Доклад по самообразованию на тему: «Развитие словарного запаса младших школьников»
материал

В статье рассматриваются способы формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста. Для этого используются различные методы, включая иллюстративно-графический и игровой материал, а также учитываются определённые педагогические условия.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

г. Темрюк





Доклад по самообразованию на тему:


«Развитие словарного запаса  младших школьников»




Доклад подготовлен учителем

начальных классов

Баранова Е.А.

2022г.

Система  коррекционно-развивающих мероприятий  по развитию словаря детей  на основе ознакомления с окружающими  предметами и явлениями

В речевой системе, формирующейся в процессе общения  ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации  наших психических процессов.

В процессе коррекционной  работы с умственно отсталыми  детьми по формированию речи, как и  с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.

К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.

Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются:

  1. Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
  2. Конструктивные (конструирование слов  из элементов, реконструирование букв);
  3. Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
  4. Речевые (повторение слов);
  5. Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

Игровой метод  предполагает использование различных  компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Ведущая роль принадлежит  педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование – это процесс  создания моделей и их использование  в целях формирования представлений  о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы – формы  усвоения знаний, умений и навыков  в зависимости от применяемых  при обучении наглядных пособий  и технических средств обучения.

К наглядным методам относят:

  1. Наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
  2. Рассматривание рисунков, картин, макетов;
  3. Демонстрация диа- и кинофильмов;
  4. Прослушивание аудиозаписей;
  5. Показ образца выполнения задания, способа действия.

Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.

Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений, что формирует и развивает словарный запас ребенка.

Беседа в зависимости  от дидактических задач может  быть предварительной и итоговой, обобщающей.

Коррекция нарушений звукопроизношения  умственно отсталых детей – процесс  длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.

Пути коррекции нарушения  лексико-грамматической стороны речи.  В процессе коррекционного воздействия  ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречиях Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

Всю систему логопедического  воздействия возможно применять в совокупности с ознакомлением с окружающими явлениями. «Мир  природы  и  человека» - предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса должны быть отражены два основных направления:

  1. Ознакомление с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения.
  2. Знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.

В ходе знакомства с окружающим миром у детей  формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.  

В содержании предмета большое  место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Занятия по окружающему  миру включают в себя основной лингвистический  компонент — лексику, овладевая  которым  ребенок развивает и  пополняет свой собственный словарный запас. . Дети с удовольствием знакомятся с новыми словами, пытаются проговаривать их, развивается мышление, а соответственно и речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"

Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

План самообразования на тему «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС»

План самообразования " Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Отчет по самообразованию по теме : «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...