Открытый урок во 2 классе. Литературное чтение. Отражение образов животных в устном народном творчестве
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Яганева Людмила Леонидовна

От начала времен человек существует рядом с животным миром. И не случайно на первых наскальных рисунках в пещерах Ласко и Альтамира изображены именно животные - древние спутники человека. Животное угрожает, помогает, может стать верным другом или злейшим и опаснейшим врагом…

В эпоху первобытности люди связывали происхождение своего рода с тотемом – животным-предком и верили в кровное родство человека и животного (медведя, волка, лебедя). Во многих древних культурах кошки, собаки, коровы обожествлялись.                          В языческих традициях славян образ Зверя тоже занимает важное место. Поэтому образы различных животных запечатлены в устном и прикладном творчестве. С миром зверей связано множество примет и поверий.

В фольклоре человек часто сравнивается с животным. Анализируя эти сопоставления, можно многое узнать о своеобразии национального характера, менталитете той или иной нации.  По сути, отношение к животному - это то, что отражает степень человечности в самом человеке.

Существует устоявшаяся трактовка образов животных. Она сформирована в значительной степени русскими народными сказками, авторскими баснями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otkrytogo_uroka.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отражение образов животных (коровы) в устном народном творчестве.


Тип урока:
 урок изучения нового материала 
Цель: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества  и образами животных (коровы) в них.
Задачи:
познавательные:
- развитие наблюдательности при работе с разными видами текстов;
- актуализация знания детей о животных;
- расширение кругозора учащихся по теме путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
развивающие:
- развитие самостоятельности.
- развитие познавательного интереса.
воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- воспитывать доброе отношение к животным через народное слово.
 

Формировать УУД:

Познавательные : познакомить детей с особенностями русских народных  песен. Расширить знания детей о жанрах устного народного творчества ;

Личностные:  воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися.  Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

Регулятивные: развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Предполагаемый результат:

формирование представления детей о жанрах устного народного творчества, в которых встречаются образы животных.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Оборудование к уроку: компьютер, колонки, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки, костюмы для инсценирования

 Ход урока.

1. Орг. момент 

Здравствуйте, те, кто весел сегодня.

Здравствуйте, те, кто грустит.

Здравствуйте, те, кто общается с радостью.

Здравствуйте, те, кто молчит.

 

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей

2. Актуализация знаний, мотивация

1)Послушаем русскую народную песню. Окунемся в сельскую романтику.

3 Постановка цели урока

  Понравилась? О ком эта песня? Какой ее характер? Как звали коровушку? Значит, кто будет главной героиней на уроке?

4. Работа над материалом урока

- Давайте прочитаем текст песни с карандашом. Непонятные слова подчеркивайте.

( Работа со словарем)   ( Пойло, сливочек) Словарная работа.  Чтение песни вслух.

 Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву!

 Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя!

 Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала

-Как автор относится к коровушке? Докажите. В каких словах выражается любовь к ней? Какие строчки повторяются? Для чего нужны повторы?

Это была русская народная песня.

2) Работа в парах.

У каждой пары текст, ознакомьтесь, все ли понятно?  Это что по жанру?

Да, это загадки, прочитайте нам, а мы будем угадывать

  1. На зелёном на лугу

Щиплет сочную траву,
А как травки пожует,
Молочка нам принесёт.

  1. У неё рога крутые,

Хвост ну чуть ли не до пят;
Бока округлые, сытые;
Нос широкий — влажноват;
Язык шершавый, словно тёрка,
Кличут ласково — буренка.

  1. Молоком и творогом кормит всю планету.

Рогатая молочница известна всему свету.

3)Учитель зачитывает 1 высказывание.

-Это что по жанру?

-Да, это пословица.

Будем работать в группах.

  • Игра «Собери пословицу». Проверка. Объяснение смысла пословиц.
  • Была бы коровушка, будет и молочко.
  • Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход.
  • Корова в тепле — молоко на столе.
  • Корова на дворе — так и еда на столе.
  • Корова рогата, да молоком богата.
  • Корову не накормишь — молока не надоишь.
  • Корову палкой бить — молока не пить.
  • Корова черная, да молочко белое

Народ придумывал игры.

4)  Физкультминутка

Считалка про корову 

Пчел считала на лугу
Рыжая корова,
Но к обеду, на беду,
Пчёлок стало много.
Счет вела не раз она
В травушках зелёных,
Посчитала всех сполна,
Тружениц весёлых.

 Игра «Бодливая корова»

Корова, я корова,

Гуляю я по лугу,

Громко песенку пою,

А кого сейчас бодну,

Промычит он тоже: "Му!"

 3 раза кружится.Делает из указательного пальца и мизинца «рога», подходит к ребенку и «бодает» его. Ребенок произносит: «Му!», встает и ходит за «коровой». Игра повторяется. Детей «бодают» и «корова», и ребенок. В следующий раз по кругу ходят уже четыре «коровы» и т. д.

5) Отдохнули немного.

Угадайте слово ККААЗС, буквы разбежались. Правильно -сказка.

Это тоже вид устного народного творчества. И,конечно, сказка будет про корову. И называется «Как старик корову продавал»

Инсценирование.

-Почему старик в конце передумал продать корову? Какая главная мысль сказки?

6) У кого в домашнем хозяйстве есть корова?

- Какую пользу они приносят людям?

-В Сиктерме есть молочная ферма? Чьи родители там работают?

-Что вы можете рассказать про комплекс? 

Имеются 7 коровников, в каждом около 500 коров. Есть корпуса для молодняка Там же расположен доильный зал, рассчитанный для доения одновременно 32 коров.
В новом комплексе установлено современное оборудование.
 У каждой коровы на шее имеется чип со всей информацией о животном. В компьютерном центре знают, сколько дает молока за день та или иная корова, какие ветеринарные процедуры она прошла и какие предстоит пройти» Есть завод производства сгущенного молока, по производству сыра и масла.                                        В молочном комплексе созданы все условия для работы специалистов - зоотехника, ветеринара, технолога по искусственному осеменению животных, электрика. Для них предусмотрены отдельные комнаты. Тут же есть раздевалки для смены одежды, душевые. 

7)- А вы знаете, почему корову назвали коровой?

Давайте в интернете найдем и узнаем.

 Многие полагают, что первоисточником следует считать древнеиндийское «карвати», что значило «разжевывает». Ведь корова - жвачное животное, которое много времени проводит, жуя траву. Рога у нее на голове, как корона.  "Корова" - общеславянское слово, у него много родственников в другиех индоевропейских языках, например, латинское cornu - рог. Слово "корова" можно истолковать как "рогатое". Идет стадо коров - "стадо рогатых"..

Молодцы.

Оказывается, есть один день в году, который называется Днем благодарности корове. Это 12 июля. Но мы не станем дожидаться этого дня, а скажем спасибо коровушкам прямо сегодня.

3 Рефлексия.

 О каких жанрах устного народного творчества мы говорили? Кто был героиней в них? Почему именно коровушка?

4. Домашнее задание.  

-Выучить наизусть русскую народную песню «Коровушка»

-Сочинить стихотворение про коровушку

5. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».

Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...