Доклад по самообразованию на тему: «Развитие словарного запаса младших школьников»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
г. Темрюк
Доклад по самообразованию на тему:
«Развитие словарного запаса младших школьников»
Доклад подготовлен учителем
начальных классов
Баранова Е.А.
2022г.
Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов.
В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются:
- Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
- Конструктивные (конструирование слов из элементов, реконструирование букв);
- Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
- Речевые (повторение слов);
- Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы – формы усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относят:
- Наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
- Рассматривание рисунков, картин, макетов;
- Демонстрация диа- и кинофильмов;
- Прослушивание аудиозаписей;
- Показ образца выполнения задания, способа действия.
Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.
Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений, что формирует и развивает словарный запас ребенка.
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей – процесс длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.
Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи. В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречиях Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.
Всю систему логопедического воздействия возможно применять в совокупности с ознакомлением с окружающими явлениями. «Мир природы и человека» - предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса должны быть отражены два основных направления:
- Ознакомление с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения.
- Знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.
В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.
В содержании предмета большое место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Занятия по окружающему миру включают в себя основной лингвистический компонент — лексику, овладевая которым ребенок развивает и пополняет свой собственный словарный запас. . Дети с удовольствием знакомятся с новыми словами, пытаются проговаривать их, развивается мышление, а соответственно и речь ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.
Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....
Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
Представлены действия и мероприятия учителя по основным направлениям самообразования на 2012-16 г....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

План самообразования на тему «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС»
План самообразования " Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Отчет по самообразованию по теме : «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...