Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
материал
В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировать и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Одним из важных аспектов развития связной речи школьников считаю обогащение словарного запаса. Замечено, что словарь учащихся беден, связная речь примитивна. В связи с этим, при подготовке к изложению большое внимание уделяю работе по подбору синонимов и антонимов.
На своих уроках русского языка, начиная со 2 класса, я использую несколько видов упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь учителю. Выступление на РМО. | 19.01 КБ |
презентация содержит примерные упражнения по работе с текстом при подготовке к изложению | 151.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги! Тема моего выступления:
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировать и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Одним из важных аспектов развития связной речи школьников считаю обогащение словарного запаса. Замечено, что словарь учащихся беден, связная речь примитивна. В связи с этим, при подготовке к изложению большое внимание уделяю работе по подбору синонимов и антонимов.
На своих уроках русского языка, начиная со 2 класса, я использую несколько видов упражнений.
- Упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации.
- Упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами.
- Упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли.
- Упражнения, направленные на формирование умения находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Например:
1. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.
Такой вид работы можно давать со 2 класса.
2.Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений при помощи прилагательных.
Идёт весна.
Плачут сосульки.
Такого рода задания рекомендуется использовать, начиная с 3 класса, когда дети узнают, что такое второстепенные члены предложения. Можно организовать работу следующим образом: раздать детям карточки с данным предложениями, дать время на выполнение задания, а затем попросить нескольких учеников, чтобы они прочитали тексты, которые у них получились. Далее можно обсудить то, что тексты получились более красочными, подробными, а потом попросить детей подумать, изменился ли смысл текста. Делается вывод о том, что текст не изменился. Далее
3. Детям предлагаются правильно и неправильно составленные сочетания слов. Задается вопрос: «какие из приведенных оборотов являются правильными, а какие - ошибочными?» Маслить маслом, работать работу, угощать гостей, петь песни, писать письмо.
4.Учащимся предлагаются предложения, в которых есть речевые ошибки - неточно выбранное слово. Найдите в каждом предложении такое слово и замените его синонимом.
- У нее были прекрасные коричневые глаза (карие).
- Я весело брел по тропинке (шагал).
- В данных предложениях найдите однокоренные слова. Повтор однокоренных слов - это речевая ошибка. Исправьте ее
- Женя сконструировал конструкцию самолёта.
- В деревне жили старые старики.
- К весне зелень зазеленела.
- Назовите одним словом и запишите.
- Береза, ель, кедр – это ... (деревья).
- Ель, сосна, кедр – это ... (хвойные деревья).
- Деревья, цветы, травы – это ... (растения).
Перед началом работы над изложением, стараюсь заинтересовать больше учеников в процесс, например говорю: что самое хорошее изложение,
- обязательно прочитают в классе;
- повесят на стенд, как образец;
- вручат «Почетную обложку» для тетради;
- прочтут на родительском собрании и т. д.
Перед чтением обязательно предупреждаю детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):
- мальчики или девочки;
- первый или второй ряд;
- первый или второй вариант;
- личное первенство.
На своих уроках, я всегда прошу детей использовать черновики. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме: они могут сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы. У школьников появляется возможность соотнести написанное с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение предложения. И конечно же, обязательно нужно приучать детей к самопроверке. Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.
На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.
Важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо организованная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, развивать речь школьников, а в целом способствовать повышению языковой культуры, формированию у ребенка уважения и любви к родному языку.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Упражнения на выявление активного словарного запаса учащихся Слова, обозначающие предметы : фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п . учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставлять со смежными группами, отмечая сходство и различие . Слова, обозначающие признаки : цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов ). Слова, обозначающие действия : способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.
Например: 1. Назвать другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый) пояс узкий (и лента узкая) дыня желтая (и тыква желтая) речка быстрая (и ручей быстрый ). 2. Сравнить: по вкусу – лимон и мед, лук и виноград; по цвету – василек и гвоздику, грушу и сливу; по прочности – веревку и нитку, бумагу и ткань; по ширине – дорогу и тропинку, ручей и речку; по высоте – дом и шалаш, куст и дерево.
2. Упражнения , направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации . Например: Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст . Сенокос. Покрылся красивыми цветами луг . Колхозники выехали косить траву. Зашумели рабочие машины . Рядами ложилась скошенная трава . Колхозники сгребали сухое сено . Ребята помогали им.
3 . Упражнения , направленные на формирование умения сокращать текст разными способами. Например: Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений при помощи прилагательных . Сенокос. Покрылся цветами (какой?) луг. Колхозники выехали косить траву. Зашумели (какие?) машины. Рядами ложилась (какая?) трава. Колхозники сгребали (какое?) сено. Ребята помогали им.
4 . Упражнения , направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли . Например: Детям предлагаются правильно и неправильно составленные сочетания слов. Задается вопрос: «какие из приведенных оборотов являются правильными, а какие - ошибочными?» Маслить маслом, работать работу, угощать гостей, петь песни, писать письмо и др.
5 . Упражнения , направленные на формирование умения находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания . Например: В данных предложениях найдите однокоренные слова. Повтор однокоренных слов - это речевая ошибка. Исправьте ее Женя сконструировал конструкцию самолёта. В деревне жили старые старики. К весне зелень зазеленела . Учащимся предлагаются предложения, в которых есть речевые ошибки - неточно выбранное слово. Найдите в каждом предложении такое слово и замените его синонимом. У нее были прекрасные коричневые глаза (карие). Я весело брел по тропинке (шагал).
Назовите одним словом и запишите. Береза, ель, кедр – это ... (деревья). Ель, сосна, кедр – это ... (хвойные деревья). Деревья, цветы, травы – это ... (растения).
Перед началом работы над изложением, необходимо заинтересовать больше учеников в процесс, например сказать, что самое хорошее изложение, обязательно прочитают в классе; повесят на стенд, как образец; вручат «Почетную обложку» для тетради; прочтут на родительском собрании и т. д. Перед чтением обязательно предупреждаю детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты): - мальчики или девочки; - первый или второй ряд; - первый или второй вариант; - личное первенство.
При написании изложения необходимо использовать черновики . Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме . И конечно же, обязательно нужно приучать детей к самопроверке. Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...
Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»
Данная работа подскажет учителю начальных классов, как сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической на...
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
АннотацияВ статье показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения авторского ...
«Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Сочинения с элементами описания предметов формируют у детей любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школ...
Работа над изложением в начальной школе как компонент развития связной речи младших школьников
Моя работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьниковсвязной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценномуобщению, созданию коммуникативного комфорта человека...