Конспект мастерской на тему "Эффективные приёмы работы над каллиграфией"
план-конспект

Елизавета Павловна Чернявская

Материал разработан для проведения мастерской среди учителей начальных классов для корректировки почерка у учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская на тему «Эффективные приёмы работы над каллиграфией»
Подготовила Чернявская Елизавета Павловна МОУ ИРМО «Марковская СОШ№2»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы по формированию каллиграфии навыков у младших школьников.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса;

-показать практическую значимость использования представленных приёмов;

-раскрыть содержание мастер-класса с помощью ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса, компьютер, проектор, раздаточный материал, бумага чёрная и белая, кисти, краски, вода, перо, чернило.  

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании каллиграфических навыков на уроках, обсудят плюсы, минусы и эффективность представленных приёмов, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей практике.

Ход проведения:
Добрый день, коллеги! Как ваше настроение? Готовы поработать? (ответы коллег) СЛАЙД

Первый этап индукция:
-
Коллеги, я являюсь молодым специалистом школы, как известно, ни один учебный процесс не проходит без проверки тетрадей. Скажите, сколько времени вы тратите на проверку тетрадей? С чем это связано? А какие тетради тяжелее проверять? По русскому языку или по математике? С чем это связано? Как думаете, почему так происходит? Почему большая затрата времени? (ответы коллег, формируем тему мастерской)

СЛАЙД
На слайде эпиграф «Каллиграфия - это наиболее сокровенная, личная, спонтанная форма выражения. Подобно отпечатку пальцев или голосу, она уникальна для каждого человека. В почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека.»

Прочитайте, согласны ли вы с этим эпиграфом? Почему? Что для вас почерк?

-«Каллиграфия- это искусство писать красивым почерком. Но заглядывая в тетради каждый раз мы всё больше и больше убеждаемся в том, что каллиграфические навыки у учеников не совершенствуются. Почему же так много ошибок? Что случилось с почерком? Это один из главных вопросов учителей и родителей.

-Как известно, меняются времена, люди, также меняются требования к письму, меняется мода на почерк. Изменялась поза при письме, принадлежности, которыми нужно было писать. Ещё в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас.

СЛАЙД
Вот эти правила представлены на слайде, обратите внимание.

1.Сидеть при письме не сгибаясь

2.Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол. Либо опирались равномерно.

3.Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких и наоборот для леворуких).

4.Писать прямо, а наклон будет создаваться за счёт наклонного положения тетради (бумаги).

 

Актуальность:
СЛАЙД

-Наверняка, каждый из вас, проверяя тетради своих учеников, был в негодовании от того, что не мог прочитать написанное. Уроки каллиграфии и чистописания одни из самых сложных, требующие упорства и времени.

-Сегодня мы не можем писать буквы, а после это всё упирается в проблему на ОГЭ, ЕГЭ. Вообще какие проблемы на ЕГЭ, ОГЭ происходят? Как влияет почерк на результаты? Есть такая теория, что почерк показатель здоровья человека.

С возрастом меняется физиология и внутреннее психологическое состояние человека. Ребёнок растёт и всё в нём меняется. И даже, увы, почерк! На мой взгляд почерк человека сродни с нашими частями тела с нашим голосом, обонянием и осязанием. Почерк не оторвать и не выжечь. Почерк-это поток наших мыслей, идей, чувств и эмоций.

Предлагаю вам рассмотреть анализ каллиграфических ошибок в почерке младших школьников:
СЛАЙД

1.Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2.Пишут буквы слишком размашисто или узко.

3.Разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4.Не соблюдается расположение букв по линиям строки.

5.Не выдерживается нужная высота букв.

6.Обнаруживается ломанность, вычурность письма.

7.Имеет место угловатость, «заборность» письма.

8.Не соблюдается связность букв при письме.

9.Полная неразборчивость.

-Все указанные ошибки являются следствием не сформированности правильного графического навыка.

-Также, не нужно забывать о том, как нужно держать ручку.
СЛАЙД

Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец – с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

Второй этап деконструкция:
-
Я использую для улучшения почерка детей:
СЛАЙД

1. Тренажёр

2.Задания со штриховкой

3.Письмо кистью с чёрным цветом по белой бумаге

4.Письмо кистью с белым цветом по чёрной бумаге

-Так как предыдущие да варианта финансово затратны, предлагаю поработать в продвинутом уровне. Возьмите в обе руки кисточки, обмакните их в воду и попробуйте двумя руками одновременно написать на доске букву «Б» или геометрическую фигуру трапеция. Кто желает? Смелее, коллеги!

