «Му!», встает и ходит за «коровой». Игра повторяется. Детей «бодают» и «корова», и ребенок. В следующий раз по кругу ходят уже четыре «коровы» и т. д.
5) Отдохнули немного.
Угадайте слово ККААЗС, буквы разбежались. Правильно -сказка.
Это тоже вид устного народного творчества. И,конечно, сказка будет про корову. И называется «Как старик корову продавал»
Инсценирование.
-Почему старик в конце передумал продать корову? Какая главная мысль сказки?
6) У кого в домашнем хозяйстве есть корова?
- Какую пользу они приносят людям?
-В Сиктерме есть молочная ферма? Чьи родители там работают?
-Что вы можете рассказать про комплекс?
Имеются 7 коровников, в каждом около 500 коров. Есть корпуса для молодняка Там же расположен доильный зал, рассчитанный для доения одновременно 32 коров.
В новом комплексе установлено современное оборудование.
У каждой коровы на шее имеется чип со всей информацией о животном. В компьютерном центре знают, сколько дает молока за день та или иная корова, какие ветеринарные процедуры она прошла и какие предстоит пройти» Есть завод производства сгущенного молока, по производству сыра и масла. В молочном комплексе созданы все условия для работы специалистов - зоотехника, ветеринара, технолога по искусственному осеменению животных, электрика. Для них предусмотрены отдельные комнаты. Тут же есть раздевалки для смены одежды, душевые.
7)- А вы знаете, почему корову назвали коровой?
Давайте в интернете найдем и узнаем.
Многие полагают, что первоисточником следует считать древнеиндийское «карвати», что значило «разжевывает». Ведь корова - жвачное животное, которое много времени проводит, жуя траву. Рога у нее на голове, как корона. "Корова" - общеславянское слово, у него много родственников в другиех индоевропейских языках, например, латинское cornu - рог. Слово "корова" можно истолковать как "рогатое". Идет стадо коров - "стадо рогатых"..
Молодцы.
Оказывается, есть один день в году, который называется Днем благодарности корове. Это 12 июля. Но мы не станем дожидаться этого дня, а скажем спасибо коровушкам прямо сегодня.
3 Рефлексия.
О каких жанрах устного народного творчества мы говорили? Кто был героиней в них? Почему именно коровушка?
4. Домашнее задание.
-Выучить наизусть русскую народную песню «Коровушка»
-Сочинить стихотворение про коровушку
5. Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...
Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.
Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....
Открытый урок 1 класс Литературное чтение
Урок-конференция...
2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.
Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий продукт художествен...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...