Мастер-класc «Эффективные приёмы работы над каллиграфией»
статья

Как развивать у детей навыки каллиграфического письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класc

«Эффективные приёмы работы над каллиграфией»

Цели и задачи:

  • упражнять в написании элементов букв;
  • формировать навыки правильного написания и соединения букв;
  • развивать навыки каллиграфического письма, глазомер, чувство ритма, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, орфографические навыки, логическое мышление, связную речь;
  • закреплять умения соблюдать правильный наклон при письме;
  • воспитывать усидчивость, старательность, аккуратность, вежливость и тактичность при общении.

Оборудование: презентация по теме, разлинованные листы, гелевые ручки, гусиные перья, тушь, белый картон.

Ход:

Организационный момент:

Приветствие участников семинара; ознакомление с планом мастер-класса.

Теоретическая часть:

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?

Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.

Возможно, именно каллиграфически красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте», кто-то вспомнит надпись на открытке. Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках.

Что же такое на самом деле – Каллиграфия ?

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».

Более поэтично: «Каллиграфия — это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу» (В. В. Лазурский).

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

В эпоху развития компьютерных технологий и всеобщего распространения мобильной связи люди перестали писать друг другу письма. В лучшем случае кто-то напишет открытку к юбилею или в связи с праздником. Четкое разборчивое рукописное письмо и красивый почерк становятся редкостью.

Тем более приятно отметить, что последние десятилетия в мире появляется всё больше поклонников искусства изображения слова, красивого письма - каллиграфии.

Сегодня мы поговорим о каллиграфии в начальной школе.

В нашем центре преподаватели работают с особенными детьми- детьми с диагнозом ЗПР, умственная отсталость, ТМНР, аутизм, осложненный умственной отсталостью. Соответственно и подход к обучению детей у педагогов особенный.

Навыки правильного и красивого письма некоторым детям не доступны в принципе, но наша задача вывести этот навык на максимально возможный уровень.

Начинать подготовку к письму нужно еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой, играть с мелкими предметами, лепить фигурки из пластилина. Каллиграфия соответствует правильному эстетическому развитию школьника, воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие.

Навык письма - это двигательный навык, и формируется он одновременно с умственным развитием. Разборчивый почерк повышает оценку преподавателя и в результате - самооценку самого школьника.

При формировании навыков правильного и красивого письма каждый учитель пользуется той методикой, которую выбирает для себя, приступая к работе, но основываются они на трех  основных моментах. Во-первых, обратить внимание на позу ребенка за письмом и рисованием. Во-вторых, научить его правильно держать пишущий инструмент. И, в-третьих, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.

Практическая часть:

Сегодня я покажу небольшое занятие по каллиграфии, познакомлю с начальными навыками и приемами обучения этому искусству.

1.Как правильно сидеть при письме:

  • сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть наклонить вперед;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;
  • обе руки на столе, опираются о стол.

2.Как правильно держать ручку:

  • Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца;
  • Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

3.Упражнения по координации движений пальцев

  • Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке.
  • Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

4.Начнем с разминки ( пишут гусиными перьями и чернилами либо гелевыми чёрными ручками ,на выбор). 

 1.  На ваших столах разлинованные листы с указанием правильного наклона и ручки. Первое упражнение – написание овалов. Внимание на экран (видео с упражнением). Приступаем.

 2.  Второе упражнение тоже достаточно простое, но эффективное. Для его выполнения нам понадобится лист с напечатанными на нем квадратами и ручка. Внимание на экран (видео с упражнением). Приступаем.

  3. А теперь, когда мы достаточно размяли наши пальчики, приступим к оформлению памятной надписи. Продумайте вариант текста. Это может быть поздравление с Новым годом, с 23 Февраля и пр. Можно просто написать своё имя. Пока мы не профессионалы, а только учимся, я советую сделать акцент на заглавные буквы. Строчные буквы напишите ровно и аккуратно, чтоб создать законченную композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе

Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке являет...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Конспект мастерской на тему "Эффективные приёмы работы над каллиграфией"

Материал разработан для проведения мастерской среди учителей начальных классов для корректировки почерка у учеников....