Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации в образовательном пространстве
статья на тему
В данной работе рассматриваются условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте в процессе исследовательской деятельности, выявляется сущность исследовательской деятельности, анализируется практический опыт использования исследовательской деятельности в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации
личности
Автор:
Ушакова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
Прокопьевский район
2012
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности………………...5
- Сущность исследовательской деятельности…………………………………….5
- Виды учебных исследований…………………………………………………….7
- Организационно-педагогические условия………………………………………7
- Оценка результатов исследовательской деятельности…………………………9
Глава 2. Организация исследовательской деятельности…………………………...11
2.1. Использование исследовательской деятельности в урочное время…………..11
2.2. Организация исследовательской деятельности во внеурочное время………..13
Заключение…………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………………..17
Приложения……………………………………………………………………………18
Введение
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.
Научно – исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма в основном распространена в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие ученики. Просто уровень исследования будет иным.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы: изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный метод; анкетирование; интервьюирование.
Исследовательская деятельность позволяет придать личностный смысл знаниям, дает возможность ученику и учителю реализовать собственные идеи и замыслы, поэтому девизом исследовательской деятельности может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.».
Любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником индивидуальный «маршрут» и выступает консультантом.
В связи с актуальностью проблемы, темой нашего исследования была выбрана: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в образовательном пространстве».
Цель исследования: создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе исследовательской деятельности.
Объект исследования: развитие личности младшего школьника в процессе исследовательской деятельности.
Предмет исследования: психолого – педагогические условия развития личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие личности младших школьников в процессе исследовательской деятельности будет эффективно, если:
- существует некая значимая проблема, требующая решения путем исследовательского поиска и применения интегрированных знаний;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- стимулируется самостоятельная деятельность учеников в ситуации выбора;
- происходит применение разнообразных творческих методов.
В ходе исследования решались конкретные задачи:
- Выявить сущность исследовательской деятельности.
- Проанализировать практический опыт использования исследовательской деятельности в школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за воспитательно – образовательным процессом в 3- 4 классах;
- анкетирование;
- методы статистической обработки результатов исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности.
1.1 Сущность исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность это один из способов активизации творческого потенциала личности.
Творческая исследовательская деятельность обучающихся, рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений, навыков, значимых для них на данном этапе развития.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой, например, относят поисково – исследовательскую, экспериментально – исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.Каменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И.Новиковым во второй половине восемнадцатого века. Великие деятели и педагоги России Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков. В 50-70 годах двадцатого века в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.).
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.
Любая исследовательская деятельность предполагает решение творческой задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановку проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Определение «исследования» различно с точки зрения учителя и ученика.
Исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый материал. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, - носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения исследования, а именно научить:
- проблематизации (формированию проблемного поля и выделению ключевых проблем);
- управлению собственной познавательной деятельностью (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- проведению исследования (постановке и решению проблем; анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);
- представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов исследования (плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей и др.)
1.2.Виды учебных исследований.
Существуют следующие виды учебных исследований в начальной школе, которые распределены по комплексности и характеру контактов:
По числу участников исследования могут быть индивидуальные (самостоятельные), групповые и коллективные.
По месту проведения могут быть урочными (проводятся, как правило, в рамках одного учебного предмета) и внеурочными (выполняются в границах внеурочной деятельности в различных областях знаний).
По продолжительности учебные исследования делятся на краткосрочные (одно занятие), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (осуществляются в границах учебного полугодия).
По тематике исследования могут быть предметными и свободными.
1.3.Организационно – педагогические условия.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Нами были разработаны следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников.
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты думаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Нами была разработана и реализуется технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение данных организационно – педагогических условий.
В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно – ориентированного подходов.
Цель – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Нами было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
- Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
- Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
- Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
- Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, требования к докладу, речи докладчика).
1.4. Оценка результатов исследовательской деятельности.
Очень важным является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать собственные достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа – желание самих учащиеся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой–то другой цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
Нами определены следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентация, на которой ярко, красочно и привлекательно представляют достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов. Исследователи выступают в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена отдельной теме, дисциплине.
Глава 2. Организация исследовательской деятельности.
2.1. Использование исследовательской деятельности в урочное время.
В Ι классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
- проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком – исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам);
- кратковременными исследованиями – наблюдения с описаниями (под руководством учителя).
В Ι классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Со ΙΙ класса можно организовать специальные занятия по исследовательской деятельности. Наличие занятий, на наш взгляд, позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
1.Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа».В процессе работы учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы и пр. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдении и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
2. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
3. На уроках используются проблемные и поисковые методы, происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
4. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; изучаются логические понятия «истина», «ложь»; предлагаются простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания
5.Осуществляется подготовка к самостоятельному долговременному исследованию по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В ΙΙΙ классе:
1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений ( дети ищут информацию, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественнонаучными дисциплинами.
4. Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.
В ΙV классе на уроках по исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать текст, представлять результаты своей работы в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.
2.2. Организация исследовательской деятельности во внеурочное время.
Уже в начальных классах можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари, специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели организуется исследовательская деятельность во внеурочное время. Главная задача этой работы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Но при этом никакого принуждения и насилия над личностью.
Какое значение для учащихся имеет исследовательская работа во внеурочное время? Она дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и исследовательской работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками, дает возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях.
Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступать перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив умений работать в группе? Нельзя. Чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества и организуется исследовательская работа во внеурочное время.
Исследовательская деятельность предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности можно изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Этап 1. Является самым сложным:
Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального уровня развития, диагностика способности к общению на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель».
Работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.
Этап 2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3. Индивидуальная работа преподавателя с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, библиотеках, лабораториях, мастерских.
Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах.
Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в школе, в которой принимают участие юные исследователи. По результатам работ, представленных на конференцию, экспертный совет подводит итоги, определяет победителей, награждает всех, выступивших с защитой работ.
Выполнение исследовательских работ во внеурочное время способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:
- учебно-познавательная (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
- информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, сканер, магнитофон) );
- коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение презентовать себя);
- компетенция личностного самосовершенствования.
Заключение
Как уже было сказано, огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения, в частности в системе Л.В.Занкова.
Я работаю по этой системе 14 лет и знаю, что осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько преподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач. В наибольшей степени такую возможность предоставляет исследовательская деятельность, при организации которой учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Так, темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов, проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в области познавательных интересов ребенка. В процессе работы над темой включаются экскурсии, прогулки-наблюдения, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация, на которую приглашаются родители, педагоги и руководители школы.
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или низкий. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Я пытаюсь решить эту проблему через исследовательскую деятельность.
Анализируя свой опыт работы по данному вопросу, я пришла к выводу, что я на правильном пути. Использование исследовательской деятельности в процессе обучения способствует повышению качества образовательного процесса (см. приложение №2).
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Динамика учебной мотивации видна на диаграмме (см. приложение №3).
Мои дети являются активными участниками школьных научно-практических конференций, где показывают хорошие результаты. В этом году в первый раз моя ученица будет принимать участие в районной научно-практической конференции.
Но самое главное то, что мои дети научились работать с научной литературой, достаточно свободно выступают перед аудиторией. В среднем и старшем звене они продолжают исследовательскую деятельность, но там это уже серьезные работы, которые занимают призовые места в различных конкурсах.
Литература
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами.[Текст] - М., 1997.- 154с.
2. Варакина Л.В. Исследовательская деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения [Текст]- Начальная школа плюс до и после.- 2004. №11-с.61-63
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать.- 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352с.
4.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.-48с.
5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние проблемы [Текст]- Начальная школа.-2006.№1- с.17-27
6. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование.- СПб., 1996
7.Чистякова Г.В. потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте [Текст]- Начальная школа плюс до и после.-2006.№10-с.10-15
8.Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности. [Текст]- Начальная школа плюс до и после.-2006.№10-с.3-9
9.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост.Г.И.Осипова.-Волгоград:Учитель, 2007.-154с.
Приложение 2
Успеваемость учащихся
Приложение 3
Динамика учебной мотивации школьников
Приложение 4
Тест
на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься
исследовательской деятельностью
№ | Сделать мне это… | …трудно | …легко |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Говорить перед классом | ||
2 | Во время выступления не потерять нить рассуждения | ||
3 | Сделать сообщение по ключевым словам | ||
4 | Пояснить что-либо у доски | ||
5 | Сказать что-то, в чем не уверен | ||
6 | Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников | ||
7 | Выступать с докладом, не читая, а рассказывая | ||
8 | Ставить вопросы | ||
9 | Чувствовать себя уверенно во время выступления | ||
10 | Работать длительное время в библиотеке | ||
11 | Написать конспект | ||
12 | Составить тезисы |
Приложение 5
Вопросы для диагностики учащихся
1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
2.По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?
3.Какая область Вам наиболее интересна?
4.Занимаетесь ли в кружках? Каких и где?
5.Хотели бы Вы участвовать в исследовательской работе?
6.Если да, то в какой области знаний хотели бы Вы провести исследования?
7.Какие темы для исследования могли бы быть Вам интересны?
Приложение 6
Вопросы для диагностики родителей
1. Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
3. Книги в какой области знаний ему интересны?
4. Какие познавательные передачи смотрит Ваш ребенок?
5. Занимается ли Ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
6. Имеет ли Ваш ребенок возможность демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
7. Считаете ли Вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
8. На занятиях каких кружков и секций Вы хотели бы видеть своего ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО"
В статье даются рекомендации по работе над проектом в начальной школе....
Проектная деятельность младших школьников как средство реализации нового Госстандарта
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Об организации исследовательской деятельности младших школьников....
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...
Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...