«Современное образование: новые требования, новые возможности» «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности»
презентация к уроку
«Современное образование: новые требования, новые возможности»
«Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.19 КБ |
![]() | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, культуры и спорта Администрации Поронайского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Восток»
Муниципальные педагогические чтения
«Современное образование: новые требования, новые возможности»
«Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности»
Автор: Селиверстова Валерия Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Восток.
Поронайск, 2024
Содержание
- Введение……………………………………………………………….3
- Методики развития исследовательских умений………………….…4
- Заключение………………………………………………………….…9
- Список использованной литературы…………………………….….11
- Приложение ………………………………………………………….12
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению.
Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идей индивидуального подхода в условиях массового образования.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Я в своей педагогической практике исследовательскую деятельность ввожу в учебный процесс с 1 класса. В ней принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Каждый ребенок - исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. А исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.
Поэтому в своей работе создаю такие условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность оказалась интересной и любимой для моих учеников.
В своей педагогической практике опираюсь на основы исследовательской деятельности, изложенные в работах классиков педагогики Я. А. Коменского, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо.
Цель исследования: создать условия для развития личностных навыков школьников в процессе исследовательской деятельности.
Объект исследования: развитие личности младшего школьника в процессе исследовательской деятельности.
Предмет исследования: психолого – педагогические условия развития личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности будет эффективно, если:
- существует некая значимая проблема, требующая решения путем исследовательского поиска и применения интегрированных знаний;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- стимулируется самостоятельная деятельность учеников в ситуации выбора;
- происходит применение разнообразных творческих методов.
Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:
- активизация и актуализация полученных школьниками знаний;
- систематизация знаний;
- знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы;
- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы;
- анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- отбирать и систематизировать материал;
- использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
- публично представлять результаты исследования;
- создавать продукт, востребованный другими.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности использую разнообразные формы, методы и средства учебной работы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- эксперимент;
- описание эксперимента.
Чтобы овладеть подобными методами, учащиеся должны уметь думать самостоятельно, а если не могут самостоятельно, то посмотреть дополнительную информацию в компьютере или по телевизору.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит при помощи учителя и родителей. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить научно – практической конференции или в школе - защита презентации, доклада.
Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики:
Методики развития исследовательских умений.
- Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Предлагаю некоторые из заданий, которые помогают отработать с детьми данные методики.
Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.
Наблюдение – один из способов выявления проблемы. Задание: «Назови как можно больше признаков предмета». Хорошим заданием для развития умений наблюдать «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов много».
2.Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. При помощи учителя и наводящих вопросов ученики формулируют гипотезу, которую затем подвергают проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Задание: «Давайте вместе подумаем». Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему бывает день и ночь? При этом, мы обычно используем слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если что…
3.Развитие умения задавать вопросы.
Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать о новой теме», «Найти загаданное слово», «Задай как можно больше вопросов (например, Мудрой сове)», вопросы «Домашним животным», «Найди причину события с помощью вопроса».
- Развитие умений давать определение понятиям. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, использую разные методы. Один из таких – метод определения понятий. Учащимся предлагается предмет, дать определение этому предмету.
«Отгадай»
Педагог загадывает предмет, дает его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.
- Развитие умений классифицировать. Задание: «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые. Задание: «Найти ошибки и их прокомментировать».
- Развитие умений и навыков экспериментирования. В ходе мысленного эксперимента исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. В ходе мысленного эксперимента решаются следующие задачи:
Что можно сделать из куска бумаги? Как в предложении употребить слово «трава» в винительном падеже? Самые интересные эксперименты – реальные. Например: эксперимент по смешиванию красок, эксперимент с отражением света, эксперимент с магнитами и металлами, кристаллами льда (провести опыта со льдом) Слайд и т. д.
- Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Задания: «Проверить правильность утверждений», «Да, нет», «Скажите, на что похожи».
- Развитие умения создавать метафоры. Задание: «Объясните значение выражений». Фразеологизмы в русском языке.
- Развитие умений создавать тексты. Для проведения исследования, необходимо вооружить учащихся доступными умениями работы с источниками информации. Особый вид умений – умения работать с текстом или книгой.
1 этап - беглый обзор текста, его просмотр.
2 этап – «задать себе вопросы по поводу текста».
3 этап – чтение. Глубокое знакомство с книгой.
4 этап – «выделить главное и второстепенное».
5 этап – «резюме».
Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, - важнейшее качество, требующее при обработке материалов, добытых в исследовании. Простой методический прием, позволяющий обучать этому – использование простых графических схем. Например, схема «Дерево» - на уроках русского языка при изучении родственных слов.
- Развитие дивергентного и конвергентного мышления. В ходе этого типа мышления развиваются такие важные характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость мышления. Задания: «Рассказ на заданную тему», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку».
Какие методики я использую и на каких уроках.
Средства обучения:
1. Карточки с изображением методов исследования:
- «Подумать самостоятельно»;
- «Спросить у другого человека»;
- «Посмотреть в книгах»;
- «Получить информацию в компьютере»;
- «Понаблюдать»;
- «Провести эксперимент»;
2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований;
3. Словари, справочная литература, детские энциклопедии;
4. Медиа-ресурсы и электронные атласы и энциклопедии;
5. Логические задания, нестандартные задачи на смекалку и логику;
6. Коллекция исследовательских работ.
Необходимые условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских урочной, так и во внеурочной деятельности. Материал уроков использую с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы.
Учет возрастных особенностей. Вопрос об учете психологических особенностей младших школьников очень важен. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
Личность педагога. Чтобы проводить с детьми исследовательскую работу, нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями по исследовательской работе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в исследовательскую деятельность:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки включаю задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.
Пропедевтическую работу веду следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;
- уроком-исследованием. Вначале постановку проблемы решаю сама, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.
Со 2 класса:
1. Организую специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомлю с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».
2. Осуществляю коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
Например, подвожу учащихся к теме исследования «Мое родное село». Ученики сами формулируют проблему: противоречия между потребностью и возможностью узнать историю своего села и отсутствием знаний по этой теме. Ставят цель: организовывать поиск сведений. Определяют задачи: найти информацию об истории села, о наших земляках, прославивших родину; изучить растительный и животный мир окрестностей с. Восток. Выбирают методы исследования: наблюдение, опрос, экскурсии, встречи, изучение фотографий. С целью выполнения каждой задачи назначаю группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.
3. Продолжаю работу по проведению кратковременных исследований.
4. Использую проблемные, поисковые методы, знакомлю с терминологией, работаем со словарями, энциклопедиями.
5. Предлагаю логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования. В классе на стенде «Я – исследователь» ребята могут поделиться результатами своей исследовательской работы.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
В 3 классе:
1. На уроках использую игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Продолжаю учащихся знакомить с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.
3. Провожу коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.
4. Осуществляю самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).
Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по данной теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.
Мой практический опыт показал, что на уроках по окружающему миру эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного. Такую работу я стала проводить на уроках по окружающему миру. Сначала работа велась с любознательными, интеллектуально активными младшими школьниками, выявленных на основе наблюдений.
Однако в процессе работы я пришла к выводу, что детей к исследовательскому поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна. И, конечно, важную роль в этом процессе играют экскурсии в природу. Уже было отмечено, что исследовательский метод отвечает природе ребёнка и законам его развития. Несомненно, между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство.
В чём же оно заключается? Прежде всего, в схожем направлении логического процесса. И школьники, и учёные идут одним логическим путём (на разных, конечно, интеллектуальных уровнях): учёный наблюдает факты, сравнивает их между собой, подыскивает для них те или иные рациональные объяснения и делает выводы, которые и могут привести к научным открытиям.
Учащиеся тоже наблюдают факты, сопоставляют их между собой, делают выводы. Эти выводы тоже являются открытиями, правда, не для науки, а для самих учащихся. Но это не умаляет, а значительно усиливает значение таких методов обучения. Более того, маленький исследователь переживает свой успех (неуспех) так же, как и взрослый, что усиливает педагогическую ценность такого учения.
Ход исследования обсуждается на занятиях, по окружающему миру, оказываю консультативную помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну – две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
Ученица проводила анкетирование по исследовательской работе «Еда. Вредная и полезная». Узнали, кто из детей употребляет фрукты, овощи или чаще едят шоколад, чипсы и так далее, любят ли спорт в семье, знают ли ребят о здоровой еде, питаются ли они по ночам, и что в их понятии «здоровый образ жизни».