5.Набор элементов соединения Монтессори
СЛАЙД

В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

6. «Колечки и шарики» для развития мелкой моторики рук.

Третий этап реконструкия:

-Коллеги, как вы думаете, реально ли в силах учителя исправить почерк ребёнка? (участники разделяются на группы по мнению или желанию)

Четвёртый этап социализация:
СЛАЙД

На слайде фотография тренажёра.

-На что направлено задание? Будет ли это эффективно? Есть ли польза от тренажёров? В чём?

-Коллеги, было приятно выслушать каждого из вас, но из моего опыта я могу сказать, что кроме тренажёра есть много не менее эффективных способов. На столах у вас лежит всё необходимое для выполнения некоторых заданий.

Пятый этап афиширование:

1 группа будет работать с тренажёром
СЛАЙД

Для слайда

Форма проведения: групповая

Оборудование: тренажёр, ручка, перо, карандаш

2 группа будет работать с заданием для штриховки

СЛАЙД

Форма проведения: групповая

Оборудование: задание со штриховкой, ручка, перо, карандаш

Учебная инструкция: возьмите предмет, который вас больше всего привлекает, попробуйте выполнить штриховку, по возможности поменяйтесь предметами.

3 группа будет работать с заданием письмо кистью с чёрным цветом на белой бумаге.

Учебная инструкция: обвести и рядом написать кистью с чёрным цветом буквы, по количеству человек в группе (каждый по 1 букве). Соблюдая нажатие кисти. Также можете попробовать написать букву перьевой ручкой.

Форма проведения: групповая

Оборудование: алфавит, бумага, кисти, банка с водой, краски, перьевая ручка

4 группа будет работать с заданием письмо кистью с белым цветом на чёрной бумаге.

Учебная инструкция: написать кистью с белым цветом буквы, по количеству человек в группе (каждый по 1 букве). Соблюдая нажатие кисти.

Форма проведения: групповая

Оборудование: алфавит, бумага, кисти, банка с водой, краски

СЛАЙД

Шестой этап разрыв:

-Сейчас мы дадим возможность высказаться каждой группе. Также ответить на вопросы. Плюсы и минусы данного вашей группе задания? Было ли эффективным выполнение задания? Поможет ли задание улучшить почерк детей? Почему? На партах у вас лежат чистые листы бумаги, зафиксируйте ответы письменно. Аргументируйте свой ответ. (работа на 5-7 минут) СЛАЙД (с вопросами)

-Сегодня мы с вами попробовали выполнить 4 разных приёма, исходя из полученного опыта сегодня на занятии, что вы можете сказать и какой сделать вывод?

-Необязательно работать над каллиграфией и почерком детей только на уроках русского языка. Как вы думаете, где ещё? (Для более эффективного улучшения почерка детей мы можем использовать метапредметные связи. Например, на уроках технологии – это лепка из пластилина, оригами, картины из рваной бумаги. С помощью этих заданий мы будем развивать у детей мелкую моторику рук. Окружающий мир – вырезание приложений при работе в рабочей тетради, математика – пишем цифры. Рисование.)

Седьмой этап рефлексия:
СЛАЙД

-У вас на столах лежит раздаточный материал с картинкой чемодана, мусорного ведра и мясорубки. Напишите рядом с картинкой чемодана что бы вы взяли с собой мастерской и будете использовать. Рядом с картинкой корзины напишите то, что вы бы не использовали, что вам не нужно. Рядом с картинкой мясорубки напишите то, что вам нужно ещё переосмыслить, «перекрутить» в голове.

-В конце нашей мастерской я бы хотела вручить вам буклеты. Пользуйтесь! Завершить свой мастер класс я бы хотела такими строчками:

У меня красивый почерк
Каждый этому был рад.
Пациентам переводчик
Был не нужен говорят.

Хорошо, что прямо с детства
Научилась я писать
И учителя всем сердцем
Благодарно вспоминать.

-Спасибо за внимание! СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над каллиграфией младших школьников

В документе описан процесс работы над почерком младших школьников...

Работа над каллиграфией письма

Материал для подготовки родительского собрания...

Статья "Особенности формирования учебных универсальных действий в процессе работы над каллиграфией в начальной школе."

В 1 ом классе одним из важнейших умений  является  овладение  каллиграфическим письмом. Эта проблема  остаётся актуальной  до сегодняшнего дня.Систематически формировать почер...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Статья "Технология работы над каллиграфией в 1 классе"

Формирование автоматизированности графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся по системе группировки письменных букв основано на логическом принципе. Важными условиями я...

Мастерская педагогических идей " Приёмы рефлексии в начальной школе в соответствии с ФГОС"

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостояте...