Статья в журнал
статья на тему
Данная статья была опубликована в межрегиональном журнале
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
STATYa.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ «СИТУАЦИИ УСПЕХА» - СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Рябова Оксана Борисовна
г. Саратов МОУ «СОШ №1»
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам встречу с любимыми друзьями и педагогами. Мы безоговорочно верили своему учителю: он единственный кто знает, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же? Информированностью. Значит, нельзя их учить только тому, чему учили нас. А поэтому требуется изменить содержание образования. Раскованностью. Они с лёгкость преодолевают барьеры в общении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше (более приемлема проблемно-диалогическая технология, где дети участвуют в обсуждении). Слабым здоровьем. Требуется изменение методики (от интересного не устают). Мир постоянно меняется и нам приходится часто применять знания в новой необычной для нас ситуации. Чему учить современных детей? В связи с глобальными изменениями в мире и в стране, затронувшими все стороны общественной жизни, особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. По этой причине принципиально изменились главные цели образования: от передачи суммы знаний ученикам к развитию умений, компетентности, личностных качеств, позволяющих им самостоятельно и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях, в любых обстоятельствах.
ФЕД.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ 2008-2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности школьника на основе освоения способов деятельности» Что такое новый образовательный результат? Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ученика. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одной из важных целей современного обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Педагоги и психологи продолжают исследовать влияние успеха на эффективность обучения. Известен факт, когда в одном из классов одной американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал. Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной образ, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.
Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. А.С. Белкин писал: «Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими».
Педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности школьников в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.
Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности школьника, то есть способствует решению задач современной системы образования в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, которые и определяют эффективность современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.
Литература
1. http://standart.edu.ru
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
7. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991
8. Концепция федеральных ГОСТов общего образования : проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008.
9. Примерная программа родительского просвещения о целях и задачах введения стандартов нового поколения. / Под ред. М.А. Кукушкина, Н.Г. Чаниловой. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998
11. Стратегия модернизации содержания общего образования : мат. для разработки документов по обновлению общего образования /Под ред. А.А. Пинского. – М.: Мир книги, 2001. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для журнала "Первоклассные родители" №4, 2010 "Как лучше подготовиться к началу учебного года и что купить за лето для уроков окружающего мира".
Как лучше подготовиться к началу учебного года и что купить за лето для уроков окружающего мира.Жанна Николаевна Чарнецкая,учебно-методический комплнект: «Школа России» Учитель начальных классо...
Статья в журнал "Метод проектов в начальной школе"
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...
Статья для журнала по теме " Школа и семья: пути сотрудничества"
Статья отражает практические советы для классных руководителей по организации совместной работы в классном коллективе....
Статья в журнал "Класс"
В журнале "Класс-Екатеринбург" ученики начальной школы помещают материалы о своей жизни....
Статья в журнал
Дети с ЗПР...
Статья в журнал
Эссе «Учитель! Перед именем твоим…»...
Статья в журнал "Сылдысчыгаш"
Сказка – удивительный мир детства....
Комментарии
Оксана Борисовна,
Спасибо, Наталья Борисовна,
Спасибо.