После исследования 75% учащихся стали употреблять в пищу фрукты и овощи. Дети стали правильно питаться и рассказывать другим, как это полезно.
Исследовательская работа «Зимующие птицы нашей местности» никого не оставила равнодушным. Каждый ученик повесил кормушку, ежедневно кормили пернатых, сделали фотовыставки, узнали много интересного о птицах: снегирь, пестрый дятел.
Учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная». В 4 классе на уроке уделяю большое внимание работе с источниками информации, с самой информацией, делают выводы, умозаключения. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.
Для развития исследовательских умений у детей, проводились уроки – исследования по окружающему миру. Нетрадиционные уроки в моей практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Урок – исследование - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных - специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
В своей работе использую исследовательские экскурсии. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия служила стартовой площадкой для детских исследований. Она давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
Учащиеся побывали на экскурсиях вместе с учителем:
- Пожарная часть
- водоем (пруд, родник и колодец);
- экскурсии в лес (осень, зима, весна).
Бальное выражение оценки результатов в исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место с силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой цели.
Следовательно, никто другой так, как он, не сможет оценить свой труд.
Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Такие дети охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания. Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска и отбора информации из различных информационных источников.
Умение выделять главное, помогло детям достойно защитить своё исследование на районной конференции исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь» 2016-2017 году с проектом «Топонимика Сахалинской области». Позже в старшем звене (10 класс), одна из моих учениц (Амрахова Кристина) еще раз выступила с этой темой, работа была доработана и успешно выступила.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга: своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей.
С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках использую и учу составлять:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;
- задания на развитие творческих способностей;
- игры-исследования;
- игры-путешествия;
- ролевые игры.
Во внеклассных мероприятиях большое внимание уделяю исследовательской работе по окружающему миру:
- праздники в нашем селе;
- родословная моей семьи;
- достопримечательности малой родины;
- природные богатства окрестностей нашего села.
Заключение
Таким образом, описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаю не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или низкий. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Я пытаюсь решить эту проблему через исследовательскую деятельность.
Анализируя свой опыт работы по данному вопросу, я пришла к выводу, что я на правильном пути. Использование исследовательской деятельности в процессе обучения способствует повышению качества образовательного процесса.
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Мои дети являются активными участниками школьных научно-практических конференций, где показывают хорошие результаты. В этом году в первый раз моя ученица будет принимать участие воВсероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ
"МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ". Но самое главное то, что мои дети научились работать с научной литературой, достаточно свободно выступают перед аудиторией. В среднем и старшем звене они продолжают исследовательскую деятельность, но там это уже серьезные работы, которые занимают призовые места в различных конкурсах.
Список использованной литературы:
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами.[Текст] - М., 1997.- 154с.
2. Варакина Л.В. Исследовательская деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения [Текст]- Начальная школа плюс до и после.- 2004. №11-с.61-63
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать.- 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352с.
4.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.-48с.
5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние проблемы [Текст]- Начальная школа.-2006.№1- с.17-27
6. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование.- СПб., 1996
7.Чистякова Г.В. потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте [Текст]- Начальная школа плюс до и после.-2006.№10-с.10-15
8.Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности. [Текст]- Начальная школа плюс до и после.-2006.№10-с.3-9
9.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост.Г.И.Осипова.-Волгоград:Учитель, 2007.-154с.
Приложение 1
Исследовательская работа «Лёд и снег»
Зимой, при температуре 0 С и ниже, поверхность земли покрывается снегом и льдом. Снег и лед – это тоже вода, но в твердом состоянии.
План практической работы:
- Возьми кусочек льда. Определи, каков лед на ощупь.
- Накрой тонкой пластинкой чистого льда монетку. Будет ли она видна сквозь лед? какое свойство льда выявил этот опыт?
- Сравни лед и другие вещества (воду, молоко, чернила) по цвету.
- Ударь по пластинке льда молотком. Что случилось? Какое свойство льда ты установил?
- Брось кусочек льда в сосуд с водой. Что ты видишь? Какое свойство льда ты установил?
- Нагрей лед. Что произошло?
Запиши в рабочую тетрадь свойства льда, которые ты установил.
Приложение 2
Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.
Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд.
Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.
Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Задание: Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.».
Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Учащимся предложили определенный финал, но ситуация привлекшая к нему остаётся
неизвестной. Благодаря определённым логическим, творческим навыкам, дети должны выстроить
всю ситуацию, начиная с причины и заканчивая данным финалом.
_«…Написанное сообщение я восстановить не смог».
_«…Только мы вошли в квартиру, как нам позвонили из аэропорта».
_«…Под деревом лежало гнездо вороны».
Упражнение «Сколько значений у предмета»
Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назначению.
Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банка из под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.
Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»
Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества разных признаков одного предмета.
Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.
Упражнение «Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
- Задания, направленные на развитие умения давать определение понятиям.
«Отгадай»
Педагог загадывает предмет, дает его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.
«Загадка» Если смотреть на загадки не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.
«Назови, одним словом»
Облака, воздух, камни, почва, горы – это …
Растения, звери, рыбы, человек, насекомые – это …
Лось, медведь, лиса, белка – это … и др.
Игра «Телеграммы от …»
Дети должны догадаться по составленным от имени самих предметов рассказам, кто они такие. Это задание предполагает развитие умения по описанию определить сам предмет.
Игра «Инопланетяне»
Задание: «На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования : создать условия для развития личностных навыков школьников в процессе исследовательской деятельности. Объект исследования : развитие личности младшего школьника в процессе исследовательской деятельности. Предмет исследования : психолого – педагогические условия развития личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности. Гипотеза исследования: развитие личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности будет эффективно, если: стимулируется самостоятельная деятельность учеников в ситуации выбора; происходит применение разнообразных творческих методов.
Задачи: активизация и актуализация полученных школьниками знаний; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы; развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы; анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования; создавать продукт, востребованный другими.
Методики развития исследовательских умений . 1 . Развитие умения видеть проблему . З адание : «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Представьте, что вы на какое-то время стали шкафом или столом в комнате, травинкой или камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни». Задание: составить рассказ от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Наблюдение Задача «Назови как можно больше признаков предмета» Назовем какой-либо предмет. Это может быть стол, дом, самолет, книга и т.п. Задание: назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
2. Развитие умений выдвигать гипотезу Задание : «Давайте вместе подумаем» . Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? При этом, мы обычно используем слова : может быть, предположим, допустим, возможно, если что…
4. Развитие умений давать определение понятиям. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, использую разные методы. Один из таких – метод определения понятий. Учащимся предлагается предмет, дать определение этому предмету. 5.Развитие умений классифицировать . Задание : «Продолжи ряд» . Например : полезные ископаемые. Задание : «Найти ошибки и их прокомментировать» .
Кто нашел моево ката, который потирялся фчера , срочно верните, а не то будет худо. Мишка из 4-г. Проанализируйте это объявление
Развитие умений и навыков экспериментирования
7. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения . Задания : «Проверить правильность утверждений» , «Да, нет» , «Скажите, на что похожи» . 8. Развитие умения создавать метафоры . Задание : «Объясните значение выражений» . Фразеологизмы в русском языке.
Средства обучения: 1. Карточки с изображением методов исследования: - «Подумать самостоятельно» ; - «Спросить у другого человека» ; - «Посмотреть в книгах» ; - «Получить информацию в компьютере» ; - «Понаблюдать» ; - «Провести эксперимент» ; Развитие умений создавать тексты.
Проект «Тайна Имени»
Список использованной литературы: 1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами.[Текст] - М., 1997.- 154с. 2. Варакина Л.В. Исследовательская деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения [Текст]- Начальная школа плюс до и после.- 2004. №11-с.61-63 3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать.- 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352с. 4.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербум -М, 2001.-48с. 5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние проблемы [Текст]- Начальная школа.-2006.№1- с.17-27 6.Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности. [Текст]- Начальная школа плюс до и после.-2006.№10-с.3-9 7.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/ авт .-сост.Г.И.Осипова.- Волгоград:Учитель , 2007.-154с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное муниципальное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность
Выступление на методическом объединении классных руководителей....

Проектная деятельность младших школьников как средство реализации нового Госстандарта
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...
Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации в образовательном пространстве
В данной работе рассматриваются условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте в процессе исследовательской деятельности, выявляется сущность исследовательской деятельности, анали...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...

«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»
Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных ст...